Семью Натальи Саргановой из Тулы собрать в одном месте и в одно время почти невозможно. Разве только для того, чтобы сделать общую фотографию. Людей на снимке так много, что они скорее напоминают группу экскурсантов. В Тульской области нет семьи больше. У Натальи 37 детей, из них родных только двое.
Детей загадать нельзя, они приходят сами, считает Наталья. Когда выходила замуж, не думала, что станет многодетной мамой. Но так распорядилась жизнь и сейчас Наталья называет себя самой счастливой женщиной на свете:
Наталья Сарганова:
«С каждым разом это всё наоборот интереснее: а как сейчас будет? А что дальше у этого будет? Нет, это наоборот меня как-то бодрит, какую-то энергию придает».
30 лет назад, открыв вечером входную дверь, Наталья обнаружила на пороге крошечный свёрток с новорождённой девочкой. Обсудив ситуацию с мужем, решила утром отнести младенца в приют. Но за ночь супруги так «прикипели» к ребёнку, что о приюте уже никто не вспоминал. Наталья вспоминает: с тех пор каждый год в доме появлялся новый малыш:
Наталья Сарганова:
«Умерла мама при родах у моего ученика, осталось трое детей. Муж из подвала привёл мальчишку-воришку, который тоже остался и стал хорошим человеком».
У всех, кого Саргановы приняли в семью, своя печальная история. От кого-то отказались родители, у кого-то они умерли. Один из сыновей – Максим – появился, когда ему уже было 16. Сбежал к Саргановым из детского дома. Сама Наталья, которую дети на 37 голосов называют мамой, говорит, что приёмных детей у неё нет, все свои, все родные. Есть у неё и особый секрет воспитания, о нём рассказывает одна из дочерей, Мария:
Мария Коновалова:
«Мама всегда нам пример показывает на пальчиках: вот одному пальчику больному и другому так же больно, и третьему. Она не может любить кого-то сильней, кого-то меньше. Она любит нас всех одинаково».
Сейчас уже и старшие дети Натальи берут в свои семьи малышей из приютов. Например, у дочери Тани трое своих и двенадцать приёмных детей.
Три года назад в России возродили орден святой великомученицы Екатерины. До революции им награждались только дамы из светского общества. В феврале 2013 года Наталья Сарганова была удостоена этой награды за гуманизм, милосердие и благотворительность. В Туле знают, что в стране всего четыре женщины стали обладательницами ордена и, гордясь своей землячкой, говорят: «Герой среди нас».
В программе использованы материалы «Первого канала»
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.