Когда-то этот человек занимался карманными кражами. За спиной у него семь судимостей, более двадцати лет тюрем и лагерей. А ещё – горы прочитанных книг и возрастающая тяга к стихосложению. Сегодня 75-летний поэт Евгений Карасёв живет в Твери, он – автор нескольких книг стихов и прозы, лауреат литературных премий, участник поэтических фестивалей. Поэт и редактор Юрий Кублановский однажды сказал о нём: «Когда Карасев пишет стихи, рифмы у него возникают как будто бы ниоткуда. Вроде бы звучит абсолютно естественная речь, которая вдруг превращается в рифмованную».
Безобидная особенность
Среди песнопевцев у меня своя ниша,
как у пичуги в мире лиственном.
Она не выше других, не ниже –
единственная.
Евгений Карасев, 2000-й год
А вот как писал он сорок с лишним лет тому назад о своей доле:
Этап из тюрьмы уходил в неизвестность:
судя по срокам – в тьмутаракань.
Урки запели унылую песню
про вора, убитого в хмурую рань.
Ехал долго в краснухах* бессменных,
вдруг поезд наш лязгнул и стал.
По соснам стекало, вскрыв тяжкие вены,
закатное солнце; мороз лютовал.
А дальше уже ни столбов, ни дороги –
обрубленных рельсов две страшных культи.
И ведал лишь Бог –
мы стоим на пороге
или в конце рокового пути.
Евгений Карасев, 1970-й год; а «краснухи» – это вагоны для перевозки заключенных
Младший друг поэта и автор статьи о нем под характерным названием «Другой», – стихотворец и литературовед Максим Амелин написал мне однажды:
«…Человеческая и литературная судьба Евгения Карасева – воплощение сразу трех евангельских притч. Он – ярчайший пример человека, наделенного свыше выдающимся поэтическим талантом, который им не только в целости сохранен, несмотря на невыносимые условия тяжкой неволи, но и стократно преумножен. Блудным сыном, пройдя через многие искушения и испытания, выпавшие на его долю, он вернулся на истинный путь премудрой и добродетельной жизни (не случайно, этот образ часто возникает в его стихах). Поэзия Евгения Карасева исполнена глубоким состраданием к малым сим, искренней любовью к ближним и такой верой в грядущее спасение, в какой только Дисмас, благоразумный разбойник, распятый одесную Христа, мог утвердиться…»
Мерило
Как распознать сочинителя,
что мается
над листом бумаги в уединённой тиши?
Графоман догола раздевается,
поэт – до глубины души.
Евгений Карасев, 2000-й год
…И вот очень любимое мною стихотворение – «Безымянная лепта»:
Я отношусь с сомнением к поиску истины,
которая осветит дорогу народу, стране.
Поданную оборвышу милостыню
я приравниваю к разыскиваемой величине.
Это не подачка финансового воротилы,
шумно оглашённая оплаченными лицедеями, –
душевное движение сородича, знающего,
что такое сиротская сума.
Может безымянная лепта и есть приближение
к спасительной национальной идее,
если только не она сама?..
Евгений Карасев, «Безымянная лепта», 2003-й год
За стихами Евгения Карасёва – всегда – память, боль и надежда. Скреплено это мучительным трудом самобытного русского литератора, с полным напряжением сил отрабатывающего тот счастливый выбор, который – в его случае – совершила сама поэзия. Иначе как промыслом я это объяснить не могу.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.