Протоиерей Иаков Нецветов находился в индейском селении Чагелюк на Аляске, когда вдруг узнал, что к нему идут племена инкалитов и кольчанов, чтобы принять крещение. Чагелюкцы сильно взволновались, помня свою старую вражду с воинственными инкалитами, и столпились вокруг миссионера.
— Отец! — говорил священнику индеец-старейшина. — Они лишь говорят, что идут к нам принять крещение, а на самом деле хотят напасть на нас! Мы уйдём!
— Разве вы сделали им какое-нибудь зло? — возразил отец Иаков. – Что же вы боитесь? Будьте уверены, что Господь Бог сохранит вас. Я вас не удерживаю, но я останусь здесь.
Мужество и самообладание православного миссионера успокоили чагелюкцев, и они не ушли. К вечеру же стали прибывать инкалиты и кольчаны. Отец Иаков не спал всю ночь, но молился и готовился к проповеди…
Утром 21 мая 1853 года священник собрал прибывших на большой поляне.
— Отец! В прошлом году наш старейшина крестился от тебя и рассказал о Христе. А теперь мы узнали, что ты здесь, и хотим послушать тебя и креститься! — Сказал индейский вождь.
— Слушайте же теперь, — ответил отец Иаков и стал проповедовать индейцам о едином Боге-Троице — творце Вселенной, о спасении души, о грехе и покаянии.
Проповедь длилась несколько часов, индейцы её внимательно слушали, а вечером уже 50 из них приняли крещение. В следующие дни были крещены остальные — в общей сложности — более 300 человек.
Отец Иаков был чрезвычайно физически утомлён, но, как записал он в дневнике, «духовная радость при виде стольких душ, присоединяющихся к Христовой Церкви, всё заглушает». Не меньшую радость принесло то, что ранее враждовавшие племена соединились в молитве.
Таковы были миссионерские труды отца Иакова — выпускника Иркутской семинарии, первого православного священника из коренных народов Аляски. Ему довелось проповедовать на Алеутских островах, а также на побережье Русской Америки — на пространстве примерно двух тысяч километров, по которому батюшка зачастую передвигался на простой байдарке с немногочисленными провожатыми.
1845-1857 годы, когда отец Иаков возглавлял Квихпакскую миссию на Аляске, были наиболее плодотворными: крещение приняли более двух тысяч индейцев.
Отец Иаков был одним из ближайших помощников знаменитого миссионера — святителя Иннокентия (Вениаминова), вместе с ним создав алфавит для алеутов, а также переводы Евангелия и молитв на их язык.
Для крещёных индейцев отец Иаков становился родным человеком, и когда он покидал их селения, то его провожали почти все — от мала до велика.
Духовная жизнь, мужество и скромность обращали к нему даже ожесточившиеся сердца, как в случае с шаманом, который был яростным противником христианства, но после проповеди отца Иакова уверовал.
Скончался отец Иаков в 1864 году на родной Аляске, в возрасте 62 лет. В 1994 году Православная Церковь в Америке причислила его к лику святых.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница