Святитель Патрикий больше известен нам как святой Патрик. Хотя на самом деле, при рождении он носил совсем другое имя. Будущий миссионер родился в конце четвёртого века, в Британии, в знатной кельтской семье. Мальчика назвали Магон. Его род занимал высокое положение при завоевателях-рим
Проповедь о Троице.
В четвёртом - пятом веках ирландские пираты наводили ужас на Британию и Европу. Ирландию называли "разбойничьим островом". Но уже через сто лет эту землю переименовали в "остров святых" и всё благодаря трудам и подвижничеству святого Патрикия.
Он родился в конце четвёртого века, в знатной британской семье. В юношеские годы попал в плен к ирландским пиратам, шесть лет провёл в рабстве. И хотя родители Патрикия были христианами и старались так же воспитать и сына, свою веру он выстрадал и обрёл именно в годы плена. После удачного побега Патрикий некоторое время жил в Галлии - современной Франции. Но однажды ему было откровение: Господь посылал Патрикия обратно в Ирландию на проповедь Евангелия. Вместе с несколькими спутниками Патрикий высадился на диком берегу. Ему было сорок. Шестьдесят лет он странствовал по Ирландии проповедуя Христа. Ему пришлось столкнуться с коварством местных вождей, злобой жрецов-друидов. Но у Патрика появились и первые ученики, верные последователи.
По преданию, однажды святой объяснял в своей проповеди великую тайну Единства Божества в Святой Троице. Для наглядности он сорвал трилистник клевера, и поднял над головой. Так этот зелёный листочек стал ирландским символом Святой Троицы, а потом и всей Ирландии. На православных иконах святителя Патрикия также принято изображать в одеждах зелёного цвета в память о Святой Троице.
Первая Пасха Ирландии.
Святитель Патрикий или святой Патрик стал символом Ирландии, хотя сам даже не был ирландцем. Патрикий родился в соседней Британии, которая уже более трёх с половиной веков находилась под владычеством Рима. Завоеватели принесли туда античную культуру, философию и науку, а христианские проповедники - весть о Спасителе распявшемся за грехи людей.
Ирландия была землёй враждовавших кланов, жрецов-друидов, которые не гнушались и человеческими жертвоприношения
Однажды вся местная знать собралась в доме короля Лойгайре, чтобы встретить первого мая Бельтейн, начало лета. Главным символом торжества были очищающие костры. Первый огонь должен был загореться в королевском доме. Именно в эту ночь Патрик отпраздновал первую Пасху на ирландской земле. Он зажёг костёр в честь Воскресения Христова на вершине горы, прямо напротив королевского дворца. Лойгайре в гневе приказал убить дерзкого проповедника. Но один из друидов, прозревая будущее, сказал королю - это пламя вскоре разгорится по всему острову и станет выше языческих костров. Тогда король призвал к себе Патрика и тот вдохновенно и пылко проповедовал Евангелие. Поражённый Лойгайре велел с почестями отпустить Патрикия, но тот отказался от королевских даров. Вскоре и король, и друид, произнёсший пророчество, приняли христианство. Всего через пятьдесят лет после начала миссии Патрика христианство окончательно укрепилось на землях Ирландии.
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 265 зач., II, 9-14
Комментирует священник Антоний Борисов.
Даже самое радостное и благородное служение не обходится без приложения усилий. Во всяком случае, так обстояло дело со служением апостольским. Ученикам Христовым пришлось преодолеть множество трудностей, исполняя возложенную на них миссию — проповедовать Евангелие всему миру. Доказательство этому мы можем найти в отрывке из второй главы первого послания к Фессалоникийцам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.
10 Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими,
11 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,
12 мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.
13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие,- каково оно есть по истине,- которое и действует в вас, верующих.
14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
Апостол Павел, автор прозвучавших строк, был не только самым настоящим интеллектуалом и блестящим ритором. Павел никогда не чурался физического труда. Более того, был к нему приучен и с удовольствием осваивал различные ремёсла. Во время пребывания в греческом городе Коринфе Павел, например, изучил профессию мастера-изготовителя особых корабельных палаток. То есть шатров или тентов, которыми закрывали палубы, чтобы солнце или дождь не повредили ценные товары.
В прозвучавшем отрывке из первого послания к христианам города Фессалоники апостол объясняет, для чего ему понадобилось трудиться руками. В течение всего времени пребывания в городе Павел, не желая никого отягощать, зарабатывал себе на хлеб сам, усердно трудясь в вечернее и ночное время, чтобы днём проповедовать Евангелие Христово. Апостол, на первый взгляд, шёл наперекор собственным принципам. Ведь в других своих текстах он отстаивает право христианского проповедника жить за счёт пожертвований. Но проявляя подобную милость к иным, к себе Павел, как кажется, относился строго. Или даже сурово.
Апостол учитывал следующее обстоятельство. Ему первому выпала ответственность проповедовать на европейском континенте в условиях языческого большинства. И эта новая паства часто руководствовалась требованиями, которые предъявлялись к античным мыслителям и философам, совмещавшим свою наставническую деятельность с каким-либо ремеслом. Павлу, надо сказать, подобное соединение духовного и бытового не было в тягость. Ведь ветхозаветный раввин, которым Павел до обращения в христианство являлся, обязан был владеть какой-то профессией, чтобы ни от кого в материальном плане не зависеть.
Давало ли всё перечисленное Павлу почву для самолюбования? Вовсе нет. И упоминает апостол о своих трудах по одной единственной причине. Ссылаясь на собственный опыт, опыт ближайшего ученика Христова по духу, Павел призывает своих читателей думать не только о своих нуждах, но и о том, как наши поступки, образ жизни влияют на окружающих. И настоящий христианин, с точки зрения апостола, не должен никого утруждать, жить за чей-либо счёт тогда, когда вполне сам может заработать себе на кусок хлеба.
Надо сказать, что избранная Павлом тактика принесла добрые результаты. Фессалоникийцы, увидев нестяжательность апостола, отсутствие в его проповеди какой-либо меркантильной составляющей, стали принимать крещение, вошли в состав нового народа Божия — Церкви Христовой. Эти люди приняли проповедь Павла не как слово человеческое, а как слово Божие. Потому что видели и ещё одну вещь — как горит огонь веры в сердце проповедника Христова. Как он сам пылает удивительным духовным счастьем и готов окружающих одарить этим согревающим и животворящим пламенем благодати Святого Духа.
Прозвучавшие строки из первого послания апостола Павла к фессалоникийцам учат нас тому, как важно соединить правую веру с правым делом. Чтобы не только на словах, но и на практике, каждый день жизни, соответствовать высокому званию православного христианина. Да. Подобное невозможно без усердного ежедневного труда. Но результат точно превзойдёт все ожидания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь семьям, живущим в прифронтовых населённых пунктах
Фонд «Ясное дело» опекает семьи и одиноких пожилых людей в Луганской Народной Республике. Регулярно собирает помощь и отвозит тем, кто в ней нуждается. Чаще всего это продукты и вещи.
Сегодня поддержки фонда ждут несколько семей, чьи населённые пункты находятся неподалёку от зоны боевых действий. В таких опасных условиях, часто без воды, электричества и связи люди всё равно продолжают жить — воспитывают детей, занимаются хозяйством, работают и заботятся друг о друге. Они не могут отсюда уехать по разным причинам.
Бабушка Тамара Ивановна — одна из подопечных проекта «Ясное дело». Она растит двух внучек и внука — их родители погибли. Вместе с ребятами женщина разбила небольшой огород и завела кур, за счёт этого маленького хозяйства семья выживает. Сейчас бабушке и внукам не хватает самого элементарного — еды, тёплой одежды и постельного белья.
Ещё один подопечный фонда — 5-летний Богдан. Мальчик тяжело болен и не может самостоятельно ходить. Он нуждается в специальных памперсах, которые здесь, в прифронтовой зоне, достать невозможно. Родители стараются обходиться подручными средствами, но это сложно. Кроме того, мальчику необходима качественная медицинская помощь.
Сейчас на сайте фонда «Ясное дело» открыт сбор для помощи нескольким семьям из Луганской Народной Республики. Им нужны продукты, вещи, лекарства, средства ухода и многое другое. Чтобы узнать об этом больше и поддержать тех, кто оказался в беде, переходите на сайт фонда, в раздел «Срочная помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Отношение к ближним в творчестве Л.Н.Толстого». Максим Калинин
У нас в студии был филолог, переводчик, специалист по сирийским святым Максим Калинин.
Разговор шел о взглядах Льва Николаевича Толстого на то, каким должно быть отношение человека к ближним, как это отражено в его рассказе «Хозяин и работник», а также мы размышляли, как могло бы измениться мировоззрение Толстого, если бы он был знаком с творениями сирийских святых отцов, в частности Исаака Сирина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер