6 декабря 1942 года профессор Боннского, Лувенского, Краковского, Оксфордского, Варшавского университетов, знаток 27 языков, ученый с мировым именем, архимандрит Григорий Перадзе вышел из шеренги узников Освенцима. Он не мог поступить по-другому. Лагерное начальство сказало, что всех будет держать на морозе, пока не признается тот, кто взял лишнюю пайку хлеба. Эта экзекуция грозила смертью многим голодным и полуодетым заключенным. Отец Григорий решил взять чужую вину на себя. Вышел из строя. Повернулся в сторону узников и сказал: "Молитесь за меня".
Тут же состоялась показательная казнь. На священника натравили собак, но животные не посмели прикоснуться к праведнику. Тогда эсэсовцы облили заключенного Перадзе бензином и подожгли.
Двадцать лет назад, когда молодой талантливый выпускник Тифлисской духовной семинарии ехал учиться в Берлинский университет, такого себе никто и представить не мог. Тогда казалось, что время учебы в Европе пролетит незаметно, и он вновь вернется в родной город. Но уже в 22 году в советском консульстве у него отобрали паспорт, и обратный путь в Грузию для него был закрыт навсегда. Так помимо своей воли он стал беженцем.
В 1929 году, тогда еще человек светский, Григорий Перадзе организовал вместе с группой верующих грузинский приход святой Нины в Париже. Это был единственный православный грузинский приход за пределами СССР. Организатору прихода предложили стать священником, однако Григорий отказался. Он еще не был готов принять такое решение, его больше привлекала научная работа. Но Господь направил судьбу раба своего по угодному Ему руслу.
Во время рождественских праздников Григорий серьезно заболел. И дал обет, что в случае выздоровления станет монахом. После этого быстро пошел на поправку и вскоре исполнил свое обещание: был пострижен в монахи и принял сан священника. Сразу же, весной 1931 года, был назначен настоятелем храма святой Нины. Служение пастыря он совмещал с научной работой и чтением лекций в университетах.
Через 3 года его возвели в сан архимандрита.
А в 1933 году митрополит Варшавский и всей Польши Дионисий пригласил его в качестве преподавателя на отделение Православного богословия Варшавского университета. В это время архимандрит Григорий написал много важных научных работ по патристике. И совершал богослужения для грузинских эмигрантов в Польше.
Бог одарил его исключительным трудолюбием и смирением. В трудные минуты жизни он часто привык повторять слова святителя Иоанна Златоуста: "Слава Богу за всё!".
С началом второй мировой войны,8 сентября 1939 года, архимандрит Григорий отказался выехать из Варшавы, хотя мог это сделать, поскольку не был польским гражданином. Гитлеровцы закрыли Варшавский Университет, а ему предложили читать лекции в Берлине. Это предложение архимандрит Григорий не мог принять. Он нужен был в Польше. Он прятал евреев и помогал им выехать за границу. Вел разъяснительные беседы с теми грузинами, которых немцы принуждал к вступлению в свою армию. Это очень не нравилось руководителям кавказского комитета, которые надеялись, что Гитлер освободит народы Кавказа от ига большевизма.
Руководитель 1:
- Этот поп жить не дает! Дышать не дает! Везде свой нос сует, святоша!
Руководитель 2:
- Э! Что он тебе сдался? Молитвы читает, в старинных рукописях как червяк копается. Я попытался почитать, ничего не понял!
Руководитель 1:
- Он нам всю работу портит! Только договоришься, молодежь на борьбу поднимешь, он тут как тут! «Не ходите! Кровь братскую не проливайте!» - и та-та-та и пошел чесать. Слушаешь, не оторвешься! Чем мы перед немецкими друзьями отчитываться будем?!
Руководитель 2:
- Что поделаешь?! Не убивать же его! Большой ученый! Сами немцы его к себе звали. За такого человека и посадить могут.
Руководитель 1:
- А что если руками немцев его и убрать?
Руководитель 2:
- Пробовали! Донесли, что он польский шпион. А толку? Немцы проверили по архивам и отпустили. Порядок! Орднунг, понимаешь.
Руководитель 1:
Тогда глупо все сделали. Надо по-другому поступить. У меня есть интересный документик, у одного убитого нам не товарища достали. Ты его у святоши спрячешь. А я донесение немецким друзьям составлю. Порядок есть порядок. На этот раз, они, как следует, с попом разберутся.
Предатель подбросил на квартиру священника фотографию документа, предназначенного гестапо. После обыска 5 мая 1942 года, отец Григорий был обвинен в шпионаже в пользу английской разведки и арестован. Осенью его перевезли в концентрационный лагерь Освенцим. С этого времени и вплоть до смерти архимандрита какие-либо достоверные свидетельства о нем отсутствуют.
Существуют две версии гибели отца Григория. По второй: отец Григорий отправился в газовую камеру, заменив собою отца большого еврейского семейства. Он не мог поступить иначе.
Даже в таком ужасном месте, как лагерь Освенцим, в котором погибло более 1 миллиона человек, по некоторым данным, даже более 2 миллионов человек различных национальностей, дух христианской любви и милосердия не был сломлен. Этот лагерь, который можно назвать адом на земле, стал местом прославления нескольких святых, канонизированных католической церковью. И стал местом духовного подвига православного святого - архимандрита Григория Перадзе.
19 декабря 1995 года на Соборе Грузинской Православной Церкви Архимандрит Григорий был прославлен как святой мученик. Канонизацию признала и Польская Православная Церковь. Тем самым он стал святым обеих братских православных Церквей.
Помощь Святителя Тихона. Нина Юркова
Есть у меня история, связанная со Святителем Тихоном — Патриархом Московским. Несмотря на то, что я была студенткой университета, названного в Его честь, личность Патриарха Тихона, к сожалению, тогда меня не заинтересовала. Но вот, спустя много лет после выпуска, я случайно наткнулась в интернете на фильм в котором рассказывалось о периоде, когда Советская власть устраивала гонения на Церковь. В фильме зачитывалось воззвание Патриарха Тихона о помощи голодающим. Слушала слова Святителя и чувствовала, столько было в них веры, упования, и силы. Слезы лились по моим щекам.
С того времени я прониклась к Святому особенным чувством, стала изучать Его биографию, подвиги, стала молиться ему. Дальше в моей жизни произошли события, которые показали, что Святитель Тихон слышит эти молитвы, и помогает.
Первый эпизод связан с моей крёстной. Как-то мы разговаривали об усопших наших близких, и она поделилась, что тяжело проживает внезапную кончину мамы. Что недавно приснилось ей, будто они едут в поезде, мама лежит в гробу, и крёстная видит, как плохо маме, но не знает как можно помочь. Она пытается перекрестить маму, но та отталкивает её руку, и говорит: «Да что ты то тут сделаешь, мне к Патриарху надо!»
Неожиданно для себя я говорю крёстной: а ведь мы можем это устроить! Я знаю, к какому Патриарху нужно! Поехали в Донской, к мощам Святителя Тихона, помолимся ему о вашей маме!
И мы поехали. Крёстная долго стояла у мощей, молилась, уехала успокоенной. А спустя некоторое время позвонила, и говорит: «Ты представляешь, а ведь годовщина маминой смерти приходится на день памяти Святителя Тихона, я только сейчас поняла, когда стояла на службе, и хор начал тропарь Ему петь! Теперь я знаю, что Он позаботится о маме, попросит за неё перед Господом!». Я тогда изумилась и обрадовалась такой поддержке.
Ещё из ярких случаев — помощь Святителя в моём квартирном вопросе. Очень хотелось уютное гнездышко, и я попросила Владыку Тихона походатайствовать об этом. На некоторое время забыла о своей просьбе, но вспомнила, когда чудесным образом мне и двум моим подругам удалось снять прекрасную квартиру прямо недалеко от Донского монастыря, где лежат мощи Святого.
Эти чудеса по молитвам Святого я бережно храню в своём сердце. Святителю отче наш Тихоне, моли Бога о нас!
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Владимир и Надежда Самойловы
В 1945-м году одесский паренёк Володя Самойлов вернулся домой с войны. Он отправился на фронт 17-летним мальчишкой, только что окончившим школу. Ему казалось, что прошла целая жизнь. Многое довелось испытать. И теперь, после боёв и бомбёжек, было даже немного странно, что можно просто гулять по улицам, общаться со старыми друзьями, ходить в кино и на танцы. Большой популярностью пользовались вечера в Одесском театральном училище. На одном из них Володя и встретил свою любовь. Тонкая, тёмноволосая, черноглазая Надя училась на втором курсе театрального. Владимир не мог оторвать от неё взгляда. А когда танцы закончились, предложил проводить до дома. Володя довёл её до подъезда, а потом пешком через весь город пошёл к себе. Ему казалось, что он летит, словно на крыльях. Хотелось смеяться, петь.
Надежде тоже приглянулся молодой фронтовик. Молодые люди стали встречаться. Каждый вечер — а занятия в театральном училище часто заканчивались уже затемно — Самойлов ждал Надю у дверей. Однажды во время прогулки, Владимир сказал Наде, что собирается продолжить образование и обдумывает, куда бы ему поступить. Может быть, на физико-математический? Ведь в школе он всегда был отличником по точным наукам. И девушка вдруг выпалила: «Иди к нам, в театральный!» И Володя пошёл. Всё лето учил басни, стихи, монологи. А осенью сдал экзамены и поступил сразу на второй курс. Теперь они с Надей ещё больше времени проводили вместе. Молодые люди решили пожениться.
Став мужем и женой, Владимир и Надежда были везде и всегда вместе— и в училище, и дома, и на сцене. Ещё студентами обоих зачислили в труппу Одесского русского драматического театра. Слава об их актёрском мастерстве со временем разнеслась далеко за пределы Одессы. Однажды Самойловым пришло письмо из Кемеровского театра с приглашением на работу. Супруги вынесли предложение на семейный совет. С одной стороны — хорошая «северная» зарплата. С другой — дома, в Одессе, налаженный быт, родные, друзья, любимый театр. Приняли решение — не ехать. А буквально через несколько дней у Владимира вдруг случился необъяснимый приступ удушья. Врач констатировал серьёзное заболевание лёгких и посоветовала сменить влажный южный климат. «Сибирь бы подошла», — заметил доктор. Решение было принято. Надежда поехала на вокзал и взяла билеты в Кемерово.
Там, в Сибири, через год у супругов родился сын Александр. Надежда блистала на сцене, а Владимиру стали поступать предложения от кинорежиссёров. Начались командировки. Надежда Фёдоровна старалась выстроить свой рабочий график так, чтобы вместе с сыном сопровождать мужа. Во время съёмок легендарной картины «Свадьба в Малиновке», где Владимир сыграл роль фронтовика Назара Думы, вся семья Самойловых несколько месяцев жила в настоящей украинской хате-мазанке. Когда поехать вместе не удавалось, супруги перезванивались и обменивались телеграммами. «Они постоянно нуждались друг в друге», — вспоминал сын актёров, Александр Владимирович Самойлов.
В 1968 году супругов пригласили в труппу московского театра имени Маяковского. Самойловы перебрались в столицу. Но однажды словно гром грянул среди ясного неба: у Надежды обнаружили злокачественную опухоль головного мозга. Владимир Яковлевич отменил все спектакли, чтобы быть рядом с женой. Казалось, она идёт на поправку. Но доктора не стали скрывать — со временем женщину ждёт потеря памяти, изменение разума и личности. Будет тяжело, предупредили врачи Владимира Яковлевича. Но он был готов пройти этот путь с любимой женой. А Надежда с нетерпением ждала, когда сможет снова вернуться на сцену. Однако руководство театра предпочло, пользуясь случаем, отправить артистку на пенсию. Тогда Владимир решительно положил на стол директора заявление о своём увольнении.
Он хотел заботиться о супруге до последнего её вздоха. Но вышло так, что ушёл из жизни раньше — инсульт... Когда Надежде сообщили о смерти мужа, её мозг под воздействием болезни работал уже не так, как прежде. Она не поняла, что произошло. Для неё её родной Володя по-прежнему оставался живым. Надежда Самойлова ушла вслед за супругом спустя ровно два месяца после его кончины. Они прожили вместе больше пятидесяти лет. Всю жизнь старались не разлучаться. И в вечность тоже ушли вместе.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Бесплодная смоковница
В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице.
Это случилось утром, в Великий Понедельник. Христос с учениками направлялся в Иерусалим. По дороге он увидел смоковницу, так раньше называли фиговое дерево, инжир. Иисус попытался найти среди листьев плоды, но когда ничего не обнаружил, то сказал дереву: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.
Апостолы удивились чуду. Тогда Иисус ответил ученикам: «если будете иметь веру и не усомнитесь,.. если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».
В то время глубокий разговор обычно вёлся на языке притч, иносказаний. История со смоковницей — это тоже своего рода притча. Евангелист Марк особо отмечает — в это время года инжир не плодоносил, было слишком рано, поэтому очевидно, что Христос не в буквальном смысле ждал от дерева плодов. Что же символизирует эта история, помимо сказанного прямо — что истинная вера способна творить чудеса?
Есть ещё одна притча о смоковнице, Христос рассказывал её ученикам примерно за полгода до Своей последней Пасхи.
«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее... : не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее».
Это иносказание было вполне понятно современникам Иисуса. С ветхозаветных времён символы Израиля — виноград и смоковница. Очевидно, что хозяин виноградника — Бог-Отец, виноградарь — Сын Божий. Богоизбранному народу было дано откровение о приходе Спасителя. Три года как сбылись пророчества и к народу Израиля вышел с проповедью долгожданный Мессия. Но люди ждали избавления от власти язычников, Рима, а не избавления от власти греха. Большинство не узнало и не приняло Христа, его проповедь о покаянии и спасении. Плод от смоковницы так и не вызрел.
На пороге крестных страданий, Спаситель каждый день оплакивал судьбу Израиля. Но люди сами вольны делать свой выбор. Христос на примере иссохшей смоковницы показал, к чему этот выбор может привести. Этот случай называют «проклятием смоковницы», но в этом проклятии не было злости, ярости. Господь стремился предотвратить надвигающуюся трагедию.
Но история бесплодной смоковницы — не только пророчество о судьбах Израиля. Сын Божий обращается ко всем нам: а где плоды вашей веры? Что скрывается за словами о любви к ближнему, о деятельном раскаянии, об исправлении своей жизни? Ведь теперь вся Церковь Христова, все мы — это то древо, которое пестует Господь.
Все выпуски программы Встречаем Пасху