
Фото: Georgi Kyurpanov/Unsplash
В июле тысяча восемьсот восемьдесят восьмого года на собрании строительного комитета храма в посёлке Сиверская в ста вёрстах от Петербурга, было очень шумно. Члены комитета никак не могли определиться, где взять деньги и землю для постройки храма, как получить разрешение, кому заказать проект – каждый предлагал свой вариант решения этих проблем. Бесконечные споры и колебания прервал председатель комитета, Аполлон Николаевич Майков. Он решил взять все хлопоты по строительству Сиверского храма на себя. Этот маленький и хрупкий старичок вдохновлял своим энтузиазмом остальных. Ему лучше всех удавалось привлекать жертвователей и уговаривать дачников пополнить церковный хор. Благодаря его неустанным заботам дело пошло гладко и быстро. Меньше года потребовалось на возведение церкви, и уже в июне тысяча восемьсот восемьдесят девятого года её освятили во имя святых апостолов Петра и Павла.
Аполлон Николаевич Майков приобрёл дачу в Сиверском в возрасте пятидесяти пяти лет, будучи уже известным поэтом. Тишина и красивейшая природа здешних мест привлекли Майкова, желавшего отдохнуть от шумной столичной жизни. Но неутомимая натура Аполлона Николаевича не позволила ему ограничиться прогулками и рыбалкой: ему захотелось облагородить этот благословенный край. Вскоре после возведения храма Майков озаботился новой задачей: устройством школы, поскольку все учебные заведения были от Сиверской далеко, к тому же переполнены. Два года Майков пытался добиться решения этого вопроса у местных властей, а когда увидел, что дело может затянуться на неопределённый срок, решил действовать на свой страх и риск. Он открыл школу в пожертвованном местным доктором помещении, сам снабдил его необходимой мебелью. Средства на содержание учителя и учебного заведения были собраны с сиверских дачников. В школе местным ребятишкам преподавали грамоту, арифметику, чтение, закон Божий и пение. По воскресеньям и праздничным дням здесь учили их неграмотных родителей. Школа пользовалась популярностью у сиверских жителей: когда набор учеников был уже окончен, многие родители предлагали принести из своего дома столы и стулья, чтобы их дети могли тоже получить начальное образование. Аполлон Николаевич задумался о том, как бы построить здание для школы большей площади, чтобы все желающие могли учиться. Денег на этот замысел было немного: в школьной кассе насчитывалось двести-триста рублей. Тогда Майков пожертвовал на покупку школьного дома тысячу рублей из гонорара за недавно вышедшее, шестое, издание своих сочинений. Кроме того, он начал устраивать литературно-музыкальные вечера для дачников, сборы от которых шли также в школьную кассу. Вдохновлённые его примером, сиверские энтузиасты в течение года собрали недостающую сумму. Вскоре новый двухэтажный дом для школы был куплен и оборудован необходимой мебелью, оснащён современными пособиями. К тысяча девятисотому году в Сиверской школе обучалось семьдесят пять местных детей.
Аполлон Николаевич говорил: "Если создана первая ступень разумной жизни – школа, то необходимо создать и следующую – библиотеку-читальню для народа. Будет тёплое, уютное местечко, с интересными для народа книжками, он мало-помалу сам научится сюда заглядывать». В тысяча восемьсот девяносто шестом году Майков начал собирать пожертвования на открытие народной библиотеки в Сиверской, сам перечислив тысячу рублей. К сожалению, смерть помешала поэту воплотить в жизнь это благородное начинание. Почитатели Аполлона Николаевича собрали деньги на устройство в Сиверской библиотеки-читальни. Сделали они это в знак уважения к поэту. Девятого июля тысяча девятисотого года была торжественно освящена и открыта народная библиотека-читальня имени Аполлона Майкова.
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема