У Сергея Довлатов в сборнике «Соло на ундервуде» есть такие слова: «Легко не красть. Тем более — не убивать. Легко не вожделеть жены своего ближнего. Куда труднее — не судить. Может быть, это и есть самое трудное в христианстве. Именно потому, что греховность тут неощутима. Подумаешь — не суди. А между тем, «не суди» — это целая философия». Конец цитаты.
Трудно не согласиться с Довлатовым. Ведь и вправду: каково это — не судить? И смежный вопрос: каково— не осуждать? Речь не о постижении высокой истины, речь о практике: ну ведь и не захочешь — а все равно осудишь. Само с языка сорвется. Как спичка, вспыхнешь по малейшему поводу. Будешь заставлять себя, напоминать, будешь давать себе зарок: «Всё — с этой секунды не раздражаюсь». Но кто-то бросит неаккуратную фразу — и как не было никакого смирения, никакой попытки даже...
Лишь однажды я переживал состояние, в котором осуждать конкретного, сидящего перед тобой человека — не захотелось. Это состояние было связано с молитвой, с особыми постными днями, с ощущением особой тихой длящейся радости. Внутри было так хорошо и светло, что когда вся ситуация располагала к тому, чтобы подумать и сказать: «Друг, ты неправ» — говорить этого не захотелось. Даже думать этого не захотелось. То, где я раньше вспыхнул бы как спичка, сейчас не вызвало вовсе никакой негативной реакции. К сожалению, было это, повторюсь, лишь однажды…
Как-то я об этом рассказал. И услышал чей-то сочувственный комментарий: «Да, знакомо, бывает такое состояние внутреннего эмоционального равновесия, некой блаженной отрешенности…»
И в этот момент — пронзило! Нет, это не отрешенность. Более того, это нечто прямо противоположное ей. И разница эта для христианина настолько важна, что невозможно об этом не сказать.
Об этом постоянно напоминают святые. Помните, знаменитая фраза преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». То есть, храни в сердце мир. Об этом же мирном духе много говорит, например, преподобный Силуан Афонский — цитирую: «Если брата укорил, или осудил, или опечалил, то свой мир потерял». Конец цитаты. «Свой» — ключевое слово. Какая точная взаимосвязь: осуждаешь другого и не ему хуже делаешь — себе. Свой мирный дух, свою внутреннюю радость теряешь. Непреложный закон духовной жизни.
Но разве можем мы увидеть в том же батюшке Серафиме —отрешенность? Разве в ней выразился у него мирный дух? Ведь человек в состоянии этакой блаженной отрешенности равнодушен ко всему. Он не только на раздражитель не среагирует — он не среагирует вообще ни на что. Ему ничто неинтересно. Но вот батюшка Серафим каждого пришедшего встречал словами: «Радость моя, Христос воскресе». Представляете — незнакомцу, зашедшему в келью, сказать: «Радость моя…» Какая уж тут отрешенность? Какая уж тот незаинтересованность? Это что-то противоположное. Это — любовь к человеку, вот к этому человеку. А это и есть не-осуждение. Это, если угодно, активная позиция, а не пассивная. Это положительная мотивация, а не отрицательная. И в этом, вероятно, вся разница.
Психологи часто учат сохранять внутреннее эмоциональное равновесие. Дело важное, кто бы спорил. Вот только если выражается оно в блаженной отрешенности, то это — уход от розни мира сего. Мирный же дух — победа над ней. Первое имеет косвенное отношение к не-осуждению. Второе — является не-осуждением по своей сути.
Вот поэтому мне кажется, что состояние внутреннего эмоционального равновесия— не синоним мирного духа. В такой отрешенности — слишком много зыбкого, неустойчивого, потому что — слишком человеческого. Тронь чуть-чуть — и рассыплется. Но мирный дух, учат святые, не может быть ничем иным, кроме как действием Самого Творца в сердце своего творения. И потому те, кто принял весть о мирном духе, построили цивилизацию, которая стоит уже две тысячи лет. И человек получил возможность мирным духом выиграть, вероятно, самую тяжелую битву в своей жизни — битву с самим собой.
А значит, получил шанс опытно ответить на довлатовский вопрос: «Каково это — не осуждать?»
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема