Междоусобные войны в древней Руси были обычным явлением. Желая расширить свой удел и возвыситься над остальными, брат поднимал меч на брата, сын – на отца, отец – на сына. Впрочем, это вполне соответствовало нравам и обычаям того времени. Неуёмная жажда наживы подогревалась пламенем языческих костров. Оправдывалась пышностью погребальных тризн. Люди верили: чем больше золота и серебра, лошадей и наложниц последует за своим господином в мир иной, тем богаче и счастливее будет его новая жизнь. Принятие христианства, связанное с именем великого князя Владимира Святого, вселяло надежду на перемены в мировоззрении. Не малую роль в этом играл и личный пример самого князя. Первым делом Владимир запретил содержать гаремы, и сам отказался от многочисленных жён. Тризны также были объявлены вне закона. Прекратились жестокие обряды погребения заживо. Но языческие устои по-прежнему оставались сильны…
…Киевская Русь. Год - тысяча пятнадцатый…
…После смерти Владимира Святого киевские бояре возвели на престол его сына Святопо́лка. Известно, что сам Владимир намеревался передать правление другому кня́жичу - Борису. Не по старшинству, как того требовал обычай, а по велению отцовского сердца. В боголюбивом и праведном Борисе Владимир видел достойного продолжателя своего дела – становления христианской веры на Руси. О княжеской воле в Киеве знали многие. В том числе и Святопо́лк…
Приближённый:
- О чём печалишься, княже? Выйди к дружине! Подними с нами чарку! Слышишь, поют тебе здра́вицу!
Святополк:
- Не могу я ни пить, ни есть, покуда с Борисом дело не решено.
Приближённый:
- Как не решено? Не он ли третьего дня прислал тебе верную грамоту? Отказывается от Киевского стола…. Отцом своим тебя называет!
Святополк:
- Сегодня отказывается. А завтра, глядишь - передумает. Исполнения княжеской воли потребует. Глеб с Ярославом его подержат. Да и не только они. В Киеве Бориса любят, а меня терпят... До поры.
Приближённый:
- Полно, князь! Не замарает себя Борис вероломством. Не такие у него повадки.
Святополк:
- Тиха вода, а на дне – беда. Слыхал, наверное?... Так вот. Борис возвращается из похода на печенегов. Пошли к нему гонца. Пусть докажет брат своё смирение. Дружину поперёд себя в Киев отправит. А ты собери самых верных людей, и жди моего приказа.
Приближённый:
- Что ты задумал, Святополк?! Неужто...
…Когда убийцы, посланные Святопо́лком, окружили шатёр Бориса, он творил вечернюю молитву. Князь был предупреждён о злодействе, которое замыслил его брат. Тем не менее, он приказал войску следовать в Киев и не взял в руки оружия. Вместо этого Борис просил у Господа прощения для своих палачей. Когда последние слова молитвы были сказаны, князь лёг на постель. В ту же секунду, в шатёр ворвались люди Святополка и закололи его копьями. Не пощадил Святополк и Глеба. Опечаленный известием о смерти любимого брата отправился Глеб в Киев, но по дороге был зверски убит. Слухи о коварстве Святополка мигом разлетелись по Руси. Прозванный русским народом «Окаянным», бежал он в Польшу, и подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Борис и Глеб, следуя заветам Господним, даже под угрозой смерти не пожелавшие обнажить меч против старшего брата, стали новыми народными героями. А позже - и первыми русскими святыми. Скорые помощники святые мученики Борис и Глеб были и остаются одними из самых почитаемых и любимых русских святых.
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема