Междоусобные войны в древней Руси были обычным явлением. Желая расширить свой удел и возвыситься над остальными, брат поднимал меч на брата, сын – на отца, отец – на сына. Впрочем, это вполне соответствовало нравам и обычаям того времени. Неуёмная жажда наживы подогревалась пламенем языческих костров. Оправдывалась пышностью погребальных тризн. Люди верили: чем больше золота и серебра, лошадей и наложниц последует за своим господином в мир иной, тем богаче и счастливее будет его новая жизнь. Принятие христианства, связанное с именем великого князя Владимира Святого, вселяло надежду на перемены в мировоззрении. Не малую роль в этом играл и личный пример самого князя. Первым делом Владимир запретил содержать гаремы, и сам отказался от многочисленных жён. Тризны также были объявлены вне закона. Прекратились жестокие обряды погребения заживо. Но языческие устои по-прежнему оставались сильны…
…Киевская Русь. Год - тысяча пятнадцатый…
…После смерти Владимира Святого киевские бояре возвели на престол его сына Святопо́лка. Известно, что сам Владимир намеревался передать правление другому кня́жичу - Борису. Не по старшинству, как того требовал обычай, а по велению отцовского сердца. В боголюбивом и праведном Борисе Владимир видел достойного продолжателя своего дела – становления христианской веры на Руси. О княжеской воле в Киеве знали многие. В том числе и Святопо́лк…
Приближённый:
- О чём печалишься, княже? Выйди к дружине! Подними с нами чарку! Слышишь, поют тебе здра́вицу!
Святополк:
- Не могу я ни пить, ни есть, покуда с Борисом дело не решено.
Приближённый:
- Как не решено? Не он ли третьего дня прислал тебе верную грамоту? Отказывается от Киевского стола…. Отцом своим тебя называет!
Святополк:
- Сегодня отказывается. А завтра, глядишь - передумает. Исполнения княжеской воли потребует. Глеб с Ярославом его подержат. Да и не только они. В Киеве Бориса любят, а меня терпят... До поры.
Приближённый:
- Полно, князь! Не замарает себя Борис вероломством. Не такие у него повадки.
Святополк:
- Тиха вода, а на дне – беда. Слыхал, наверное?... Так вот. Борис возвращается из похода на печенегов. Пошли к нему гонца. Пусть докажет брат своё смирение. Дружину поперёд себя в Киев отправит. А ты собери самых верных людей, и жди моего приказа.
Приближённый:
- Что ты задумал, Святополк?! Неужто...
…Когда убийцы, посланные Святопо́лком, окружили шатёр Бориса, он творил вечернюю молитву. Князь был предупреждён о злодействе, которое замыслил его брат. Тем не менее, он приказал войску следовать в Киев и не взял в руки оружия. Вместо этого Борис просил у Господа прощения для своих палачей. Когда последние слова молитвы были сказаны, князь лёг на постель. В ту же секунду, в шатёр ворвались люди Святополка и закололи его копьями. Не пощадил Святополк и Глеба. Опечаленный известием о смерти любимого брата отправился Глеб в Киев, но по дороге был зверски убит. Слухи о коварстве Святополка мигом разлетелись по Руси. Прозванный русским народом «Окаянным», бежал он в Польшу, и подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Борис и Глеб, следуя заветам Господним, даже под угрозой смерти не пожелавшие обнажить меч против старшего брата, стали новыми народными героями. А позже - и первыми русскими святыми. Скорые помощники святые мученики Борис и Глеб были и остаются одними из самых почитаемых и любимых русских святых.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема












