Недавно брала интервью у одного хорошего психолога, который занимается проблемами подростков. Я спрашивала о том, изменилось ли отношение к детям в семье в современном мире в лучшую сторону. Стали ли родители более цивилизованно себя вести по отношению к детям. Ведь согласитесь, в нашей жизни уже не случается таких вещей, о которых мы читаем в литературе прошлого века. Мы не порем детей розгами. Не ставим их коленками на горох. Учителям запрещается бить бедняжек по рукам линейкой. Что там еще можно вспомнить? Из ужасов прошлого века? А, помните рассказик для детей Льва Толстого о том, как ребенок съел сливу тайно из миски — а теперь внимание: самое страшное! — при этом сливы мама предварительно пересчитала!!! А папа еще и нанес мальчику психологическую травму: сказал, что если кто косточку от сливы проглотит — то умрет. Остроумно, правда? И бедное дитя испытало чудовищное унижение от того, что выдало себя в состоянии стресса словами: Косточку я в окно выбросил!
Но это все в прошлом, говорю я. Наш максимум наказания — ой, самое — самое страшное — это: на целый день лишаю тебя компьютера! Аж мурашки по коже...
И тут Елена Александровна, мощный психолог, который занимается множеством подростковых проблем, меня ошеломила. Кстати, слово «ошеломила» — значит, ударила по шлему. Вот я такая пришла в шлеме своего современного отношения к воспитанию, радуюсь нашей цивилизованности — и тут ведущий специалист мне говорит: Вы шлем-то, деточка, снимите. И тогда услышите, как обстоят дела на самом деле. А на самом деле эта ужасная мама с пересчитанными сливами — очень последовательная мать. Она наверняка потом могла купить еще пару килограммов слив для своих детей. И уж точно их не пересчитывать. Представляете, как сложно на самом деле для родителей быть последовательными и настойчивыми в воспитании детей? Чтобы дети понимали причинно-следственную связь между неподобающим поведением, розгами, горохом и вот этими — сливами? На самом деле отслеживание поведения детей — это сложно, трудоемко и не всегда приятно. Гораздо проще сказать: пойди, милый, поиграй на компьютере. Или — все, компьютера на сегодня нет!
Дети, когда плохо себя ведут, на самом деле буквально кричат своим поведением: пожалуйста, сделайте со мной что-нибудь, чтобы я вырос хорошим! Потому что дети в душе — христиане. Но большинство современных родителей пересчитывать сливы не станут. Нет у них сил и не работает их ум в сторону продуманных и доведенных до конца наставлений или если угодно — наказаний. Потому что это тяжело и сложно. Но без этих потраченных усилий из ребенка может не вырасти приличный человечек. И об этом надо бить тревогу. И об этом писал Толстой.
Вот так неожиданно я обновила в памяти классический рассказик, который казался мне довольно чудным, когда я читала его в детском возрасте. Увы, подумала я тогда, мои детки уже выросли, и я видимо не из тех тщательных мамочек, которые знали, сколько слив на семейном блюде. Помоги Господи тем родителям, у которых на повестке дня — новые и новые гаджеты, в которые все плотнее погружаются их чада. Дай им сил и мудрости! Ведь среди них довольно скоро окажутся и мои дети!
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема