
Красная площадь в Москве шумела большим торгом. Какого только товару не навезли торговцы под стены Кремля: были здесь богатые ткани и расписная посуда, украшения и головные уборы…
Из Фроловских ворот Кремля на вороном коне выехал на Красную площадь статный молодой человек в богатом, золотом шитом, кафтане. Спешился, отдал повода идущему рядом боярину и, смешавшись с пёстрой толпой, пошёл по рядам. Но у торговцев глаз зоркий: вмиг различили знакомое лицо и, низко, до земли, кланяясь, стали звать:
— К нам, к нам загляни, княже!
Скоро всю Красную площадь облетела радостная весть: сам Московский князь Даниил Александрович пришёл посмотреть на ярмарку!
Князь неспешно бродил по торгу, рассматривал диковинки. Вдруг его внимание привлекла необычная, резная деревянная солонка.
— Сколько просишь за неё, хозяйка? — спросил Даниил у стоявшей за прилавком женщины.
— Да хоть так забирай, князь-батюшка! — с низки поклоном отвечала женщина.
Но князь с улыбкой достал из-за пазухи платок, развернул и протянул изумлённой торговке монету чистого серебра.
Женщина упала на колени и со слезами стала отказываться от дорогого подарка, уверяя, что солонка её и полушки медной не стоит, и что хоть сын её и погиб на ратной княжеской службе, живёт она с невесткой хорошо и не в нужде внука растит. Тогда Даниил достал золотой и, вложив в руку женщине, ласково сказал:
— Нет уж, ты прими, сделай милость. Сына ведь твоего, знать, я не сберёг…
О человеколюбии и милосердии князя Даниила Московского, младшего сына прославленного Александра Невского, было хорошо известно его подданным. Именно таким — благотворящим к бедным и обездоленным, заботящимся о благосостоянии Божьих храмов и в годы тяжких междоусобиц хранившим Московскую землю от напрасного кровопролития и донесли до нас его образ московские летописи, в которых древние хроникёры именуют Даниила не иначе, как братолюбцем.
Княжение своё Даниил начал с того, что на свои личные деньги возвёл в Москве храм. На небольшом холме выстроил он в 1282 году деревянную церковь, которую освятили во имя небесного покровителя князя — преподобного Даниила Столпника. Именно этот храм положил начало одной из старейших русских обителей — Московскому Свято-Данилову монастырю. Впоследствии князь Даниил построил в городе ещё один храм — Богоявленский, также ставший основанием одноимённого монастыря.
В 1293 году на Москву обрушилось страшное бедствие — к стенам Белокаменной пришли татары — страшная Дюденева рать, уже опустошившая Суздаль, Коломну и Можайск. Даниилу предложили укрыться в одной из его дальних деревень, но князь не пожелал оставлять своих подданных. Однако и крови он тоже не хотел. В собственных руках вынес Даниил татарам ключи от Москвы, а когда те, дотла разграбив её, ушли, принялся восстанавливать город. Но не за счёт налогов, а на собственные доходы от своих дальних вотчин, которых миновали набеги татар. Все свои богатства Даниил раздал пострадавшим от набега москвичам. И с благодарностью встречал приезжий люд из других княжеств, наезжавший в Москву, чтобы помочь отстроить город заново. Для строителей и рабочих княжеским повелением и на его же деньги были устроены трапезные с бесплатною пищей и кров для ночлега.
Вместе со своею верной супругой Евдокией князь Даниил творил щедрую милостыню, одаривая бедных; Евдокия собственноручно вышивала золотом для устроенного мужем Даниловского монастыря пелены и плащаницы — богослужебные покровы.
16 марта 1303 года в том же монастыре князь принял монашеский постриг. А на следующий день скончался, оставив на долгие века пример милосердного, кроткого и мудрого человека и правителя.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.