Княгиня Ольга вошла в историю, как мудрая, волевая правительница, первая женщина во главе русского государства. Именно при Ольге европейские купцы стали называть Русь Гардарикой – страной городов. Они охотно торговали с русичами, но и побаивались их. Ведь Ольга известна еще и грозным возмездием, записанным во все хроники. «Огненной баней» покарала она знатных древлян, посмевших убить ее мужа, князя Игоря.
Но главный подвиг княгини Ольги – принятие Христовой веры и борьба с язычеством в русских землях. Она шла к этому решению всю жизнь и крестилась уже немолодой женщиной. В середине 10 века христианство уже пришло на Русь и даже в княжеской дружине были христиане. Наблюдая за ними, княгиня видела их особую стойкость и целомудрие, и ее сердце все больше склонялось к свету христианства.
Княгиня Ольга отправилась в Византию и крестилась в Константинополе осенью 954 года. При крещении она приняла имя Елена. С принятием новой веры она связывала особые надежды, но, вернувшись домой, Ольга испытала глубокое разочарование. Ее сын, князь Святослав, любитель военных походов и безудержных пиров, наотрез отказался принять веру Христову. И никакие мольбы матери, ни доводы разума, не помогали.
В соседнем помещении слышен шум пирушки, мужской хохот.
Святослав:
Матушка, не ко времени ты пришла. Может, мы после поговорим?
Княгиня Ольга:
Выслушай меня! Не стало у тебя времени ни для слов матери, ни для дел княжих. Негоже так. Остепенись, прими слово Христово…
Святослав:
Опять ты за свое! Я же не мешаю тебе… Проповедуй среди людей, строй храмы для новой веры. А мне оставь веру отцов наших.
Дружинник:
Княже, чего ж ты нас оставил! Без тебя и пир не пир, и веселья никакого!
Святослав:
А ну поди! Не видишь – с матушкой беседу веду.
Дружинник:
Прости, князь, и ты, княгиня! Не ведали мы, что дела у вас важные.
Дружинник выходит, шум пира стихает.
Княгиня Ольга:
Сыне, послушай меня, как мать, не как княгиню. От сердца мои слова. Познала я Бога и радуюсь духом. И к тебе та же радость придет.
Святослав:
И не проси, матушка. Негоже мне веру менять: как дружина на меня посмотрит? На смех меня подымет. Вот внуков я тебе доверил, им и проповедуй.
Княгиня Ольга:
Что ж, если Бог захочет помиловать наш род и русскую землю, то вложит им в сердце желание обраться к Богу. Так же как мне когда-то…
Равноапостольная Княгиня Ольга, в крещении Елена, ревностно проповедовала христианство среди жителей Киева, в северных землях Пскова и Новгорода, разрушала кумирни, ставила кресты. Она почтила память первых русских христианских исповедников Аскольда и Дира. Над их могилами были воздвигнуты Никольский храм и собор Святой Софии. В соборе, который был освящен 11 мая 960 года, Ольга установила восьмиконечный крест - тот самый, который она принесла в своих руках из Царьграда.
По счастью, князю Святославу некогда было заниматься своими детьми, и Ольга взяла на себя воспитание его малолетних сыновей – Ярополка, Олега и Владимира. На благодатную почву упало семя ее заботы – христианская истина укоренилась в сердце юного Владимира.
На склоне лет Ольге пришлось пережить горечь от торжества язычества в Киеве, видеть разрушение храмов, вынести осаду города печенегами. Чувствуя близкую кончину, она запретила совершать над ней языческую тризну и завещала похоронить по христианскому обряду. Что и было сделано. А спустя 19 лет после ее кончины на киевский престол взошел ее внук, князь Владимир, который не только принял святое крещение, но и крестил все русские земли.
Псалом 129. Богослужебные чтения

В каком месте молиться легче всего? Какая обстановка благоприятствует самому эффективному разговору с Богом? Ответ на этот вопрос находим в 129-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 129.
Песнь восхождения.
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
Только что прозвучавший псалом относится к числу покаянных. Начинается он с упоминания о некоей глубине, в которой находится автор, царь Давид и из которой обращается к Богу. Что это за глубина? Очевидно, что это не конкретное место в пространстве. С еврейского языка это слово можно перевести как «пучина», «бездна». И указывает оно скорее на тяжёлое душевое состояние безысходности и безнадёжности. Поэтому в других псалмах это слово используется в одном ряду с такими выражениями, как «глубокое болото» и «тина», в которых вязнет человек.
Всем нам в свою меру понятно, о чём идёт речь. Яркий пример — выходишь на улицу весной, яркое солнце, капель, природа просыпается, птички поют, а на душе тоска, мрак и горечь. Ничего не радует. Словно в яму глубокую провалился. Вот она пучина и бездна, о которой говорит псалмопевец. Нередко, чтобы вылезти из этой ямы, мы пытаемся на что-то переключить своё внимание, чем-то себя развлечь. Смотрим фильм, читаем книгу, идём к друзьям, просто гуляем. И это срабатывает. Жизнь снова начинает нас радовать.
Однако, чем взрослее мы становимся, тем больше неудовлетворённости может быть в нашей душе. Уже не радуют ни друзья, ни семья, ни отдых, ни новые покупки, ни поездки. Всё это словно перестает работать. Жизнь кажется нам безвкусной и прогорклой. Всё это и есть края той бездны, о которой говорит сегодня псалмопевец. И она готова разверзнуться прямо внутри нас во всей полноте. Это жуткое состояние сердечной пустоты. Чтобы заткнуть эту дыру, человек порой бросается во все тяжкие. Становится одержим разными зависимостями, тяжко мучается и мучает окружающих.
Очевидно, что автору псалма, царю Давиду, были не понаслышке знакомы подобные тяжёлые состояния. Но в отличие от многих, он понял, что Единственный, кто может выдернуть нас из этого ада, — это Господь. К Нему и должна быть обращён наш крик о помощи. И часто оказывается так, что молитва из этой сердечной бездны обладает куда большей силой, чем те просьбы, которые мы возносим к Творцу в состоянии внутреннего довольства и душевной сытости. Не только по той причине, что мы чувствуем, как погибаем в этой яме, а по той, что, кроме как на Бога, надеяться нам больше не на кого. Мы отчаянно цепляемся за Него как за последний шанс.
Многие из нас не дошли до такого тяжёлого состояния. Но порой мы всё же чувствуем, как эта пустота начинает заползать в наше сердце. Мы ощущаем в нём присутствие чего-то жуткого и ужасного перед чем мы бессильны. Нас парализует страх. Не будем торопиться бежать от этой пустоты. Заваливать её впечатлениями, эмоциями, заедать её или запивать. Попробуем использовать эту силу себе во благо. Признаем, что мы беспомощны и бессильны перед ней и перед этой жизнью. И из этого состояния, с этого места обратимся ко Творцу с молитвой. Удивительно, как быстро Господь даёт ответ на такую молитву. Там, где мгновение назад был мрак бездны, разливается тёплый и яркий свет Небесного Царства.
Псалом 129. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 129. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 129. На струнах Псалтири
1 Из глубины взываю к Тебе, Господи.
2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.
3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония,- Господи! кто устоит?
4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.
5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.
6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи - утра, более, нежели стражи - утра.
7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,
8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема