Америка и православие для отечественного обывателя – вещи мало знакомые или представляемые. А зря! Подчас на территории США можно встретить удивительные примеры жизни православных в этой стране. Сегодня мы поговорим об очень интересном явлении в религиозной жизни современных США. Об афонской монашеской традиции, которая прижилась двадцать лет назад в американском штате Аризона.
Начиная с 1972 года США и Канаду с пастырскими визитами стал посещать афонский старец Ефрем Филофейский. Первоначально старец помогал духовно только грекам, которые во множестве проживают на Североамериканском континенте. В какой-то момент старец Ефрем решил остаться в Америке и основал там сначала один, а затем еще несколько мужских и женских монастырей. Самым известным из них считается монастырь святого Антония Великого в штате Аризона.
Среди туристов монастырь святого Антония считается не менее популярным, чем Великий каньон. Православные и не православные американцы едут в монастырь старца Ефрема, чтобы своими глазами увидеть, как монахи за двадцать лет превратили пустыню в цветущий оазис. На территории обители сегодня имеется семь храмов, а сам монастырь буквально утопает в зелени.Но красота природы не является главным достоинством этого места. Монастырь старца Ефрема – место, где продолжается строгая монашеская традиция Святой горы Афон. Монахи обители живут так, как жили подвижники древности. Их день четко распределен между тремя местами: храмом, кельей и местом послушания.
День аризонского монаха начинается за два часа до полуночи. Монахи просыпаются и начинают совершать молитвенное правило. Они произносят тысячу раз древнюю молитву «Господи, Иисус Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» и совершают сто земных поклонов. Некоторые монахи совершают молитву в келье, другие – на улице, выйдя в пустыню и созерцая ночное небо.По окончании молитвенного правила монахи собираются в храм на богослужение, которое длится до половины четвертого утра. Все службы в обители проходят на греческом языке. Когда ночное богослужение заканчивается, все, кто на нем молился, идут перекусить. Монахи — по кельям, паломники — в монастырской трапезной.
Отдохнув, монахи в 8-9 утра расходятся по послушаниям. Обычно они занимаются садом, подметают дорожки, выполняют другие виды работ. Делают они это, несмотря на невыносимую жару, которая в Аризоне царит почти круглогодично. В 11.30 монахи собираются на обед. Затем снова работают, а в 3.30 дня опять приходят в храм на вечернее богослужение. В шесть часов вечера в монастыре объявляется отбой, который продлится до 10 вечера, когда аризонские монахи проснутся и вновь начнут молиться.
Так продолжается изо дня в день. И афонская монашеская традиция продолжает жить и развиваться на Североамериканском континенте, являя его населению красоту Православия.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал вам о православных монахах, которые живут в американской Аризоне.
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.
2 мая. Об особенностях богослужения дня
Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери.
Об особенностях богослужения дня, — священник Константин Кокора.