«Здесь не останется камня на камне», – именно такие слова, согласно Евангелию от Матфея, произнёс Христос о судьбе Иерусалимского храма. Это пророчество осуществилось через тридцать с небольшим лет после Крестной смерти Спасителя. Храм был разрушен римлянами до основания. Сохранилась лишь часть опорной стены, поддерживающей огромную земляную насыпь, на которой стояло здание – иудеи называют этот артефакт «Стеной плача». Уцелело ли что-нибудь из богатого убранства священного здания? Долгое время было принято считать, что ровным счетом ничего. Однако, в середине двадцатого века появилась призрачная надежда найти сокровища Иерусалимского храма.
Среди кумранских рукописей – древних документов, обнаруженных в 1947 году в Палестине, в местечке Кумран близ Мертвого моря,один свиток выделялся особо. Текст был написан не на коже и не на папирусе, а на листе меди. За два тысячелетия металл окислился, стал хрупким и грозил рассыпаться при разворачивании. Несколько лет правительство Иордании, на территории которой проходили исследования, препятствовало научному изучению документа. В сентябре 1953 году немецкий профессор Карл Георг Кун, изучив медный свиток в свернутом виде, предположил, что он содержит инвентарную опись сокровищ – возможно, принадлежавших Иерусалимкому храму и спрятанных во время иудейско-римского противостояния в первом веке. А еще спустя два года документ был направлен в Великобританию, в Манчестерский технологический институт, где под руководством члена Международной кумрановедческой группы Джона Марко Аллегро была проведена подробная дешифровка древнего текста.
Комментарий эксперта:
С помощью специально изобретенной установки медный кумранский свиток был разрезан на двенадцать сегментов – это позволило учёным полностью прочитать текст, и убедиться, что речь в нём действительно идет о неких спрятанных сокровищах! Неизвестный автор называл места, где схоронены богатства, но это ничуть не проясняло, где их искать. Перечисленные в медном свитке названия районов и другие топографические ориентиры оставались загадкой для учёных. Ясным было лишь общее количество таинственных сокровищ – оно равнялось шестидесяти пяти тоннам серебра и двадцати пяти тоннам золота!
Сразу же после дешифровки загадочного манускрипта были высказаны первые предположения о его происхождении. Прозвучала версия, что это всего лишь отображение народной легенды о сокровищах Иерусалимского храма. Однако, многие ученые склонялись к мнению, что речь идёт о реальных драгоценностях, которые священники успели вывезти и спрятать до того, как римляне подавили восстание иудеев и разрушили Иерусалим в семидесятом году.
Но было ли в Иерусалимском храме такое количество золота и серебра, как указано в Медном кумранском свитке? Безусловно! Храм в жизни древних евреев был не только культовым зданием. Иудейская система жертвоприношений предполагала регулярные вклады каждого еврея в храмовую казну. Храм фактически был национальным банком. Само сооружение, согласно описанию в Мишне – собрании устных еврейских законов, отличалось роскошью. Священная часть храма – Святая святых, была полностью покрыта золотом. Золотом и серебром были отделаны все ворота и двери. Над ступенями, ведущими внутрь храма, свисала золотая виноградная лоза, усыпанная кистями в человеческий рост – чтобы ее поднять, требовались усилия трехсот человек. Золотой была абсолютно вся утварь храма. То есть, сокровища, описанные в Медном свитке, вполне могли быть частью храмового богатства!
Однако, в 2001 году во время раскопок в Римском Колизее немецкие ученые нашли мраморную плиту, надпись на которой, переведенная профессором Гальдербергского университета Гезой Альфёльди, умерила надежду искателей сокровищ Иерусалимского храма.
Комментарий эксперта:
Массивная мраморная перекладина с заурядным объявлением о проведении ремонтных работ в Колизее скрывала тайну – на ней сохранились шестьдесят семь отверстий от предыдущей надписи. Строчки были реконструированы, и вот что получилось: «Император Тит Цезарь Веспасиан Август приказал создать новый амфитеатр на доходы от продажи трофеев войны». Упомянутый император заслужил звание полководца во время подавления иудейского восстания в шестьдесят шестом – семидесятом годах. А строительство Колизея началось через пять лет после разрушения и разграбления Иерусалима и обошлось римлянам, по недавним подсчётам учёных, в двести миллионов евро в переводе на современные деньги. Вполне вероятно, что в этом денежном потоке утонули и сокровища, упомянутые в Медном кумранском списке.
История израильского народа отражена в Священном писании, как путь возвращения человечества к Богу. В те времена, когда все земные племена отвернулись от Создателя, уклонились в язычество, лишь иудеи хранили единобожие, как связь со Творцом. Центром поклонения Богу на протяжении многих веков был Иерусалимский храм. Построенный царём Соломоном в десятом веке до Рождества Христова, он разрушался оккупантами и восставал из праха, бывал разграблен, и вновь обретал великолепие. Он оставался духовным центром Иерусалима, сердцем и смыслом древнего города – до того момента, когда Богочеловек Иисус Христос вышел на проповедь, а иудеи не признали в Нём Мессию и предали на Распятие. По слову Спасителя, от величественного храма не осталось камня на камне, и сокровища, накопленные столетиями, развеялись прахом по ветру времён.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
- «Христианские мотивы в фильме «Сталкер». Иван Перекатов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки