Необычное зрелище увидели москвичи в 1526 году, когда посланцы из далёкой северной Лапландии пришли к великому князю Василию Ивановичу – просить себе крещения, священника и церковь. Эти лапландцы, или лопари, были одеты в непривычные для русских одежды, говорили на неведомом языке и казались совершенными варварами, так что москвичи чрезвычайно удивлялись необычным гостям и их просьбе.
Окинув взглядом склонившихся пред ним лопарей и их дары, государь торжественно объявил свою волю, и послал к северянам священника и диакона. «И они ехавше свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи, и многих лоплян крестиша во имя Отца и Сына и Святаго Духа, в нашу Православную веру христианскую»…
1518 год. Иеродиакон Феодорит, сомолитвенник преподобного Александра Свирского и великих старцев-нестяжателей, на небольшом корабле прибывает в Кольский залив и начинает свою многолетнюю проповедническую деятельность среди народа лопарей. Воспитанник Соловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей, он прошёл великий Искус, муча «и покоряя плоть свою в порабощение и послушание духу», а также изучая язык и обычаи лопарей, чтобы рассказать им о Христе. Впоследствии подвижник вспоминал: «тот народ лопарей – люди очень простые и кроткие, и совсем к какому-либо лукавству не склонные, к пути спасения же старательны и охочи».
Феодорит посещал кочевья лопарей, да они и сами стали приходить к нему, удивляясь необычному, одинокому русскому подвижнику. Хотя лопарские жрецы не любили Феодорита, простые люди к нему тянулись, видя его искренность и любовь к ним: ведь «он умел старые гнусности и нечистоты злобы разрушать и искоренять их из душ человеческих, и нечистых и скверных очищать, и просвещать, и к Господу обращать», как писал о Феодорите князь Курбский.
Прошло несколько лет, и вот уже сотни лопарей были оглашены, наставлены в православии и ждали только крещения. Из них наиболее знатных и смышлёных Феодорит послал к великому князю Василию в Москву. Возможно, что именно кому-то из этих северян, всё ещё колебавшемуся, преподобный ласково сказал: «добро тебе и роду твоему приложиться к народам всея Руси».
И вот благодаря Феодориту и великому князю Василию на далёком Севере была построена церковь, а в стенах её зазвучали необычные слова – на лопарском языке. Сбылась мечта Феодорита: чтобы у маленького северного народа были книги и богослужение на собственном, понятном ему наречии.
Много лет спустя уже престарелый подвижник рассказывал об этом голландскому купцу Симону ван Салингену, и тот с восторгом написал: Феодорит «осмелился составить письменность для (…) языка, на котором никогда ни один человек не писал. Так, он показывал мне алфавит и рукопись, „Символ Веры“, „Отче наш“».
Миссионерская деятельность преподобного продолжилась. В 1531 новые оглашенные им лопари попросили новгородского архиепископа дать им священников и окрестить. Одного Феодорита им было мало, тем более что священство и право крестить он получил только через несколько лет, а лопари жили на обширных пространствах.
Самое необычное событие случилось в 1542 году, когда после многих бесед Феодорита и страшного землетрясения сразу две тысячи лопарей крестились в один день.
Впоследствии преподобному Феодориту пришлось покинуть крайний Север. Он претерпел гонения, обвинения в Ереси и заточение, но также и час славы, когда именно его Иван Грозный избрал для посольства в Константинополь, чтобы добиться признания царского титула Ивана со стороны греческих иерархов. И Феодорит блестяще выполнил поставленную задачу.
Высокие качества преподобного ярко проявились по возвращении на Русь, когда грозный царь предложил Феодориту любую награду, в том числе духовную власть. Преподобный, одетый в старую изношенную одежду, ответил: «Я, Царь, повеления твоего послушался и всё что ты заповедал мне сделать, исполнил (…). Даров же от Твоего Величества, так же, как и власти для себя, не требую. (…) Я же серебром да драгоценною одеждою услаждаться не приучен, поскольку отрёкся от всего такового».
Живя в центральных русских землях, Феодорит, уже будучи глубоким старцем, не забывал о своих лопарях и ездил к ним. Князь Курбский, ученик преподобного, писал об этих путешествиях: «Воистину сие удивления достойно, в такой старости и такие неудобные, жестокие пути претерпел… не щадяще ни старости, ни немощного тела, сокрушенного многими летами и великими трудами». В этой любви к другим, доходящей до беспощадности к себе, и есть тот, пожалуй, главный урок, который даёт преподобный Феодорит современным миссионерам. Ведь он, как писал Карамзин, «просветил Божественною верою без насилия, без злодейств, употреблённых другими ревнителями христианства в Европе и Америке, но единственно примером лучшего».
В 2003 году преподобный Феодорит Кольский был прославлен в лике святых.
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема