Княгиня Ольга вошла в историю, как мудрая, волевая правительница, первая женщина во главе русского государства. Именно при Ольге европейские купцы стали называть Русь Гардарикой – страной городов. Они охотно торговали с русичами, но и побаивались их. Ведь Ольга известна еще и грозным возмездием, записанным во все хроники. «Огненной баней» покарала она знатных древлян, посмевших убить ее мужа, князя Игоря.
Но главный подвиг княгини Ольги – принятие Христовой веры и борьба с язычеством в русских землях. Она шла к этому решению всю жизнь и крестилась уже немолодой женщиной. В середине 10 века христианство уже пришло на Русь и даже в княжеской дружине были христиане. Наблюдая за ними, княгиня видела их особую стойкость и целомудрие, и ее сердце все больше склонялось к свету христианства.
Княгиня Ольга отправилась в Византию и крестилась в Константинополе осенью 954 года. При крещении она приняла имя Елена. С принятием новой веры она связывала особые надежды, но, вернувшись домой, Ольга испытала глубокое разочарование. Ее сын, князь Святослав, любитель военных походов и безудержных пиров, наотрез отказался принять веру Христову. И никакие мольбы матери, ни доводы разума, не помогали.
В соседнем помещении слышен шум пирушки, мужской хохот.
Святослав:
Матушка, не ко времени ты пришла. Может, мы после поговорим?
Княгиня Ольга:
Выслушай меня! Не стало у тебя времени ни для слов матери, ни для дел княжих. Негоже так. Остепенись, прими слово Христово…
Святослав:
Опять ты за свое! Я же не мешаю тебе… Проповедуй среди людей, строй храмы для новой веры. А мне оставь веру отцов наших.
Дружинник:
Княже, чего ж ты нас оставил! Без тебя и пир не пир, и веселья никакого!
Святослав:
А ну поди! Не видишь – с матушкой беседу веду.
Дружинник:
Прости, князь, и ты, княгиня! Не ведали мы, что дела у вас важные.
Дружинник выходит, шум пира стихает.
Княгиня Ольга:
Сыне, послушай меня, как мать, не как княгиню. От сердца мои слова. Познала я Бога и радуюсь духом. И к тебе та же радость придет.
Святослав:
И не проси, матушка. Негоже мне веру менять: как дружина на меня посмотрит? На смех меня подымет. Вот внуков я тебе доверил, им и проповедуй.
Княгиня Ольга:
Что ж, если Бог захочет помиловать наш род и русскую землю, то вложит им в сердце желание обраться к Богу. Так же как мне когда-то…
Равноапостольная Княгиня Ольга, в крещении Елена, ревностно проповедовала христианство среди жителей Киева, в северных землях Пскова и Новгорода, разрушала кумирни, ставила кресты. Она почтила память первых русских христианских исповедников Аскольда и Дира. Над их могилами были воздвигнуты Никольский храм и собор Святой Софии. В соборе, который был освящен 11 мая 960 года, Ольга установила восьмиконечный крест - тот самый, который она принесла в своих руках из Царьграда.
По счастью, князю Святославу некогда было заниматься своими детьми, и Ольга взяла на себя воспитание его малолетних сыновей – Ярополка, Олега и Владимира. На благодатную почву упало семя ее заботы – христианская истина укоренилась в сердце юного Владимира.
На склоне лет Ольге пришлось пережить горечь от торжества язычества в Киеве, видеть разрушение храмов, вынести осаду города печенегами. Чувствуя близкую кончину, она запретила совершать над ней языческую тризну и завещала похоронить по христианскому обряду. Что и было сделано. А спустя 19 лет после ее кончины на киевский престол взошел ее внук, князь Владимир, который не только принял святое крещение, но и крестил все русские земли.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (03.09.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что делать, если я живу в окружении порочных людей? Что я могу противопоставить недостаткам своих ближних? Как мне вести себя, чтобы сделать их лучше? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й и 10-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Христиане Коринфа собрали для Иерусалимской общины, которая оказалась в затруднительном материальном положении, финансовую помощь. Однако у некоторых из коринфских верующих появились сомнения, дойдёт ли эта помощь до адресата. Были те, кто стал наговаривать на Павла, что, дескать, он корыстный человек и он присвоит эти средства. В ответ на эту клевету и звучат те слова апостола, которые мы только что услышали.
Павел обличает мотив, побуждающий его противников злословить его и выставлять обманщиком. Они смотрят на него как на поступающего «по плоти». То есть видят в Павле человека, который действует не по внушению Святого Духа, но по своему личному разумению, ради собственной выгоды. Поэтому он призывает их обратить внимание на то, как через него действует сила Божия, которая, по его выражению, «разрушает твердыни». Скорее всего, Павел подразумевает свои победы над языческими философами, а также иудейскими богословами. Кроме того, апостол призывает своих оппонентов посмотреть, сколько людей благодаря его трудам обратились в Христову веру. Всё это должно быть достаточным свидетельством для того, чтобы увидеть, какой Дух действует через апостола.
Однако Павел приводит ещё один аргумент. «На личность ли смо́трите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы». Мысль апостола следующая. Нам свойственно видеть в людях то, что мы видим в себе. Нередко мы приписываем окружающим собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и прочее. И мы при этом уверены, что это не наше, а другого человека. Психологи называют это свойство нашего сознания проекцией. Это общий естественный механизм. Его действие прекрасно иллюстрирует притча о пчеле и мухе. Пчёлка везде видела ароматные цветы, а муха — только навозные кучи. И Сам Господь упоминает в Евангелии об этой закономерности: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».
Эту логику Павел и применяет в борьбе со своими противниками. Если человек Христов, то он и об окружающих будет судить как о тех, кто в той или иной степени связан со Христом. Даже в тех, кто наполнен тьмой, он будет склонен видеть проблески света. И, напротив, если человек не обращает внимания даже на явные проявления Святого Духа через Павла и продолжает настойчиво обвинять его в корысти, это явное свидетельство его собственного сердечного состояния. Какая-то страсть точит его душу. А потому и в окружающих он ощущает подвох.
Всё сказанное имеет практические выводы. Порой мы обязаны просто в силу своей должности противостоять злу и сражаться за правду. И это делать необходимо. Однако важно помнить, что, если бы источником наших проблем были только окружающие люди, мы были бы обречены. Ведь в конечном счёте исправить окружающих невозможно. А потому порой сражение с пороками близких напоминает бой со Змеем Горынычем. Одну голову отрубил, а на её месте две новые выросли. И так до бесконечности. Поэтому главной заботой христианина должна быть работа над изменением собственного сердца. Преподобный Паисий Святогорец советовал приучить себя почаще включать добрый помысел. То есть заставлять себя думать о человеке хорошее даже в том случае, когда житейский опыт побуждает тебя думать плохое. Если такой работы не будет, то всякое наше сражение за правду, даже самое искреннее, в итоге превратится в безумие и противостояние истине.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать работу горячей линии «Милосердие»

Макар из Республики Башкортостан растёт в большой семье. Серьёзный и ответственный парень, старается учиться на отлично. Он хочет в будущем найти хорошую работу и помочь родным выбраться из сложных жизненных обстоятельств.
Семья живёт сельской местности и находится в трудном финансовом положении. Пять лет назад, когда началась пандемия коронавируса, и школы перешли на удалённое обучение, 10-летнему Макару, а также его братьям и сёстрам пришлось пропускать уроки. Так сложилось, что у них не оказалось под рукой ни компьютера, ни современных телефонов, чтобы выходить в Интернет, участвовать в занятиях и выполнять задания. Но школьник не растерялся. Он позвонил на горячую линию Русской Православной Церкви и попросил о помощи. Подросток объяснил, что ему и его родным для учёбы необходим ноутбук.
Просьбу ребёнка не оставили без ответа. Нужную технику семье Макара доставил домой священник Уфимской епархии. Растроганный подросток выбежал ему на встречу, у него не было сомнений, что это именно то, чего он и его близкие так ждали.
Обратиться на горячую линию социальной помощи Русской Православной Церкви может любой человек. Каждый день на номер 8 800 70 70 222 поступают сотни звонков. Ситуации и просьбы самые разные. И ни одна из них не остаётся без внимания. Сейчас большинству необходима поддержка продуктами, одеждой и жизненно важными лекарствами, особенно людям, которые находятся в зоне конфликта. Чаще всего помощь важно оказать быстро, поэтому у горячей линии должны быть на это ресурсы. Поддержите работу проекта на платформе «Поможем», совершив любой благотворительный взнос. И пусть помощь приходит вовремя к тем, кто её очень ждёт.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов