
Шла Русско-турецкая война. После героического штурма крепости Очаков шестого декабря тысяча семьсот восемьдесят восьмого года тысячи раненых русских воинов в полевом лазарете мучились и стонали от боли. Немногочисленные медики трудились в чрезвычайно тяжёлых условиях. Прежде всего, не хватало самого необходимого — медикаментов и перевязочного материала, врачам приходилось делать операции без отдыха в течение десятков часов. Но тем не менее каждый достойно выполнял свою работу. Одним из них был талантливый медик, профессор хирургии Медико-хирургической академии, Осип Кириллович Каменецкий.
Осип Кириллович родился в тысяча семьсот пятьдесят четвёртом году в городе Стародубе Черниговской губернии. С детства Осип мечтал помогать больным: спасать людей от смерти и возвращать им здоровье. В двадцать четыре года Каменецкий поступил на обучение в Петербургский генеральный госпиталь, по окончанию учёбы был назначен подлекарем в Невский полк. Со множеством тяжёлых страданий пришлось столкнуться Осипу Кирилловичу, когда он участвовал в нескольких сражениях против шведов и турок в качестве военного лекаря. Раненые души не чаяли в добром докторе: вставали в очередь именно к нему на перевязку. «Вы так бережно касаетесь раны, словно она ваша собственная!» - говорили они Каменецкому. Неудивительно: сердце Осипа Кирилловича было полно любви и сочувствия к этим простым воинам.
Накопленным на войне опытом доктор хотел поделиться с обычными людьми. Поэтому, когда в тысяча восемьсот втором году выпустили Высочайший указ о преподавании медицины в духовных семинариях, он занялся написанием учебника. В следующем году появилась книга Каменецкого под заглавием "Краткое наставление о лечении болезней простыми средствами". Этот лечебник выдержал несколько изданий и долгое время использовался в качестве учебника медицины в духовных учебных заведениях.
Осип Каменецкий был первым русским лейб-медиком, то есть врачом императорского двора. До него на эту должность назначали только иностранцев. Больше всего известен был Осип Кириллович своей благотворительностью: он бесплатно лечил нуждающихся, вне зависимости от их социального положения. Очень ценил врачебные консультации Каменецкого святитель Филарет Московский. Во время своего летнего отпуска Осип Кириллович ездил по сёлам, оказывая безвозмездно помощь простому населению. Хлопотал о священниках, оставшихся по старости или болезни без средств к существованию, дарил архиереям свою книгу для распространения медицинских знаний среди их паствы. Сохранилось письмо епископа Тамбовского Ионы, в котором он так благодарил Осипа Кирилловича за лечебник: "Наставление и дополнение Ваши мной получены и в множестве экземпляров разосланы. Священники им сами пользуются и иных пользуют".
Осип Кириллович очень трепетно относился к книгам, считая чтение необходимым условием для просвещения духовенства. Поэтому он регулярно покупал и отправлял учебные и художественные книги в библиотеки церковно-приходских школ и семинарий. Митрополит Киевский Серапион сердечно благодарил Каменецкого за большой вклад в библиотеку Киевской духовной академии. Единственное, о чём Осип Кириллович просил в ответ митрополита Серапиона — сохранить его пожертвования втайне.
Анонимно Каменецкий жертвовал и средства для строительства и украшения многих православных храмов и монастырей – в Москве, Чернигове, Санкт-Петербурге и Вологде. Он делал вклады, на проценты от которых выплачивались стипендии лучшим ученикам Черниговской, Киевской, Смоленской, Тамбовской и Новгородской духовных семинарий. Признательные ученики Черниговской семинарии посвятили Осипу Кирилловичу следующее стихотворение:
«За малое число книг кратких и учебных
Ты многи сотни шлёшь от севера на юг,
Для просвещения обширного потребных,
И расширяешь тем познаний наших круг».
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема