Люди не слушаются голоса разума. Они старательно игнорируют любые данные, которые могут изменить их мнение, и охотно верят явным фальшивкам, уже десять раз разоблаченным. Они отвергают достоверную информацию, предоставленную порядочными, заслуживающими доверия источниками — и верят вопиюще лживой пропаганде. Люди выражают острое сочувствие жертвам их врагов — которое тут же исчезнет, если окажется, что это жертвы их друзей. Негодуют на несправедливости, совершенные противной партией, и, как минимум, игнорируют (или одобряют) такие же действия своей.
Я постоянно вижу это в социальных сетях — и я вижу, как люди приходят в глубокое огорчение, ярость, гнев и неистовство из-за того, что их собеседники настолько непробиваемо глупы, лицемерны, и морально испорчены.
Однако — в минуту озарения, когда ангел-хранитель успевает улучить секунду тишины и шепнуть это на ухо — это просто обычные люди. Мы сами так выглядим со стороны. Это человеческая природа.
Таковы уж племенные механизмы, которые срабатывают по умолчанию. Они очень глубоко зашиты, как коленный рефлекс. Человек хочет принадлежать к племени и получать его одобрение; поэтому он будет повторять то, что вызовет одобрение «своих» — даже если это явная неправда, и игнорировать правду, принять которую значило бы проявить нелояльность к племени.
Если у нас сложился какой-то взгляд на ситуацию, мы будем придерживаться его и отбрасывать все, что в него не умещается — причем неосознанно, автоматически.
Это как течение — если не прилагать сознательных усилий, чтобы противиться ему, оно уносит.
Мы не можем достигнуть объективности — мы не обладаем ни всеведением, ни безошибочностью суждений, и совершенно неизбежно подвержены тем же психологическим механизмам, что и другие люди. Но мы кое-что можем.
Прежде всего, признать свою погрешимость. Мой взгляд на ситуацию — это не Божий взгляд. Это взгляд немощного, грешного, пристрастного и плохо осведомленного человека. Это не значит, конечно, что у меня не может быть своей точки зрения — это значит, что у меня нет оснований полагать, что она непременно совпадает с Божией точкой зрения. Моя правда — это не Божия правда. Мои суждения — это не Божии суждения.
Мои оппоненты — не злодеи, не зомби. Они подобные мне грешные человеки. Они так же, как и я, не слушают голоса разума. Это, хотя бы, поможет отложить гнев и ярость. Мы все тут бедные заблуждающиеся люди — хотя по-разному.
Исаак Левитан. «Одуванчики»
— Так вот почему вы так стремились в Чебоксары, в Чувашский художественный музей, Андрей Борисович! Здесь экспонируется полотно вашего любимого художника, Исаака Левитана!
— Вы проницательны, Маргарита Константиновна! Я действительно хотел увидеть своими глазами картину «Одуванчики». Посмотрите, сколько в ней очарования!
— И вместе с тем простоты! Цветы стоят в глиняном кувшине. Кроме белых, созревших бутонов, здесь и жёлтые медовые солнышки, и нераскрывшиеся головки.
— В букете нет тщательности, его как будто ребёнок собирал. Зато есть свежесть, которая особенно заметна на тёмном невзрачном фоне.
— «Одуванчики» великолепны! Даже не хочется называть этот шедевр натюрмортом. Термин переводится с французского как «мёртвая природа», а в произведении гениального мастера столько жизни!
— Да, такое вот парадоксальное явление — живой натюрморт. Левитан не так много работал в этом жанре. За всю жизнь он написал не больше трёх десятков картин с цветами. «Одуванчики» — одна из первых.
— Какой это год?
— Счастливое лето 1889-го года. Художник тогда жил в Плёсе на Волге, большую часть своего времени проводил на пленэрах. А возвращаясь по вечерам, собирал полевые букеты и рисовал их до поздней ночи. Через девять лет этот опыт пригодился Левитану для преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
— Он учил студентов писать натюрморты?
— В основном, конечно, пейзажи. Но после занятий на природе мастер непременно велел собирать цветы для этюдов. Один из учеников Левитана, Борис Липкин, вспоминал позднее, насколько это было потрясающе. Мастерская превращалась в подобие оранжереи. Левитан расставлял букеты в простых горшках и таких же вот глиняных кувшинах, как на картине «Одуванчики». И давал задачу сложную, как само искусство.
— Это какую же?
— Он говорил, что писать нужно так, чтобы от картины пахло не красками, а цветами.
— Сам Левитан умел это делать. Подходя к полотну «Одуванчики», почти физически ощущаешь горьковатый запах травы. А ещё невольно задерживаешь дыхание, чтобы невесомые соцветия не разлетелись самолётиками.
— Да, Исаак Ильич гениально показал хрупкое очарование одуванчиков. Смотришь и понимаешь, что через несколько секунд порыв сквозняка может растрепать незатейливый пучок. И осознаёшь неповторимость мига, который запечатлел художник.
— В этом особый талант Левитана! В каждом его полотне скрыт призыв ценить мгновения.
— И благодарить Творца, который их подарил нам. «Одуванчики» Левитана — свидетельство о том, насколько прекрасен мир, в котором мы живём. Здесь самые скромные полевые цветы достойны стать произведением искусства.
Картину Исаака Левитана «Одуванчики» можно увидеть в Чебоксарах, в Чувашском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Собор Святой Троицы
В 1968 году в Брянске произошла трагедия — безбожники взорвали храм Преображения Господня, который считался главным в городе. В начале двадцать первого века священноначалие решило восстановить кафедральный собор, посвятив его на этот раз Живоначальной Троице. Строительство началось в 2006 году. В нём участвовало большинство горожан — пожертвованиями, трудами, молитвами. В 2009-ом в нижнем, цокольном этаже церкви отслужили первую Литургию. А спустя ещё три года святейший патриарх Кирилл совершил чин великого освящения главного, Троицкого престола кафедрального собора. Рядом с храмом возвысилась восьмидесятиметровая четырёхъярусная колокольня. Ей дали название Пересвет в честь инока Троице-Сергиевой лавры, который в четырнадцатом веке участвовал по благословению Сергия Радонежского в Куликовской битве. Возле колокольни был установлен памятник святому воину Александру Пересвету. Яркий архитектурный комплекс Троицкого собора стал узнаваемым символом Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM