В конце девятнадцатого века настоящим бедствием для каждого крупного города была детская беспризорность. Не являлся исключением и Санкт-Петербург. Тысячи детей на петербургских окраинах оставались без присмотра родителей на весь день, поскольку их отцы и матери работали по десять-двенадцать часов на фабриках или в услужении. Именно эти беспризорные ребятишки использовались преступниками в дурных целях: как сборщики милостыни или участники воровских шаек. Для того, чтобы вытащить детей из криминального окружения, организовывались частные детские приюты и дома трудолюбия. С помощью трудов врача и благотворителя Александра Анисимова в Охтинском сиротском приюте были спасены сотни мальчишек и девчонок, за что они были всю жизнь благодарны Александру Фёдоровичу.
Александр Анисимов родился в тысяча восемьсот шестьдесят пятом году в Риге. Саша рос в любящей семье, детство его было счастливым и безоблачным, пока тяжело не заболела мать. Несмотря на все усилия докторов, матушка скончалась. Так у Саши появилась заветная мечта: когда он вырастет, то обязательно станет помогать больным людям возвращать силы и здоровье. С самого юного возраста Александр проявлял сострадание и заботу об окружающих.
В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году Саша Анисимов окончил с отличием Санкт-Петербургскую Императорскую Военно-медицинскую академию (в настоящее время - Военно-медицинская академия). Следующие десять лет Александр Фёдорович трудился ординатором и заведующим детским отделением ОбУховской больницы в Петербурге. Надо сказать, что в течение долгого времени в Петербурге имелись лишь военные госпитали, а обычным, гражданским людям негде было получить медицинскую помощь. ОбУховская была первой гражданской больницей России, к тому же в ней могли лечиться небогатые люди за счёт пожертвований состоятельных благотворителей. Здесь Анисимов мог полностью реализовать своё стремление к делам милосердия и помощи ближним: больные знали, что "безотказный доктор" всегда откликнется и придёт на выручку, даже в самый неурочный час.
В тысяча восемьсот девяносто девятом году Александру Анисимову предложили возглавить Охтинский приют, и он с радостью согласился. Приют был рассчитан на сто пятьдесят приходящих детей: они находились здесь с восьми утра до шести вечера. Александр Фёдорович решил организовать дополнительное сиротское отделение, где могли бы постоянно проживать сорок девочек-сирот в возрасте от шести до одиннадцати лет. Для устройства отделения сделали надстройку одного этажа над приютом. При Анисимове воздействовать на детей допускалось только словом и примером, избегая физических наказаний. Дети, разделённые на группы по возрасту и способностям, проходили программу начальных училищ, вместе с тем занимались различными ремёслами, приучались к исполнению хозяйственных работ.
В тысяча девятьсот девятом году Александр Фёдорович вышел в отставку по болезни и уехал в своё имение в СЕбежском уезде Витебской губернии. Здесь он продолжал бороться с беспризорностью и нищенством, так как местные крестьяне целыми сёлами отправлялись вместе с детьми в город заниматься попрошайничеством. Александр Фёдорович организовал садоводческую школу для воспитания сирот и детей из бедных семей. Он сам разработал программу обучения. Ему хотелось, чтобы мальчикам и девочкам привили уважение и любовь к земледельческому труду, воспитали в них умение эффективно вести крестьянское хозяйство. К сожалению, Анисимов не успел реализовать все свои задумки: вскоре он скончался.
В последний путь Александра Анисимова провожали крестьянские дети. Добрые начинания Александра Фёдоровича по достоинству оценили его воспитанники, ради которых он так много трудился всю свою жизнь.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».