Не зря говорят, что горе сближает. Вовремя протянутая рука помощи, искренне сказанные слова утешения способны соединить двух людей, которые чуть не потеряли смысл жизни.
Роман Петра и Ольги Столыпиных начался с печальных событий. В семье Столыпиных намечался большой праздник – Михаила, старшего брата Петра, помолвили с Ольгой Нѐйдгардт. Эта молодая и обаятельная девушка была фрейлиной императрицы, правнучкой Суворова и наследницей не менее знатного рода, чем сами Столыпины. Родственники радовались за Михаила, поздравлял его и Пётр. Как бывает у братьев, он тоже заглядывался на его избранницу, немного завидуя: вот бы и ему на пути встретилась такая же умница и красавица! Но сам Пётр о женитьбе даже не помышлял – впереди годы напряжённой учёбы в университете и стремительная карьера. Тут не до женщин!
Всеобщую радость прервала трагедия – Михаил погиб на дуэли с князем Шаховским. Шокированная Ольга не находила себе места: до свадьбы оставалось всего ничего - и вдруг- разбитое сердце, сломанная жизнь. Гибель брата стала ударом и для Петра, но он держался изо всех сил. Михаил перед смертью попросил его присмотреть за своей невестой, проследить, чтобы у неё всё было хорошо. И Петр, чувствуя себя ответственным за её судьбу, не имел права поддаться печали. Он видел, что горе Ольги намного глубже, и всё свободное время посвятил тому, чтобы вернуть её мягкую улыбку.
На семейных встречах он составлял ей компанию, пытался разговорить. Стал приглашать на совместные прогулки, чтобы Ольга чаще выходила из дома и дышала свежим воздухом. Благодаря этому молодые люди стали лучше узнавать друг друга. Пётр, раньше знакомый с Ольгой только поверхностно, по достоинству оценил её качества. Будучи от природы одарённой незаурядным умом, она отличалась и высокой духовностью, свойственной всей семье Нейдгардтов. Брат Ольги — недавно причисленный к лику святых мученик Алексей — погиб в 1918 году, защищая от закрытия и конфискаций православные храмы и монастыри.
Ольге в Петре нравились его бесстрашие и целеустремлённость. Годы спустя эти качества сделают Столыпина вторым человеком в государстве. Но сейчас он был просто отважным юношей, готовым защищать до последнего то, что он любит. И Ольга чувствовала, что всё сильнее и сильнее привязывается к Петру, который на полном серьёзе считал русскую землю своей матерью, а Российское государство — своим отцом.
Вскоре Пётр решился просить Ольгиной руки. Рассказывают, что он пришел к её отцу и скромно указал на один из своих недостатков, который считал достаточно важным, - молодость. Он был на несколько лет младше Ольги, но волновало его не это. В те времена мужчины женились достаточно поздно, когда уже сделали карьеру и приобрели вес в обществе. Встретить женатого студента было большой редкостью. Сам Пётр не боялся проблем, которые могут возникнуть из-за этого. Столыпин уже всё распланировал: он собирался закончить учебу экстерном, чтобы скорее получить возможность обеспечивать семью. Но отец Ольги должен был решить, достоин ли еще не оперившийся юноша стать мужем его дочери.
Будущий тесть, услышав о таком «недостатке», только рассмеялся. «Молодость – это тот недостаток, который исправляется каждый день», - ответил он и дал согласие на свадьбу. Ведь главное – не возраст и не положение в обществе, а настоящая любовь.
Этот союз окажется на редкость удачным. В высшем свете, где браки обычно совершались по расчету, Столыпины станут выделяться искренне теплыми и нежными отношениями. Супруги будут терпеливы, их жизнь никогда не будут сотрясать скандалы или измены. Даже после 20 лет брака Пётр в письмах будет обращаться к жене не иначе, как «мой ангел», «бесценное моё сокровище», «обожаемая моя». В любви у них родится шесть детей. Но всё это будет потом, как и постоянные покушения, страх за жизнь родных, вынужденная эмиграция Ольги с детьми после страшной гибели мужа от руки террориста.
В день свадьбы Пётр и Ольга ничего не знали об этом. Они смотрели друг на друга влюблёнными глазами и были уверены, что справятся с любой проблемой, лишь бы никогда не расставаться. И они были вместе всегда.
Путь к вере. Галкина Виктория

Когда я познакомилась с будущим мужем, Арсением, он был не крещёным. Существование Бога не отрицал, но и верующим не был. Я переживала по этому поводу, ведь так хотелось молиться вместе, разделять радость воскресного дня, поститься, ходить на службы. Я даже в записках не могла его упоминать, это особенно печалило. Тётя Арсения долгое время пыталась привести его в церковь, показать, как светла жизнь со Христом, однако, все безуспешно.
Шло время, я по-прежнему ходила в храм, читала утренние и вечерние правила, преподавала в Воскресной школе и постепенно стала замечать интерес Арсения к вере. Он начал задавать вопросы о Боге, пытаясь понять суть. Затем я заметила, что, когда мы сталкивались с какими-либо жизненными трудностями, Арсений, сосредоточившись что-то шептал.
Мне стало интересно, захотелось узнать, что именно он говорил. Решила спросить:
— Что ты шепчешь все время?
— Прошу у Бога помощи — ответил он.
Я удивилась, потому что и не думала, что Арсений молится. Разговоров на тему веры становилось больше, в какой-то момент, я поняла, что не могу грамотно отвечать на вопросы жениха, да и вообще, это — очень большая ответственность, поэтому решила позвонить своему духовнику.
Батюшка выслушал меня и предложил нам встретиться втроем на территории монастыря, чтобы обсудить все волнующие вопросы.
Так и случилось. Мы проговорили несколько часов, а после батюшка с Арсением беседовали наедине. Я переживала, ведь не знала, как сложатся события дальше, но искренне молилась о том, чтобы Сеня принял решение креститься.
После беседы Арсений вышел задумчивый. Молчал еще полчаса. А потом сказал:
— Поженимся, и я крещусь.
Я была на седьмом небе от счастья! «Господи, спасибо тебе!».
Спустя месяц мы поженились, а через 2 недели Арсений, как и обещал, крестился. Батюшка благословил меня присутствовать на таинстве и даже дал возможность спеть некоторые молитвы. Этот день стал для нас особенным, настоящим праздником. Как сейчас помню Арсения в белых одеждах, улыбающегося и показывающего мне свой нательный крест.
— Ну вот, теперь мы вместе будем молиться Господу — улыбаясь, говорил он.
— Да, я очень счастлива, что теперь мы вместе веруем в Бога, вместе идем по этому сложному пути ко спасению — отвечала я.
Вот так, чудесным образом, мой муж пришел ко Христу. Пускай не сразу, но осознанно. Позже я спросила, почему он решил креститься, что сподвигло к этому серьезному шагу? Он объяснил так:
— Каждый раз, когда я о чем-то просил Бога, получал ответ или помощь. Сомнений не осталось. Я понял, что хочу жить с Господом. Но не только просить Его, а научиться благодарить.
В какой-то момент пообещал Богу, что, когда женюсь на тебе, сразу крещусь. Потому что мое спасение началось с тебя. Я осознал, как слепо жил все эти годы, как постепенно растлевал себя. Ты напомнила мне, что есть душа. И душа моя устремилась к Спасителю, захотелось славить Его и воспевать.
Автор: Галкина Виктория
Все выпуски программы Частное мнение
«Утреннее чудо»

Фото: ClickerHappy / Pexels
Сегодня утром было такое зрелище: дождливое осеннее утро, низко нависшие синие тучи, тёмно-зелёная хвоя среди обедневших ветвей дерев и виднеющийся из окна белый массивный храм.
Мгновенье и вдруг ― о, чудо! ― сквозь непроглядные тучи пробивается столп света и озаряет стены храма: белые и золотые оттенки начинают буквально сиять на фоне окружающего тёмно-синего пространства! А потом ещё мгновенье — и всё снова померкло.
Так и душа вынырнет вдруг, заблистает, озарённая божественным светом от света Таинства Причастия в храме и вновь тускнеет, храня в себе эту способность блистать. И помнит о ней, и тоскует о своей утерянной красоте и стремится к ней!
Текст Сестры Ольги Н. читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
11 апреля. Об истории герба

Сегодня 11 апреля. В этот день в 1857 году царь Александр II утвердил государственный герб России — двуглавого орла.
Об истории герба — протоиерей Игорь Филяновский.
В России, как и во многих странах Европы, государственные гербовые эмблемы появились в эпоху Средневековья. В 1497 году двуглавый орел впервые появился на печати Ивана III вместе с изображением Святого Георгия. В российской историографии принято считать, что в Россию герб попал от византийской династии Палеологов. Софья Палеолог была женой великого князя Ивана III и приходилась бабушкой Ивану Грозному. При династии Романовых герб получил регалии царской власти — скипетр и державу. При Петре I орел стал изображаться черным. На его крыльях стали изображать щиты царств и великих княжеств, входящих в состав расширяющейся империи. При Александре I вместо скипетра и державы в лапы орла были вложены факел, лавровый венок и лента, а крылья орла были опущены вниз. При Николае I орел снова расправил крылья, и на них вернулись гербы царств, которых теперь стало больше. Кроме того, на герб вернулась и третья корона. Наконец, при Александре II была проведена настоящая геральдическая реформа. Впервые герб был закреплен законодательно и были учреждены большой, средний и малый государственные гербы. После революции 1917 года герб, как и многие российские знаки отличия, были упразднены. Двуглавый орел вернулся на герб страны только в 1993 году, когда указом президента был введен новый государственный герб. Двуглавый орел, рисунок которого выполнен по мотивам герба Российской империи.
Все выпуски программы Актуальная тема