В 2012-м году, в Москве вышла книга под названием «Рыцарь поэзии», посвящённая памяти поэта и критика Григория Левина, родившегося в октябре 1917-го года и ушедшего в октябре 1994-го. В течение полувека он руководил литературным объединением «Магистраль», – из которого вышли многие, составившие честь и славу нашей словесности послевоенного времени.
От Булата Окуджавы и Бориса Чичибабина – до Фазиля Искандера и Владимира Соколова.
Самым частым словом на проводах Левина было, знаю, слово – «Учитель».
С самой что ни на есть большой буквы.
Всю жизнь он занимался другими, сражался за растущие в других таланты.
В течение долгой жизни он выпустил всего четыре книжки своих стихов.
В самую первую, 1963-го года, вошло его классическое «Ландыши продают», – с пронзительными строками: «Ландыши продают…/ Почему не просто дают?... Почём нежность? / Почём чистота? / Почём воздух сегодня дают?..»
Я выбрал стихотворение из второго сборника, названного «Мы вами будем». Но тоже – «ландышевое». Вот оно.
Пусть скромен знак любви простой,
А словно жизнь меня прославила.
Мне дочка к празднику на стол
Букетик ландышей поставила.
Живет поэзия везде.
Нас различает не по званию.
Зеленый лист стоит в воде
И колокольцами позванивает.
Зачем грустить и счет вести
Обидам, нанесенным ранее?
Мне дочка принесла в горсти
Весны зеленое дыхание!
Вот так вбегает счастье в дом,
И за руку его не вывести.
...А если счастье не во всем,
То, может быть, для справедливости...
Григорий Левин, «Пусть скромен знак любви простой…», стихи из книги 1981-го года «Мы вами будем».
…В последний свой год, на собственные средства, Григорий Михайлович Левин выпустил тоненькую книжку «Евангельские мотивы. Это оказались стихи неверующего, но чистого человека, – горячо осмысляющего то, что виделось ему лишь могуче-противоречивым собранием «древних истин»…
Есть там и стихотворение, начинающееся словами «Не веруя в Бога, я Бога хулить не хочу: / он был утешением страждущих и болезных…».
Дочитывая, я, конечно, не мог и предположить, как неожиданно завершится этот монолог, центральный «девиз» которого – «И все-таки надо спасать и спасать других».
…Мне скажут: – Одумайся. Успокойся. Окстись.
Грехи искупай, чтобы в чистой предстать рубахе.
И пусть я унижен, и ползаю пусть во прахе,
Спасаю других. А мне – самому бы спастись.
Таким он был, самоотверженный рыцарь нашей поэзии – Григорий Левин.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема