
Фото: Ivan Aleksic/Unsplash
Студенты медицинского факультета киевского университета Святого Владимира — такое название до революции носил университет имени Тараса Шевченко — плотным кольцом столпились в коридоре. Там, в центре этого живого кольца, что-то происходило. Что именно — пятикурсник Валентин Войно-Ясенецкий, с трудом протиснувшись поближе, вскоре увидел: два его однокурсника о чём-то громко спорили, размахивая руками. Но вот у одного из спорщиков закончились словесные аргументы, и он в запале… отвесил противнику звонкую пощёчину! Толпа загудела, ожидая драки. Но тут вперёд вышел взволнованный Валентин. Он не стал разбираться в причинах спора, а лишь негромко, но твёрдо спросил обидчика:
— И ты готовишься стать врачом?!
Будущий хирург, светило отечественной медицины профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий всегда принимал сторону обиженных, беззащитных, терпящих несправедливость. И на медицинский факультет молодого человека привела не перспектива карьеры, а стремление заботиться о ближних. «Я изучал медицину с исключительной целью: быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям» — напишет он спустя годы в своих мемуарах.
Сразу по окончании института, в первые же дни Русско-Японской войны 1904 года Войно-Ясенецкий вместе с отрядом Красного Креста добровольцем отправился на Дальний Восток. Именно там, в походных условиях фронтового госпиталя, он провёл свои первые сложнейшие операции, спасая жизни людей. Тогда же Валентин Феликсович начал работу над научными трудами по медицине, которую, независимо от обстоятельств, продолжал на протяжении почти всей своей жизни.
После войны доктор Войно-Ясенецкий поселился в Курской губернии, в небольшом селе Верхний Любаж, куда его назначили заведующим сельской больницей. Молва о чудесном докторе, бесплатно лечащем бедняков и крестьян, разлетелась далеко по городам и весям. Каждый день возле больницы выстраивалась длинная очередь, и Валентин Феликсович не прекращал приём до тех пор, пока не осматривал последнего пациента.
В 1921 году, в Ташкенте, куда он был переведён на службу, в тяжёлое и страшное время гонений на Церковь и верующих, неожиданно для всех Войно-Ясенецкий… принял священный сан! Однако свою обширную медицинскую практику и научные труды не оставил. Просто на приём и на операции отец Валентин теперь приходил в священническом подряснике. Спустя два года с момента рукоположения он был пострижен в монахи с именем Лука и рукоположен в архиерея. А ещё через год, в конце 1924-го, архиепископа Луку арестовали и отправили в ссылку. Всего таких ссылок — долгих, тяжёлых, с предшествующими им чудовищными допросами — в жизни владыки будет три. И ни одна из них не сломила его веры и духа жертвенности и любви к людям. Везде, где только возможно, он безвозмездно оказывал медицинскую помощь: возвращал зрение слепым, останавливал запущенную гангрену.
В третьей ссылке, в маленьком городке неподалёку от Красноярска, и застала архиепископа Луку Великая Отечественная война. Владыка сразу же отправил руководству страны телеграмму: «Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. По окончании войны готов вернуться в ссылку». До самой Победы архиепископ Лука самоотверженно, порой без сна и отдыха, работал в военных госпиталях Красноярска, а потом и Тамбова, куда в 1944 году был назначен архиереем. Параллельно он организовал сбор пожертвований в поддержку фронта. С его помощью на создание легендарной танковой колонны «Дмитрий Донской» и самолётной эскадрильи «Александр Невский» в общей сложности было собрано около миллиона рублей!
В 1946 году — исключительный случай! — архиепископ Лука был награждён Сталинской премией за свою научную работу «Очерки гнойной хирургии». И здесь он остался верен себе: сто тридцать тысяч из премиальных двухсот он передал в пользу детских домов и детей-сирот, которых война лишила родителей. Остальные деньги владыка употребил на поддержку тех немногих храмов, которые ещё не были закрыты властями.
«Главное в жизни — делать добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое», — говорил выдающийся врач и архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), без остатка посвятивший свою жизнь Богу и людям. В 1999 году Церковь прославила его в лике святых.
Все выпуски программы Имена милосердия
25 декабря. О причине изумления иудеев

В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его».
О причине изумления иудеев — протоиерей Владимир Быстрый.
После преображения на горе Фавор Христос спускается к народу, и люди, лишь только увидели Его, изумились. Они побежали к Нему, чтобы приветствовать. Чему же изумился народ? Он ещё не знал о чуде преображения, но он увидел разительный контраст: внизу — спор, неспособность учеников исцелить одержимого отрока, бессилие, а с горы нисходит Тот, Чей самый вид, по словам святых отцов, стал прекраснее от сияния божественного света.
В Нём — мир, власть и победа над всей человеческой немощью. Он возвращался не как обычный учитель, а как победитель тьмы, приносящий свет с небес. Люди инстинктивно почувствовали это. Здесь — источник жизни. Они приветствовали в Нём долгожданного Избавителя.
Этот же свет Христос несёт и нам. В нашей суете, немощах и спорах Он является тем, кто ждёт Его. Его присутствие разрешает самые сложные противоречия, а Его свет преображает самые мрачные обстоятельства. Давайте же и мы, подобно тому народу, с изумлением и верой побежим навстречу нашему Спасителю. А Он уже идёт к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О личности царя и первосвященника Мелхиседека

В 7-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Мелхиседеке, царе Салима: «Как велик тот, которому и Авраам Патриарх дал десятину из лучших добыч своих».
О личности царя и первосвященника Мелхиседека — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ветхий Завет оставил нам мало данных о личности царя Мелхиседека. Его имя окутано тайной. Писание нам ничего не говорит о его происхождении, летах жизни, подвигах и победах. Это породило множество предположений. Есть даже мнение, что это был Ной, его сын Сим или кто-то из родственников послепотопных людей. Мы можем только догадываться.
Однако Мелхиседек хорошо был знаком Аврааму. Назывался одновременно царём и первосвященником, что делает его прообразом Господа Иисуса Христа. Об этом, собственно, и рассуждает апостол Павел в 7 главе Послания к Евреям.
Явно выраженные умолчания Писания о личности и непререкаемом авторитете Мелхиседека указывают на его посланничество от Бога, особую миссию и особый образ служения, который не схож со священством, данным Господом в Синайском законодательстве Моисею и его потомкам.
Мелхиседек был царём Салима, предшественника Иерусалима, города, в котором потом пострадает Сын Божий за спасение людей. Несомненно, этот святой муж является ключевой фигурой Ветхого Завета. Он нам приоткрывает завесу жертвенного служения Христа и Его божественную волю.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О почитании Святителя Спиридона Тримифунтского
Сегодня 25 декабря. День памяти Святителя Спиридона Тримифунтского, жившего в четвертом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Хотя до революции святителя Спиридона тоже почитали на Руси, и мы знаем, что были спиридоновские храмы, переулочки, тем не менее, это не сравнить с современным почитанием. Тут, конечно, накладывает отпечаток, что Греция — тёплые края, охота русскому человеку от нашей холодной зимы куда-то в сторону моря передвинуться, но тем не менее благочестивый человек и в отпуске старается от Христа не отходить и, конечно, планирует свой отпуск так, чтобы была возможность добраться до храма, причаститься Святых Христовых Тайн, и поэтому множество наших соотечественников потянулись в Грецию, на чудесные острова Кефалонию или Корфу, чтобы поклониться мощам святителя Спиридона, ну и заодно насладиться летним отдыхом.
В таком совмещении нет ничего страшного. Не нужно быть формалистом и говорить: «Ой, раз я паломничаю, то я должен терпеть различные неудобства, страдания». У нас в жизни хватает страданий, которые нам посылает Господь по нашим грехам, и искусственно за ними гнаться не надо.
Другое дело, наоборот, когда мы радуемся, когда мы веселимся, когда мы отдыхаем, нам порой бывает неудобно как-то помолиться, побеспокоить святых, ко Господу обратиться: «Ну как-то я в таком расслабленном состоянии, как же я о Боге вспомню?» Но мы должны помолиться святителю Спиридону и попросить, чтобы мы не забывали о своём христианстве даже в самые весёлые моменты своей жизни, потому что Господь не против нашей радости и веселья, лишь бы мы не забывали о Христе.
Все выпуски программы Актуальная тема











