У Сергея Довлатов в сборнике «Соло на ундервуде» есть такие слова: «Легко не красть. Тем более — не убивать. Легко не вожделеть жены своего ближнего. Куда труднее — не судить. Может быть, это и есть самое трудное в христианстве. Именно потому, что греховность тут неощутима. Подумаешь — не суди. А между тем, «не суди» — это целая философия». Конец цитаты.
Трудно не согласиться с Довлатовым. Ведь и вправду: каково это — не судить? И смежный вопрос: каково— не осуждать? Речь не о постижении высокой истины, речь о практике: ну ведь и не захочешь — а все равно осудишь. Само с языка сорвется. Как спичка, вспыхнешь по малейшему поводу. Будешь заставлять себя, напоминать, будешь давать себе зарок: «Всё — с этой секунды не раздражаюсь». Но кто-то бросит неаккуратную фразу — и как не было никакого смирения, никакой попытки даже...
Лишь однажды я переживал состояние, в котором осуждать конкретного, сидящего перед тобой человека — не захотелось. Это состояние было связано с молитвой, с особыми постными днями, с ощущением особой тихой длящейся радости. Внутри было так хорошо и светло, что когда вся ситуация располагала к тому, чтобы подумать и сказать: «Друг, ты неправ» — говорить этого не захотелось. Даже думать этого не захотелось. То, где я раньше вспыхнул бы как спичка, сейчас не вызвало вовсе никакой негативной реакции. К сожалению, было это, повторюсь, лишь однажды…
Как-то я об этом рассказал. И услышал чей-то сочувственный комментарий: «Да, знакомо, бывает такое состояние внутреннего эмоционального равновесия, некой блаженной отрешенности…»
И в этот момент — пронзило! Нет, это не отрешенность. Более того, это нечто прямо противоположное ей. И разница эта для христианина настолько важна, что невозможно об этом не сказать.
Об этом постоянно напоминают святые. Помните, знаменитая фраза преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». То есть, храни в сердце мир. Об этом же мирном духе много говорит, например, преподобный Силуан Афонский — цитирую: «Если брата укорил, или осудил, или опечалил, то свой мир потерял». Конец цитаты. «Свой» — ключевое слово. Какая точная взаимосвязь: осуждаешь другого и не ему хуже делаешь — себе. Свой мирный дух, свою внутреннюю радость теряешь. Непреложный закон духовной жизни.
Но разве можем мы увидеть в том же батюшке Серафиме —отрешенность? Разве в ней выразился у него мирный дух? Ведь человек в состоянии этакой блаженной отрешенности равнодушен ко всему. Он не только на раздражитель не среагирует — он не среагирует вообще ни на что. Ему ничто неинтересно. Но вот батюшка Серафим каждого пришедшего встречал словами: «Радость моя, Христос воскресе». Представляете — незнакомцу, зашедшему в келью, сказать: «Радость моя…» Какая уж тут отрешенность? Какая уж тот незаинтересованность? Это что-то противоположное. Это — любовь к человеку, вот к этому человеку. А это и есть не-осуждение. Это, если угодно, активная позиция, а не пассивная. Это положительная мотивация, а не отрицательная. И в этом, вероятно, вся разница.
Психологи часто учат сохранять внутреннее эмоциональное равновесие. Дело важное, кто бы спорил. Вот только если выражается оно в блаженной отрешенности, то это — уход от розни мира сего. Мирный же дух — победа над ней. Первое имеет косвенное отношение к не-осуждению. Второе — является не-осуждением по своей сути.
Вот поэтому мне кажется, что состояние внутреннего эмоционального равновесия— не синоним мирного духа. В такой отрешенности — слишком много зыбкого, неустойчивого, потому что — слишком человеческого. Тронь чуть-чуть — и рассыплется. Но мирный дух, учат святые, не может быть ничем иным, кроме как действием Самого Творца в сердце своего творения. И потому те, кто принял весть о мирном духе, построили цивилизацию, которая стоит уже две тысячи лет. И человек получил возможность мирным духом выиграть, вероятно, самую тяжелую битву в своей жизни — битву с самим собой.
А значит, получил шанс опытно ответить на довлатовский вопрос: «Каково это — не осуждать?»
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема