Недавно брала интервью у одного хорошего психолога, который занимается проблемами подростков. Я спрашивала о том, изменилось ли отношение к детям в семье в современном мире в лучшую сторону. Стали ли родители более цивилизованно себя вести по отношению к детям. Ведь согласитесь, в нашей жизни уже не случается таких вещей, о которых мы читаем в литературе прошлого века. Мы не порем детей розгами. Не ставим их коленками на горох. Учителям запрещается бить бедняжек по рукам линейкой. Что там еще можно вспомнить? Из ужасов прошлого века? А, помните рассказик для детей Льва Толстого о том, как ребенок съел сливу тайно из миски — а теперь внимание: самое страшное! — при этом сливы мама предварительно пересчитала!!! А папа еще и нанес мальчику психологическую травму: сказал, что если кто косточку от сливы проглотит — то умрет. Остроумно, правда? И бедное дитя испытало чудовищное унижение от того, что выдало себя в состоянии стресса словами: Косточку я в окно выбросил!
Но это все в прошлом, говорю я. Наш максимум наказания — ой, самое — самое страшное — это: на целый день лишаю тебя компьютера! Аж мурашки по коже...
И тут Елена Александровна, мощный психолог, который занимается множеством подростковых проблем, меня ошеломила. Кстати, слово «ошеломила» — значит, ударила по шлему. Вот я такая пришла в шлеме своего современного отношения к воспитанию, радуюсь нашей цивилизованности — и тут ведущий специалист мне говорит: Вы шлем-то, деточка, снимите. И тогда услышите, как обстоят дела на самом деле. А на самом деле эта ужасная мама с пересчитанными сливами — очень последовательная мать. Она наверняка потом могла купить еще пару килограммов слив для своих детей. И уж точно их не пересчитывать. Представляете, как сложно на самом деле для родителей быть последовательными и настойчивыми в воспитании детей? Чтобы дети понимали причинно-следственную связь между неподобающим поведением, розгами, горохом и вот этими — сливами? На самом деле отслеживание поведения детей — это сложно, трудоемко и не всегда приятно. Гораздо проще сказать: пойди, милый, поиграй на компьютере. Или — все, компьютера на сегодня нет!
Дети, когда плохо себя ведут, на самом деле буквально кричат своим поведением: пожалуйста, сделайте со мной что-нибудь, чтобы я вырос хорошим! Потому что дети в душе — христиане. Но большинство современных родителей пересчитывать сливы не станут. Нет у них сил и не работает их ум в сторону продуманных и доведенных до конца наставлений или если угодно — наказаний. Потому что это тяжело и сложно. Но без этих потраченных усилий из ребенка может не вырасти приличный человечек. И об этом надо бить тревогу. И об этом писал Толстой.
Вот так неожиданно я обновила в памяти классический рассказик, который казался мне довольно чудным, когда я читала его в детском возрасте. Увы, подумала я тогда, мои детки уже выросли, и я видимо не из тех тщательных мамочек, которые знали, сколько слив на семейном блюде. Помоги Господи тем родителям, у которых на повестке дня — новые и новые гаджеты, в которые все плотнее погружаются их чада. Дай им сил и мудрости! Ведь среди них довольно скоро окажутся и мои дети!
11 января. О свободе человека и покорности Богу
В 4-й главе Послания апостола Иакова есть слова: «Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас».
О свободе человека и покорности Богу — священник Стахий Колотвин.
Как говорят в русском народе, свято место, пусто не бывает. Поэтому, когда апостол Павел нам что-то советует и вдохновляется Духом Святым, который наполняет апостольские слова, то это не некоторая теория, не просто красивые слова, а практическое указание, как, что надо делать, чтобы добиться результата. В данном случае, наиважнейшего результата всей нашей жизни — спасение души, соединение с Богом. Если ты не покоряешься Богу, это не значит, что ты окажешься непокоренным. Это значит, что придет сатана и тебя покорит, закует в кандалы, и ты будешь порабощен. А когда ты приходишь и покоряешься Богу, к источнику свободы, то, наоборот, вспомните, как блудный сын бежит к отцу, чтобы упасть перед ним, говорит «Господи, возьми меня в работники», а тот его поднимает, обнимает, дает ему перстень, символ власти, и таким образом человек, который покоряется Богу, его божественным заповедям, наоборот, обретает безграничную свободу, причем уникальную свободу, которая не закончится в этой земной жизни, но в ней уже начнется.
Не просто будет свободно чувствовать себя уже сейчас душа, но и эта свобода продолжится в жизни вечной.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 января. О преступлении Ирода
Сегодня 11 января. День памяти Мучеников 14 000 младенцев, в первом веке от Ирода в Вифлееме убиенных.
О преступлении Ирода, — протоиерей Андрей Ефанов.
Жизнь Ирода Великого представляла собой бесконечную борьбу за власть. Став правителем Израиля в результате политических интриг, Ирод не мог надеяться на то, что его власть достаточно укреплена и безопасна. Правление Ирода отмечено многими жестокими преступлениями ради мнимой стабильности власти Ирода. Тем ужаснее геноцид Ирода по отношению к младенцам города Вифлеем. Не зная, кто конкретно представляет угрозой его царствованию, Ирод приказал убить всех мальчиков в возрасте до двух лет.
На примере этого поступка Ирода мы видим, к чему может привести страсть к властолюбию, если она сопряжена с неограниченной властью. Нам, христианам, иногда приходится занимать руководящие должности, иметь в своем подчинении людей и даже целое общество. Но всегда надо держать в уме преступление Ирода, чтобы то, что мы делаем по необходимости, не стало тем, что возобладает над нами и сделает нас своими рабами.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 288 зач., VI, 11-16.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую мы боимся сомнений в вере. Нам кажется, что если признаться самим себе в том, что у нас есть сомнения, есть вопросы, есть недоумения, есть боязливость и что нам далеко не всё понятно во взаимоотношениях Бога с созданным Им миром, то такое признание будет означать фактическую утрату веры. Поэтому многие христиане бояться даже думать о каких бы то ни было сомнениях, они буквально запрещают себе это делать, ну а тех, кто пытается привести их к размышлениям, они называют чуть ли не еретиками и отступниками. Любопытно, что первое поколение христиан было во много крат честнее нас, христиане первых веков позволяли себе сомневаться, ведь они знали, что вера подобна лёгкому дуновению ветерка в жаркий полдень, и она совсем непохожа на изнуряющую метель Заполярья. Веру трудно удержать, и легко потерять, за неё нужно бороться. Об этом писал святой апостол Павел в своём Первом послании к Тимофею. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 6-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 6.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе
14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,
15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,
16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
Прозвучавший только что отрывок апостольского послания представляет собой краткие увещевания апостола Павла, адресованные его ученику Тимофею. В этих увещеваниях легко проследить одну общую мысль: вера и христианское призвание — это то, что нужно подкреплять жизнью, и то, за что нужно всеми силами бороться.
В используемом нами синодальном переводе эти мысли хоть и видны, однако не вполне отчётливо, а потому будет уместным процитировать более современный русский перевод: «Добивайся справедливости, подлинного благочестия, веры, любви, стойкости, кротости. Веди достойную битву веры, овладей вечной жизнью, к которой ты был призван!» Мы видим, что здесь использованы довольно необычные для разговора о вере слова: «добивайся» и «битва». Оказывается, что недостаточно просто единожды уверовать во Христа и спокойно дожидаться блаженной вечности, оказывается, что за веру, благочестие, любовь, стойкость и кротость нужно биться.
Что это означает на практике? Конечно же, речь не идёт о битвах в прямом смысле этого слова, христианство вообще крайне скептично относится к применению физической силы, видя в этом досадную неизбежность падшего мира, но никак не то, к чему могут быть призваны все христиане ради достижения Царства Небесного. Да и ученик апостола Павла Тимофей не был замечен в битвах. В данном случае слово «битва» стоит рассматривать как указание на ту непрестанную собранность всех сил человека, которая бывает ему нужна во время сражения. В сражениях нет места расслабленности, отдыху и уж тем более там нет места сну.
Вообще, говоря о духовной жизни, апостол Павел любил использовать военные и спортивные аналогии. Стоит обратить внимание, что в прозвучавшем сегодня отрывке разговор о битве идёт не только в контексте стяжания добродетелей, битва требуется и для поддержания самой веры. Это означает, что вера со всех сторон будет подвергаться нападкам, её врагами станут и наша собственная человеческая слабость с желанием непринуждённой комфортной светской жизни, и внешние враги веры, в первую очередь, те самые духовные сущности, которые сумели лишить веры в премудрость и благость Творца наших прародителей. По отношению к нам они занимаются тем же самым, и мы должны это понимать, ну а если мы делаем вид, что с нашей верой всё и всегда хорошо, это означает, что у нас и вовсе нет веры, ведь как никто не станет пытаться отобрать драгоценности у нищего, так и противостоящие Богу силы не станут отбирать веру у того, у кого её попросту нет.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов