
Стоит на берегу Сиверского озера красавец-монастырь. Белоснежные стены, неприступные башни. Один из самых крупных российских монастырей основал в 1397 году монах Кирилл, прозванный позже Белозерским.
Кирилл мечтал о монашеском служении с юности, но его опекун и благодетель, боярин Вельминов, не отпускал любимого слугу в монастырь. Долгие годы был Кирилл монахом только в своих помыслах. Постриг принял довольно зрелым человеком. Став иноком московского Симонова монастыря, нес послушание в хлебопекарне: носил воду, колол дрова, раздавал хлеб. Глядя на пылающий огонь в печи, часто говорил себе: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь». Девять лет трудился преподобный Кирилл, соблюдая строгие посты, отдавая ночи молитвам во славу Господа. Братья по монашескому ордену избрали его новым игуменом монастыря. Мирские заботы и хлопоты отвлекали от молитвенного служения, и вскоре Кирилл отказался от игуменства, от власти и богатства, принял обет безмолвия и затворился в келье, проводя дни в трудах по переписке книг, а ночи – в молитвах. Однако люди, почитая Кирилла как чудотворца и прозорливца, толпились у его кельи, просили духовного руководства.
И тогда ушел инок Кирилл из Москвы на север, в глухие белозерские леса.
Девочка:
— Вот грибок, еще грибок… Проша, смотри, на Ивановой горке крест стоит.
Мальчик:
— Там в землянке божий человек поселился. Сказывают – бывший игумен целого монастыря в Москве. Считай, большой человек был, а теперь вон в лесу живет, сам землю копает и деревья валит.
Девочка:
— А чего ему тут надо-то?
Мальчик:
— Монастырь будет строить. Люди говорят – сама Богородица ему это место указала. Посреди молитвы услышал он ее чудесный голос, иди, мол, на Белое озеро, там твое место. Вот он и пришел. Сначала, его еще один монах провожал, Ферапонт, из наших мест. Но он дальше пошел, а этот вот остался. Потому что он в видении видел: большое озеро, по одну сторону — гора, по другую — густой лес, за лесом долина... Совсем как у нас тут.
Девочка:
— И не страшно ему одному-то?
Мальчик:
— А Богородица его оберегает. Сказывают, боярин один думал, что у старика в землянке богатство великое припрятано, и наслал сюда разбойников, чтоб, значит, поживу поиметь. А явились лихоимцам стрельцы с луками на страже вокруг жилища. Испугались разбойники, да разбежались. А на самом деле не было никого — лес глухой кругом.
Девочка:
—На вид такой добрый дедушка, седой, худенький. Он не хворый, а, Прошка?
Мальчик:
— Да почем я знаю? Он молчит, не разговаривает ни с кем. Мы с ребятами ходили за рыбой на озеро, встретили его. Испугались, Федьку хромого вперед вытолкали. Он поклонился, и говорит: возьмите окуней, старче, только старосте не жалуйтесь, что мы тут рыбачили.
Девочка:
—А дедушка что?
Мальчик:
— Рыбы не взял, перекрестил нас всех, а Федюшку по голове погладил. И ушел.
Девочка:
— И все?
Мальчик:
— Нет! Федька-то хромать перестал! Бегает теперь туда, к старику. Помогает. А тот его читать учит.
Девочка:
— Прош, хорошо, что будет монастырь…
Кирилл недолго оставался один. Постепенно к нему потянулись другие иноки. Совместными усилиями они построили деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Так на берегу Сиверского озера возник Успенский Кирилло-Белозерский, или просто Кириллов монастырь. Кирилл ввел в монастыре строгий общежительский устав, запрещавший монахам отвлекаться от служения на мирские заботы. Никто из монахов не имел личной собственности. Братьям не позволялось даже держать воду для питья в своих кельях. Однако игумен личным примером и кротостью заслужил безграничное уважение как среди своих собратьев, так и среди окрестных жителей. Мудрец и книжник, Кирилл основал в монастыре библиотеку, школу, занимался просветительством. До нашего времени дошли 12 книг из личной библиотеки преподобного Кирилла.
Тридцать лет Кирилл был игуменом Монастыря, еще при жизни прославившись многими чудесами. Совершались они и после его смерти, оберегая и защищая обитель от зла. Кириллов монастырь пользовался особым уважением в России, охраняя сухопутный путь из Москвы в Архангельск, стал центром паломничества и крупным культурно-экономическим центром русского севера. Сам Кирилл Белозерский в 1547 был причислен к лику святых.
«Необычный приход к вере»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Наталия Лангаммер, Кира Лаврентьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках священник Николай Катан — вспоминали личные истории о необычном или неожиданном приходе к вере.
Все выпуски программы Светлые истории
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема











