Недавно брала интервью у одного хорошего психолога, который занимается проблемами подростков. Я спрашивала о том, изменилось ли отношение к детям в семье в современном мире в лучшую сторону. Стали ли родители более цивилизованно себя вести по отношению к детям. Ведь согласитесь, в нашей жизни уже не случается таких вещей, о которых мы читаем в литературе прошлого века. Мы не порем детей розгами. Не ставим их коленками на горох. Учителям запрещается бить бедняжек по рукам линейкой. Что там еще можно вспомнить? Из ужасов прошлого века? А, помните рассказик для детей Льва Толстого о том, как ребенок съел сливу тайно из миски — а теперь внимание: самое страшное! — при этом сливы мама предварительно пересчитала!!! А папа еще и нанес мальчику психологическую травму: сказал, что если кто косточку от сливы проглотит — то умрет. Остроумно, правда? И бедное дитя испытало чудовищное унижение от того, что выдало себя в состоянии стресса словами: Косточку я в окно выбросил!
Но это все в прошлом, говорю я. Наш максимум наказания — ой, самое — самое страшное — это: на целый день лишаю тебя компьютера! Аж мурашки по коже...
И тут Елена Александровна, мощный психолог, который занимается множеством подростковых проблем, меня ошеломила. Кстати, слово «ошеломила» — значит, ударила по шлему. Вот я такая пришла в шлеме своего современного отношения к воспитанию, радуюсь нашей цивилизованности — и тут ведущий специалист мне говорит: Вы шлем-то, деточка, снимите. И тогда услышите, как обстоят дела на самом деле. А на самом деле эта ужасная мама с пересчитанными сливами — очень последовательная мать. Она наверняка потом могла купить еще пару килограммов слив для своих детей. И уж точно их не пересчитывать. Представляете, как сложно на самом деле для родителей быть последовательными и настойчивыми в воспитании детей? Чтобы дети понимали причинно-следственную связь между неподобающим поведением, розгами, горохом и вот этими — сливами? На самом деле отслеживание поведения детей — это сложно, трудоемко и не всегда приятно. Гораздо проще сказать: пойди, милый, поиграй на компьютере. Или — все, компьютера на сегодня нет!
Дети, когда плохо себя ведут, на самом деле буквально кричат своим поведением: пожалуйста, сделайте со мной что-нибудь, чтобы я вырос хорошим! Потому что дети в душе — христиане. Но большинство современных родителей пересчитывать сливы не станут. Нет у них сил и не работает их ум в сторону продуманных и доведенных до конца наставлений или если угодно — наказаний. Потому что это тяжело и сложно. Но без этих потраченных усилий из ребенка может не вырасти приличный человечек. И об этом надо бить тревогу. И об этом писал Толстой.
Вот так неожиданно я обновила в памяти классический рассказик, который казался мне довольно чудным, когда я читала его в детском возрасте. Увы, подумала я тогда, мои детки уже выросли, и я видимо не из тех тщательных мамочек, которые знали, сколько слив на семейном блюде. Помоги Господи тем родителям, у которых на повестке дня — новые и новые гаджеты, в которые все плотнее погружаются их чада. Дай им сил и мудрости! Ведь среди них довольно скоро окажутся и мои дети!
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..