
Фото: Piqsels
Неповторимым и разным бывает путь к святости. Монахи-пустынники, воины-князья, благочестивые супружеские пары…
Сегодня мы говорим о святых благоверных князьях Петре и Февронии и повести Алексея Ремизова «Пётр и Феврония».
Удивительная история жизни и любви княжеской четы – Петра и Февронии Муромских – дошла до наших дней из преданий Муромской земли и повести русского писателя 16 века Ермолая Прегрешного.
В середине 20 века пересказать на свой лад древнерусскую «Повесть о Петре и Февронии» взялся живший в Париже Алексей Михайлович Ремизов.
Главными героями повести Алексея Ремизова являются реальные исторические лица: Петр и Феврония, которые княжили в Муроме в начале 13 века. К житию муромских князей прибавлены два сюжета из народного фольклора – волшебная сказка об огненном змии и сказание о мудрой деве, загадывающей загадки.
По всей Руси искали и никак не могли найти лекаря, который исцелил бы Петра, младшего брата муромского князя Павла.
Однажды княжеский слуга (в повести Ремизова его зовут Гридя) встретил в селе ЛАсково под Рязанью мудрую, имевшую от Бога дар прозорливости и исцелений, девушку Февронию. Девушка пообещала вылечить Петра и сказала…
А.М. Ремизов:
— Да ты приведи князя твоего сюда. Если будет кроток и со смирением в ответах, будет здоров. Передай это князю.
И как говорила она, в её словах была такая кротость...
Пётр велел везти себя в Ласково.
Феврония пообещала вылечить Петра, только с условием – он должен на ней жениться. Петр выздоровел, но выполнять свое обещание не торопился.
А.М. Ремизов:
«Покидая Ласково, Петр послал Февронье подарок-благодарность: золото и жемчуг. Она не приняла. Молча рукой отстранила она от себя драгоценности, а на губах ее была печаль: «несчастный!».
… В Муроме Петр снова заболел, и когда Феврония опять его вылечила, привез ее в город как законную жену.
Косо смотрели муромские бояре на Феворнию – она ведь была не знатного рода.
А когда после смерти старшего брата Петр стал Муромским князем, то и вовсе взъелись на «безродную» княгиню.
Тогда Петр и Феврония вместе покинули Муром.
А.М. Ремизов:
Ночь решили провести на берегу.
И раздумался Петр: хорошо ли он сделал — покинул родной город? И из-за чего? И с упреком посмотрел на Февронию.
— Не ропщи, сказала Феврония, она без слов поняла, будем жить лучше прежнего, ты увидишь.
Петр не мог не поверить — в голосе Февронии была ясность.
Наутро бояре опомнились и упросили Петра и Февронию вернуться в Муром.
Время их княжения запомнилось как счастливое для Муромской земли — это было накануне вторжения на Русь Батыя, начала монголо-татарского ига.
До глубокой старости в любви и согласии прожили Петр и Феврония. В Древней Руси у князей существовала благочестивая традиция перед смертью принимать монашеский постриг. Пришло время расстаться и Петру с Февронией: князь удалился в мужской монастырь, княгиня – в женский.
А.М. Ремизов:
«Петр постригся в монахи, приняв имя Давид, и оканчивал дни в городском Богоявленском монастыре. Феврония под именем Ефросиния за городом у Воздвиженья...
Расставаясь, Феврония сказала: смерть придет за тобой и за мной в один час».
Петр и Феврония молили Бога, чтобы им умереть в один день. Они завещали похоронить их в одном гробу, и заранее приготовили для себя общую каменную гробницу с тонкой перегородкой. По преданию благочестивые супруги скончались в один день и час.
Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела сначала положили в разных обителях, но на следующий день они все равно оказались вместе.
А.М. Ремизов:
И всякий раз на Москве, в день их смерти, Петра и Февронии… колокол разносил весть из Кремля по русской земле о неразлучной любви, человеческой волей нерасторжимой.
День памяти святых Петра и Февронии Муромских - 8 июля - теперь в России отмечается как День семьи, любви и верности.
«Повесть о Петре и Февронии» Ремизов писал в Париже в последние годы жизни. Русский писатель-эмигрант был стар, болен, одинок, и хотел успеть сказать о самом главном – о великой любви и верности до гроба.
Большие и маленькие. Ольга Кутанина

Там, где нас любят и с тем, кто нас любит, мы как будто становимся больше, значимей. А вот среди незнакомых людей, бывает, чувствуем себя неловко, внутренне сжимаемся. Как маленькие.
Сделать это открытие помог мой ребёнок. Однажды я собирала детей на улицу. Помогала одеваться, обсуждала с ними, куда пойдём и чем займёмся на прогулке. И вдруг трехлетний сын серьёзно так говорит: «Мама, дома я большой, а на улице маленький».
— Почему же ты дома большой? — удивилась я.
— Потому что меня тут любят.
Вот это новость! Как точно! Дома его любят, дома он бесконечно дорог и знает об этом. Здесь он единственный и неповторимый, второго такого ребёнка нет и не может быть! Дома безопасно и уютно, потому он большой.
Но стоит малышу выйти на улицу, как он видит огромный мир. Много людей, много домов, много машин. Никто им особо не интересуется. И ребёнок сразу ощущает себя маленьким, незащищённым.
Я взрослый человек. Но и для меня так же: дома, среди близких и родных, я как-то больше. На работе, говорят, незаменимых людей нет. А для близких, в семье, каждый незаменим.
Так же и в общении с Небесным Отцом, когда понимаю, как Он любит меня, как дорожит своим творением, когда осознаю, что каждый человек, и я в том числе, совершенно уникален. И за каждого Господь пострадал на кресте.
Короткий диалог с сыном взбодрил меня. Напомнил о Христе. Я шла по улице, вела за руки детей, смотрела по сторонам и пыталась понять, где я большая, а где маленькая.
Вот что пришло мне на ум. Когда Бог для нас — некто далёкий, мы маленькие в этом мире. Беспомощные и уязвимые. Если же любим Бога всей душой, то становимся больше, сильнее и увереннее. Ведь с нами рядом сам Творец вселенной и мы Ему не чужие!
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
17 июня. О духовных ценностях

15 июня, в Неделю всех святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Христа Спасителя в Калининграде.
На проповеди по завершении богослужения Предстоятель говорил о духовных ценностях.
17 июня. Об исполняющих волю Божью
