
Фото: Piqsels
Неповторимым и разным бывает путь к святости. Монахи-пустынники, воины-князья, благочестивые супружеские пары…
Сегодня мы говорим о святых благоверных князьях Петре и Февронии и повести Алексея Ремизова «Пётр и Феврония».
Удивительная история жизни и любви княжеской четы – Петра и Февронии Муромских – дошла до наших дней из преданий Муромской земли и повести русского писателя 16 века Ермолая Прегрешного.
В середине 20 века пересказать на свой лад древнерусскую «Повесть о Петре и Февронии» взялся живший в Париже Алексей Михайлович Ремизов.
Главными героями повести Алексея Ремизова являются реальные исторические лица: Петр и Феврония, которые княжили в Муроме в начале 13 века. К житию муромских князей прибавлены два сюжета из народного фольклора – волшебная сказка об огненном змии и сказание о мудрой деве, загадывающей загадки.
По всей Руси искали и никак не могли найти лекаря, который исцелил бы Петра, младшего брата муромского князя Павла.
Однажды княжеский слуга (в повести Ремизова его зовут Гридя) встретил в селе ЛАсково под Рязанью мудрую, имевшую от Бога дар прозорливости и исцелений, девушку Февронию. Девушка пообещала вылечить Петра и сказала…
А.М. Ремизов:
— Да ты приведи князя твоего сюда. Если будет кроток и со смирением в ответах, будет здоров. Передай это князю.
И как говорила она, в её словах была такая кротость...
Пётр велел везти себя в Ласково.
Феврония пообещала вылечить Петра, только с условием – он должен на ней жениться. Петр выздоровел, но выполнять свое обещание не торопился.
А.М. Ремизов:
«Покидая Ласково, Петр послал Февронье подарок-благодарность: золото и жемчуг. Она не приняла. Молча рукой отстранила она от себя драгоценности, а на губах ее была печаль: «несчастный!».
… В Муроме Петр снова заболел, и когда Феврония опять его вылечила, привез ее в город как законную жену.
Косо смотрели муромские бояре на Феворнию – она ведь была не знатного рода.
А когда после смерти старшего брата Петр стал Муромским князем, то и вовсе взъелись на «безродную» княгиню.
Тогда Петр и Феврония вместе покинули Муром.
А.М. Ремизов:
Ночь решили провести на берегу.
И раздумался Петр: хорошо ли он сделал — покинул родной город? И из-за чего? И с упреком посмотрел на Февронию.
— Не ропщи, сказала Феврония, она без слов поняла, будем жить лучше прежнего, ты увидишь.
Петр не мог не поверить — в голосе Февронии была ясность.
Наутро бояре опомнились и упросили Петра и Февронию вернуться в Муром.
Время их княжения запомнилось как счастливое для Муромской земли — это было накануне вторжения на Русь Батыя, начала монголо-татарского ига.
До глубокой старости в любви и согласии прожили Петр и Феврония. В Древней Руси у князей существовала благочестивая традиция перед смертью принимать монашеский постриг. Пришло время расстаться и Петру с Февронией: князь удалился в мужской монастырь, княгиня – в женский.
А.М. Ремизов:
«Петр постригся в монахи, приняв имя Давид, и оканчивал дни в городском Богоявленском монастыре. Феврония под именем Ефросиния за городом у Воздвиженья...
Расставаясь, Феврония сказала: смерть придет за тобой и за мной в один час».
Петр и Феврония молили Бога, чтобы им умереть в один день. Они завещали похоронить их в одном гробу, и заранее приготовили для себя общую каменную гробницу с тонкой перегородкой. По преданию благочестивые супруги скончались в один день и час.
Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела сначала положили в разных обителях, но на следующий день они все равно оказались вместе.
А.М. Ремизов:
И всякий раз на Москве, в день их смерти, Петра и Февронии… колокол разносил весть из Кремля по русской земле о неразлучной любви, человеческой волей нерасторжимой.
День памяти святых Петра и Февронии Муромских - 8 июля - теперь в России отмечается как День семьи, любви и верности.
«Повесть о Петре и Февронии» Ремизов писал в Париже в последние годы жизни. Русский писатель-эмигрант был стар, болен, одинок, и хотел успеть сказать о самом главном – о великой любви и верности до гроба.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (03.09.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что делать, если я живу в окружении порочных людей? Что я могу противопоставить недостаткам своих ближних? Как мне вести себя, чтобы сделать их лучше? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й и 10-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Христиане Коринфа собрали для Иерусалимской общины, которая оказалась в затруднительном материальном положении, финансовую помощь. Однако у некоторых из коринфских верующих появились сомнения, дойдёт ли эта помощь до адресата. Были те, кто стал наговаривать на Павла, что, дескать, он корыстный человек и он присвоит эти средства. В ответ на эту клевету и звучат те слова апостола, которые мы только что услышали.
Павел обличает мотив, побуждающий его противников злословить его и выставлять обманщиком. Они смотрят на него как на поступающего «по плоти». То есть видят в Павле человека, который действует не по внушению Святого Духа, но по своему личному разумению, ради собственной выгоды. Поэтому он призывает их обратить внимание на то, как через него действует сила Божия, которая, по его выражению, «разрушает твердыни». Скорее всего, Павел подразумевает свои победы над языческими философами, а также иудейскими богословами. Кроме того, апостол призывает своих оппонентов посмотреть, сколько людей благодаря его трудам обратились в Христову веру. Всё это должно быть достаточным свидетельством для того, чтобы увидеть, какой Дух действует через апостола.
Однако Павел приводит ещё один аргумент. «На личность ли смо́трите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы». Мысль апостола следующая. Нам свойственно видеть в людях то, что мы видим в себе. Нередко мы приписываем окружающим собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и прочее. И мы при этом уверены, что это не наше, а другого человека. Психологи называют это свойство нашего сознания проекцией. Это общий естественный механизм. Его действие прекрасно иллюстрирует притча о пчеле и мухе. Пчёлка везде видела ароматные цветы, а муха — только навозные кучи. И Сам Господь упоминает в Евангелии об этой закономерности: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».
Эту логику Павел и применяет в борьбе со своими противниками. Если человек Христов, то он и об окружающих будет судить как о тех, кто в той или иной степени связан со Христом. Даже в тех, кто наполнен тьмой, он будет склонен видеть проблески света. И, напротив, если человек не обращает внимания даже на явные проявления Святого Духа через Павла и продолжает настойчиво обвинять его в корысти, это явное свидетельство его собственного сердечного состояния. Какая-то страсть точит его душу. А потому и в окружающих он ощущает подвох.
Всё сказанное имеет практические выводы. Порой мы обязаны просто в силу своей должности противостоять злу и сражаться за правду. И это делать необходимо. Однако важно помнить, что, если бы источником наших проблем были только окружающие люди, мы были бы обречены. Ведь в конечном счёте исправить окружающих невозможно. А потому порой сражение с пороками близких напоминает бой со Змеем Горынычем. Одну голову отрубил, а на её месте две новые выросли. И так до бесконечности. Поэтому главной заботой христианина должна быть работа над изменением собственного сердца. Преподобный Паисий Святогорец советовал приучить себя почаще включать добрый помысел. То есть заставлять себя думать о человеке хорошее даже в том случае, когда житейский опыт побуждает тебя думать плохое. Если такой работы не будет, то всякое наше сражение за правду, даже самое искреннее, в итоге превратится в безумие и противостояние истине.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать работу горячей линии «Милосердие»

Макар из Республики Башкортостан растёт в большой семье. Серьёзный и ответственный парень, старается учиться на отлично. Он хочет в будущем найти хорошую работу и помочь родным выбраться из сложных жизненных обстоятельств.
Семья живёт сельской местности и находится в трудном финансовом положении. Пять лет назад, когда началась пандемия коронавируса, и школы перешли на удалённое обучение, 10-летнему Макару, а также его братьям и сёстрам пришлось пропускать уроки. Так сложилось, что у них не оказалось под рукой ни компьютера, ни современных телефонов, чтобы выходить в Интернет, участвовать в занятиях и выполнять задания. Но школьник не растерялся. Он позвонил на горячую линию Русской Православной Церкви и попросил о помощи. Подросток объяснил, что ему и его родным для учёбы необходим ноутбук.
Просьбу ребёнка не оставили без ответа. Нужную технику семье Макара доставил домой священник Уфимской епархии. Растроганный подросток выбежал ему на встречу, у него не было сомнений, что это именно то, чего он и его близкие так ждали.
Обратиться на горячую линию социальной помощи Русской Православной Церкви может любой человек. Каждый день на номер 8 800 70 70 222 поступают сотни звонков. Ситуации и просьбы самые разные. И ни одна из них не остаётся без внимания. Сейчас большинству необходима поддержка продуктами, одеждой и жизненно важными лекарствами, особенно людям, которые находятся в зоне конфликта. Чаще всего помощь важно оказать быстро, поэтому у горячей линии должны быть на это ресурсы. Поддержите работу проекта на платформе «Поможем», совершив любой благотворительный взнос. И пусть помощь приходит вовремя к тем, кто её очень ждёт.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов