О том, что Издательский дом «Достоинство», весной 2016-го года, выпустил в свет уникальный фотоальбом «Революция и Гражданская война в России. 1917 – 1922 годы» – я узнал от историка и литератора Алексея Савельева, работающего ныне в журнале «Наше наследие». Я издавна привык к тому, что если Алексей Леонидович рекомендует мне познакомиться с какой-то книгой, – то это надо обязательно сделать. Так случилось и здесь.
«Вы сами сразу всё поймёте, – сказал мне Савельев, – альбом составлен и написан с тех позиций, которые нам с Вами дороги и близки».
Позиции эти, как я понял, взяв в руки тяжёлое, большеформатное издание, наполненное документами и фотографиями, – отчётливы и понятны. Взгляд на трагические события, потрясшие наше отечество, – представлен с тем историческим подходом к вещам, который мы именуем духовным.
Это взгляд верующего человека. Такого, кто рассматривает всё происходящее, думая о тайне Божьего промысла, о тайне Божьего попущения.
Благодарно кланяюсь всем, кто причастен к этой книге, – прежде всего, её составителям: научному редактору – Руслану Григорьевичу Гагкуеву, Василию Жановичу Цветкову и другим их многочисленным коллегам, а также сотрудникам русских и зарубежных архивов, подобравшим для книги документы и фотографии.
Люди моего поколения, те, кто родился на свет в глухие брежневские годы конца 1960-х – начала 1970-х годов, я уверен, и представить в свои школьные времена не могли, что когда-нибудь появятся исторические труды, где слово «Церковь» будет писаться не только со строчной, но и с прописной буквы; где погибший мученической смертью Император будет именоваться не просто «Николаем Вторым», но – Государем.
«При личном знакомстве с образом жизни Августейшей Семьи, под воздействием обаяния и силы духа Государя смягчались даже окаменевшие сердца их тюремщиков, – пишут здесь в главе «Убийство Царской семьи и членов Дома Романовых». – Некоторые из охранников-рабочих не забыли ещё, что они православные. К примеру, в Великую Субботу, когда по просьбе доктора Боткина к узникам впустили священника и дьякона, которые отслужили заутреню, помощник коменданта и солдаты караула присутствовали на Богослужении и вместе с Царской Семьёй славили Бога: “Христос Воскресе!..”» Конец цитаты. Оговорюсь, впрочем, что далее будет рассказано о смене и коменданта и охраны Ипатьевского дома в Екатеринбурге, о замене их совсем другими людьми…
Радиоэфир не даёт нам возможности увидеть страницы издания, о котором я говорю, а меж тем этот сборник – «Революция и Гражданская война в России. 1917 – 1922 годы» – надо не только читать, но и внимательно рассматривать, хотя, признаться, несколько раз я невольно зажмуривался. Очень страшны фотографические свидетельства человеческих помрачений, которые привели страну и людей к той катастрофе, которую ещё недавно именовали «Великой Октябрьской».
Наш слушатель вправе спросить: а где же сама «закладка»? Представьте, друзья, что ею и стала для меня сама эта книга – во всей своей целокупности, – начиная с названия, составленного оформителем обложки из осколков феерической картины Павла Филонова «Цветы мирового расцвета». Художник писал свою яркую, переливающуюся, и, на первый взгляд, абстрактную картину в предреволюционные годы, надеясь на скорое устремление человечества к вертикальной, занебесной, чуть ли не райской жизни, где мы окончательно соединимся с Образом Божиим.
А мы записываем нашу программу в преддверии юбилейной даты, на конце которой оказывается цифра «17».
…Мне хочется, чтобы после того, как отшумят «круглые столы», конференции и телевизионные ток-шоу, – в моей памяти не остыл этот документальный труд о последней, понадеемся, революции и гражданской войне в России. Выразительная, необходимая многим книга, заставляющая, повторюсь, думать и о Промысле и о Попущении Божием.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер