6 декабря 1942 года профессор Боннского, Лувенского, Краковского, Оксфордского, Варшавского университетов, знаток 27 языков, ученый с мировым именем, архимандрит Григорий Перадзе вышел из шеренги узников Освенцима. Он не мог поступить по-другому. Лагерное начальство сказало, что всех будет держать на морозе, пока не признается тот, кто взял лишнюю пайку хлеба. Эта экзекуция грозила смертью многим голодным и полуодетым заключенным. Отец Григорий решил взять чужую вину на себя. Вышел из строя. Повернулся в сторону узников и сказал: "Молитесь за меня".
Тут же состоялась показательная казнь. На священника натравили собак, но животные не посмели прикоснуться к праведнику. Тогда эсэсовцы облили заключенного Перадзе бензином и подожгли.
Двадцать лет назад, когда молодой талантливый выпускник Тифлисской духовной семинарии ехал учиться в Берлинский университет, такого себе никто и представить не мог. Тогда казалось, что время учебы в Европе пролетит незаметно, и он вновь вернется в родной город. Но уже в 22 году в советском консульстве у него отобрали паспорт, и обратный путь в Грузию для него был закрыт навсегда. Так помимо своей воли он стал беженцем.
В 1929 году, тогда еще человек светский, Григорий Перадзе организовал вместе с группой верующих грузинский приход святой Нины в Париже. Это был единственный православный грузинский приход за пределами СССР. Организатору прихода предложили стать священником, однако Григорий отказался. Он еще не был готов принять такое решение, его больше привлекала научная работа. Но Господь направил судьбу раба своего по угодному Ему руслу.
Во время рождественских праздников Григорий серьезно заболел. И дал обет, что в случае выздоровления станет монахом. После этого быстро пошел на поправку и вскоре исполнил свое обещание: был пострижен в монахи и принял сан священника. Сразу же, весной 1931 года, был назначен настоятелем храма святой Нины. Служение пастыря он совмещал с научной работой и чтением лекций в университетах.
Через 3 года его возвели в сан архимандрита.
А в 1933 году митрополит Варшавский и всей Польши Дионисий пригласил его в качестве преподавателя на отделение Православного богословия Варшавского университета. В это время архимандрит Григорий написал много важных научных работ по патристике. И совершал богослужения для грузинских эмигрантов в Польше.
Бог одарил его исключительным трудолюбием и смирением. В трудные минуты жизни он часто привык повторять слова святителя Иоанна Златоуста: "Слава Богу за всё!".
С началом второй мировой войны,8 сентября 1939 года, архимандрит Григорий отказался выехать из Варшавы, хотя мог это сделать, поскольку не был польским гражданином. Гитлеровцы закрыли Варшавский Университет, а ему предложили читать лекции в Берлине. Это предложение архимандрит Григорий не мог принять. Он нужен был в Польше. Он прятал евреев и помогал им выехать за границу. Вел разъяснительные беседы с теми грузинами, которых немцы принуждал к вступлению в свою армию. Это очень не нравилось руководителям кавказского комитета, которые надеялись, что Гитлер освободит народы Кавказа от ига большевизма.
Руководитель 1:
- Этот поп жить не дает! Дышать не дает! Везде свой нос сует, святоша!
Руководитель 2:
- Э! Что он тебе сдался? Молитвы читает, в старинных рукописях как червяк копается. Я попытался почитать, ничего не понял!
Руководитель 1:
- Он нам всю работу портит! Только договоришься, молодежь на борьбу поднимешь, он тут как тут! «Не ходите! Кровь братскую не проливайте!» - и та-та-та и пошел чесать. Слушаешь, не оторвешься! Чем мы перед немецкими друзьями отчитываться будем?!
Руководитель 2:
- Что поделаешь?! Не убивать же его! Большой ученый! Сами немцы его к себе звали. За такого человека и посадить могут.
Руководитель 1:
- А что если руками немцев его и убрать?
Руководитель 2:
- Пробовали! Донесли, что он польский шпион. А толку? Немцы проверили по архивам и отпустили. Порядок! Орднунг, понимаешь.
Руководитель 1:
Тогда глупо все сделали. Надо по-другому поступить. У меня есть интересный документик, у одного убитого нам не товарища достали. Ты его у святоши спрячешь. А я донесение немецким друзьям составлю. Порядок есть порядок. На этот раз, они, как следует, с попом разберутся.
Предатель подбросил на квартиру священника фотографию документа, предназначенного гестапо. После обыска 5 мая 1942 года, отец Григорий был обвинен в шпионаже в пользу английской разведки и арестован. Осенью его перевезли в концентрационный лагерь Освенцим. С этого времени и вплоть до смерти архимандрита какие-либо достоверные свидетельства о нем отсутствуют.
Существуют две версии гибели отца Григория. По второй: отец Григорий отправился в газовую камеру, заменив собою отца большого еврейского семейства. Он не мог поступить иначе.
Даже в таком ужасном месте, как лагерь Освенцим, в котором погибло более 1 миллиона человек, по некоторым данным, даже более 2 миллионов человек различных национальностей, дух христианской любви и милосердия не был сломлен. Этот лагерь, который можно назвать адом на земле, стал местом прославления нескольких святых, канонизированных католической церковью. И стал местом духовного подвига православного святого - архимандрита Григория Перадзе.
19 декабря 1995 года на Соборе Грузинской Православной Церкви Архимандрит Григорий был прославлен как святой мученик. Канонизацию признала и Польская Православная Церковь. Тем самым он стал святым обеих братских православных Церквей.
Псалом 58. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христос по просьбе Своих апостолов дал им ту молитву, которая стала основой всех прочих христианских молитв. Речь идёт о молитве Господней, более известной по её начальным словам в церковнославянском переводе: «Отче наш». Эта молитва, помимо своего значения для христиан, суммировала весь молитвенный опыт ветхозаветного человечества. Впитала она в себе и звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 58-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 58.
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его.
2 Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня;
3 избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных,
4 ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление моё и не за грех мой, Господи;
5 без вины моей сбегаются и вооружаются; подвигнись на помощь мне и воззри.
6 Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников:
7 вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города;
8 вот они изрыгают хулу́ языком своим; в устах их мечи: «ибо», думают они, «кто слышит?»
9 Но Ты, Господи, посмеёшься над ними; Ты посрамишь все народы.
10 Сила — у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог — заступник мой.
11 Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих.
12 Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш.
13 Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят.
14 Расточи их во гневе, расточи, чтобы их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли.
15 Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города;
16 пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи.
17 А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего.
18 Сила моя! Тебя буду воспевать я, ибо Бог — заступник мой, Бог мой, милующий меня.
Только что нами услышанный псалом появился как реакция будущего царя Давида на гонения, воздвигнутые на него Саулом. Библия сообщает нам, что отношения Саула и Давида были очень непростыми, и в этом не было вины Давида, проблема была в Сауле.
Псалом не называет имени Саула, он не перечисляет его действий против Давида, псалом ищет того же, к чему стремится и молитва Господня, — чтобы благая и всесовершенная воля Божия осуществилась на земле, а копошение в чужих грехах достижению этой цели отнюдь не способствует. Конечно, мы привыкли к словам «Отче наш» и зачастую произносим их без особого внимания и погружения в смысл, 58-й псалом может помочь нам вернуть свежесть восприятия молитвы Господней.
Для этого нам достаточно поразмышлять лишь над одной строкой псалма: «Сила — у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог — заступник мой» (Пс. 58:10). В этом стихе мы видим две крайне важных мысли: во-первых, Давид исповедует пред Богом осознание собственного бессилия перед лицом врагов, а во-вторых, Давид всю свою надежду возлагает на Бога. В практическом смысле эти слова означают вовсе не отказ от борьбы с дальнейшим принятием неизбежного, нет, они свидетельствуют о противоположном: Давид будет бороться, но делать он это станет без какого-либо нарушения воли Божией. Сила противников Давида базируется не на праведности, они идут по пути греха, Давид же действует противоположным образом — он предпочитает силе греха слабость праведности, зная, что через его праведность Бог проявит Свою силу. Собственно, это и есть практическое осуществление одного из прошений молитвы Господней: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10).
Людям часто кажется, что они лучше понимают собственные нужды и то, каким образом можно достичь своих целей. Кажется, будто бы воля Божия не может быть осуществлена на земле без наших человеческих корректировок данных Богом заповедей. Давид так не думал, он без страха и сомнений шёл туда, куда мало кто рискует идти: к совершенному и безоговорочному доверию Богу. И Бог, как мы знаем, не посрамил Своего служителя.
Псалом 58. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 58. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Флп., 240 зач., II, 5-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Хотя современных людей часто обвиняют в индивидуализме и эгоизме, на самом деле все мы очень зависимы друг от друга, от того, что называется общественным мнением и модой. Просто авторитетное общество у каждого своё. А как же быть христианам? Нам есть кому подражать? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Часто от христиан можно услышать призывы не следовать моде, не подражать общественному вкусу. Эти призывы не новые. Ещё стоики говорили, что следовать за толпой нельзя, потому что толпа не может быть права в своих предпочтениях. В подобных взглядах можно увидеть своеобразный снобизм и превозношение над обществом, от которого будто бы отделяется говорящий. Не знаю, что чувствовал Сенека или Марк Аврелий, но знаю, что христиане ни перед кем превозноситься не должны и склонны скорее переживать о неправильном выборе людей и их духовном состоянии. Ведь все люди созданы Богом. Другое дело, что мы понимаем, почему общественная мораль стремится к постепенной деградации. Находясь в обществе, люди действуют обезличено, а значит с меньшей ответственностью. Ссылаясь на общепринятость тех или иных поступков, они порой выбирают низкое вместо возвышенного и греховное вместо праведного.
При этом, если спросить каждого в отдельности, окажется, что никто ни за кем не повторяет и никому не подражает! Ведь все мы взрослые, сознательные и свободные люди, которые сами устраивают свою жизнь. Правда, куда не посмотришь, все недовольны тем, как у них всё складывается, но признать собственное бессилие практически никто не хочет. И в этом нежелании честно посмотреть на свою жизнь и смириться со своим несовершенством — главное заблуждение мира. Собственно, христианство и начинается с того, что мы останавливаемся в своём бесконечном беге, признаёмся, что мы бессильны самостоятельно и успешно построить свою жизнь. Построить её так, чтобы она была наполнена не сиюминутными радостями, которые довольно быстро заканчиваются, но радостью твёрдой и непреходящей.
И всё же, если решиться и признать своё бессилие перед жизнью и её неустройством, возникнет вопрос: откуда искать помощи? На кого равняться? Кого выбрать в качестве примера для подражания?
Мир даёт разные ответы. Кто-то доверяет свою жизнь коучам, кто-то пытается равняться на людей, жизнь которых со стороны кажется успешной. Со своей стороны христиане уверены, что помощь в устроении жизни стоит искать в первую очередь у Бога. На Его замысел равняться, а в качестве примера взять Иисуса Христа. Неслучайно, обращаясь к филиппийцам, а вместе с ними ко всем нам, апостол Павел пишет: «В вас должны быть такие же чувствования, как и во Христе Иисусе».
Что же это значит? Значит, что, во-первых, мы можем читать Писание как слово, обращённое к нам лично. И, во-вторых, что пример, явленный нам Христом, заключается не в отдельных фактах Его жизни, но в подвиге послушания Отцу, который Он явил всей своей жизнью. Подражая обществу или отдельным людям, мы рискуем повторить не только успехи, но и ошибки, не только добрые поступки, но и те, что оказываются явно порочными и злыми. Стремясь же к тому, чтобы исполнять замысел Божий о себе и иметь в качестве образца Самого Христа, мы ничем не рискуем, потому что мир сотворён Богом и Его воля в нём — это самое твёрдое основание для жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Богословие храмового пространства». Дмитрий Остроумов
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о храмовом пространстве и о тех смыслах, которые заключены в особенностях храмовой архитектуры.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер







