Не зря говорят, что горе сближает. Вовремя протянутая рука помощи, искренне сказанные слова утешения способны соединить двух людей, которые чуть не потеряли смысл жизни.
Роман Петра и Ольги Столыпиных начался с печальных событий. В семье Столыпиных намечался большой праздник – Михаила, старшего брата Петра, помолвили с Ольгой Нѐйдгардт. Эта молодая и обаятельная девушка была фрейлиной императрицы, правнучкой Суворова и наследницей не менее знатного рода, чем сами Столыпины. Родственники радовались за Михаила, поздравлял его и Пётр. Как бывает у братьев, он тоже заглядывался на его избранницу, немного завидуя: вот бы и ему на пути встретилась такая же умница и красавица! Но сам Пётр о женитьбе даже не помышлял – впереди годы напряжённой учёбы в университете и стремительная карьера. Тут не до женщин!
Всеобщую радость прервала трагедия – Михаил погиб на дуэли с князем Шаховским. Шокированная Ольга не находила себе места: до свадьбы оставалось всего ничего - и вдруг- разбитое сердце, сломанная жизнь. Гибель брата стала ударом и для Петра, но он держался изо всех сил. Михаил перед смертью попросил его присмотреть за своей невестой, проследить, чтобы у неё всё было хорошо. И Петр, чувствуя себя ответственным за её судьбу, не имел права поддаться печали. Он видел, что горе Ольги намного глубже, и всё свободное время посвятил тому, чтобы вернуть её мягкую улыбку.
На семейных встречах он составлял ей компанию, пытался разговорить. Стал приглашать на совместные прогулки, чтобы Ольга чаще выходила из дома и дышала свежим воздухом. Благодаря этому молодые люди стали лучше узнавать друг друга. Пётр, раньше знакомый с Ольгой только поверхностно, по достоинству оценил её качества. Будучи от природы одарённой незаурядным умом, она отличалась и высокой духовностью, свойственной всей семье Нейдгардтов. Брат Ольги — недавно причисленный к лику святых мученик Алексей — погиб в 1918 году, защищая от закрытия и конфискаций православные храмы и монастыри.
Ольге в Петре нравились его бесстрашие и целеустремлённость. Годы спустя эти качества сделают Столыпина вторым человеком в государстве. Но сейчас он был просто отважным юношей, готовым защищать до последнего то, что он любит. И Ольга чувствовала, что всё сильнее и сильнее привязывается к Петру, который на полном серьёзе считал русскую землю своей матерью, а Российское государство — своим отцом.
Вскоре Пётр решился просить Ольгиной руки. Рассказывают, что он пришел к её отцу и скромно указал на один из своих недостатков, который считал достаточно важным, - молодость. Он был на несколько лет младше Ольги, но волновало его не это. В те времена мужчины женились достаточно поздно, когда уже сделали карьеру и приобрели вес в обществе. Встретить женатого студента было большой редкостью. Сам Пётр не боялся проблем, которые могут возникнуть из-за этого. Столыпин уже всё распланировал: он собирался закончить учебу экстерном, чтобы скорее получить возможность обеспечивать семью. Но отец Ольги должен был решить, достоин ли еще не оперившийся юноша стать мужем его дочери.
Будущий тесть, услышав о таком «недостатке», только рассмеялся. «Молодость – это тот недостаток, который исправляется каждый день», - ответил он и дал согласие на свадьбу. Ведь главное – не возраст и не положение в обществе, а настоящая любовь.
Этот союз окажется на редкость удачным. В высшем свете, где браки обычно совершались по расчету, Столыпины станут выделяться искренне теплыми и нежными отношениями. Супруги будут терпеливы, их жизнь никогда не будут сотрясать скандалы или измены. Даже после 20 лет брака Пётр в письмах будет обращаться к жене не иначе, как «мой ангел», «бесценное моё сокровище», «обожаемая моя». В любви у них родится шесть детей. Но всё это будет потом, как и постоянные покушения, страх за жизнь родных, вынужденная эмиграция Ольги с детьми после страшной гибели мужа от руки террориста.
В день свадьбы Пётр и Ольга ничего не знали об этом. Они смотрели друг на друга влюблёнными глазами и были уверены, что справятся с любой проблемой, лишь бы никогда не расставаться. И они были вместе всегда.
Лазаракья — греческое угощение в Лазареву субботу
Некоторые думают, что Великий пост заканчивается на Пасху. На самом деле, это не так. Великий пост заканчивается накануне Лазаревой субботы — более, чем за неделю до Пасхи. Потом начинается Страстная седмица — время особого воздержания, отдельное от Великого поста.
Лазарева суббота — праздник очень светлый и радостный. Пусть еще не наступило время прекратить пищевой пост, но душа уже радуется в предвкушении близкой Пасхи. В Лазареву субботу Православная Церковь вспоминает, как Христос воскресил из мертвых своего друга, Лазаря, и этим показал всем, что даже смерть бессильна перед лицом Спасителя.
Лазарева суббота — один из любимых праздников для православных греков. Причем, в народном греческом сознании это праздник детский. Традиционно, в Лазареву субботу девочки разных возрастов набирают полевых цветов, украшают ими свою одежду, плетут из них венки и ходят из дома в дом, напевая гимны — своего рода колядки в честь воскресения Лазаря, которые называются «лазаринэс».
На некоторых греческих островах дети оборачиваются простынями и украшают себя желтыми цветами, чтобы больше походить на воскресшего Лазаря, который, ожив, вышел из пещеры, обмотанный погребальной тканью. В других местах в Лазареву субботу дети организуют целое театральное шествие в честь воскресения Лазаря. По улицам городов они несут большую корзину, изображающую могилу Лазаря, свечи, венки, кресты. Все это украшено яркими весенними цветами.
При всем своем многообразии детские шествия на Лазареву субботу, колядки, которые дети распевают, имеют одну цель — получить за свои старания вкусное вознаграждение.
Обычно в качестве, так сказать, «оплаты» за пропетые песнопения дети в Лазареву субботу получают печенья, которые готовятся в Греции только на этот праздник. По форме эти печенья напоминают завернутых в пеленку куколок. Но приглядевшись, вы увидите у этих куколок бороду и поймете, что в виде печенья изображен святой Лазарь, завернутый в погребальные одежды. Называются печенья — «лазаракья», то есть «лазаревы».
Как уже было сказано, несмотря на то, что Лазарева суббота — праздник, православные христиане продолжают воздерживаться от непостных продуктов. Поэтому «лазаракья» — печенья постные, но при этом очень вкусные. Попробуешь и, если не знаешь, что печенье постное, никогда об этом не догадаешься. Вкус у лазаракья как у настоящих сдобных печений. А их внешний вид напоминает, что как в случае с Лазарем Христос победил смерть, воскресив его, так и всех нас Он готов привести в Свое вечное Царство жизни и радости!
Все выпуски программы Вселенная православия
Священномученик Владимир и Валентина Амбарцумовы
Священномученик Владимир Амбарцумов, говоря о своей жене Валентине, повторял, что не знает, где кончается он и где начинается она. Любовь супругов была столь крепка, потому что черпала силы в Евангелии. И хотя совместная жизнь Владимира и Валентины была очень короткой, созданная ими и расцветшая в ΧΧ веке семья Амбарцумовых стала украшением Русской Церкви.
Незадолго до начала Первой Мировой Войны Владимир Амбарцумов вступил в московский кружок Всемирного Студенческого Христианского Союза. В кружках, подобных этому, рассказывала дочь Амбарцумова Лидия, «витал дух общежитейства: общий дом, общая трапеза, общие заботы. В них проходила вся жизнь: здесь дружили, влюблялись, женились, родили и воспитывали детей». Здесь Амбарцумов познакомился со своей будущей супругой Валентиной. Оба они были протестантами: Владимир по рождению, а Валентина, которую в детстве крестили в православии, сделала осознанный выбор в пользу баптизма.
Молодые люди поклялись посвятить жизнь проповеди Евангелия. Они поженились в 1916 году. Через несколько месяцев после торжества Владимир писал Валентине: «Я очень привык к тебе, но всё же то, что ты у меня есть, для меня так же ново, как в первый день. Я чувствую себя совершенно иначе, чем раньше, и всё ещё удивляюсь этому, вернее, радуюсь. Всё-таки как отлична эта радость от всех других земных радостей, которые, и даже лучшие, так скоро проходят, хотя бы уже и потому, что к ним привыкаешь».
После революции христианские кружки подвергались притеснениям со стороны властей, но первые годы они продолжали работать. Владимир и Валентина не оставляли евангельской проповеди. Вместе с друзьями они приобрели и отремонтировали старый дом в центре Москвы, в одной половине которого разместились сами Амбарцумовы, а в другой — проходили занятия и собрания кружка. Супруги организовывали лекции, приглашая известных богословов, раздавали евангелия в больницах и тюрьмах, создали детский приют для сирот. Один из подопечных этого приюта — мальчик Никита — стал приёмным сыном Амбарцумовых. Они приняли его в семью, хотя у Владимира и Валентины уже было двое маленьких детей.
В 1920 году Владимира Амбарцумова и многих других кружковцев арестовали. Причиной ареста была их миссионерская деятельность. В это же время Амбарцумовы потеряли одного из сыновей — Витя умер от скарлатины. Родители утешали друг друга напоминанием о Господе. Владимир в одном из писем к супруге писал: «Будем же послушными и терпеливыми Его учениками. Ведь все испытания имеют исключительной целью закалить и воспитать нашего внутреннего человека для вечной жизни. Чем больше мы здесь переживём Господа и силу Его, тем ближе и роднее Он нам будет там. Будем охотно приносить в жертву временное, чтобы приобресть вечное».
Страшным испытанием для Владимира стала потеря Валентины, которая скоропостижно скончалась от пищевого отравления в 1923 году. Перед смертью она сказала мужу: «Я умираю, но ты не очень скорби обо мне. Я только прошу тебя: будь для детей не только отцом, но и матерью. Времена будут трудные. Много скорби будет. Гонения будут. Но Бог даст сил вам, и всё выдержите». Во время похорон Валентины — они проходили по протестантскому обряду — царила возвышенная, просветлённая радость. Спустя несколько лет Валентину заочно отпел православным чином владыка Мануил Лемешевский. Владимир в середине 1920-х годов сблизился с протоиереем Валентином Свенцицким и стал его духовным сыном. Отец Валентин крестил Амбарцумова и двух его детей, а затем благословил Владимира стать священником...
Когда-то супруги Амбарцумовы мечтали о 12 детях — по числу апостолов. Их чаяние оправдалось во внуках и правнуках. У старшего сына Евгения, настоятеля Князь-Владимирского собора в Ленинграде, родилось восемь детей, у дочери Лидии — шесть. Среди потомков Амбарцумовых — множество, куда больше двенадцати, православных священников.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен