В 862 году Ильменские славяне прогнали каких-то заморских пришельцев, наложивших на них три года тому назад дань. Затем они стали управляться сами, и сейчас же началась обычная славянская усобица, восстал род на род, «и начали они», — говорит летописец, «воевать сами между собой».
На этот раз, однако, они вскоре сознали, что так жить дальше нельзя, и, не видя конца распрям, решили обратиться к стороннему племени, чтобы оно дало им князя, который владел бы ими и судил по праву.
И вот пошли Ильменские славяне, кривичи и владевшие финским племенем чудь к варягам, к племени русь, с которым имели постоянные сношения, и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; придите княжить и владеть нами».
И отправились три брата со всем родом своим и племенем, и сели: старший Рюрик — в Новгороде, другой Синеус — на Белоозере, а третий Трувор — в Изборске. Где именно сидело племя Русь до призвания на нашу Родину — решить невозможно. Некоторые полагают, что в Швеции, другие среди поселений Литвы, но более всего оснований предполагать, что предки наши призвали свое же славянское племя, сидевшее на побережье Варяжского моря, может быть на острове Ругии или Руссии, как племя хорошо знакомое, родное по духу, обычаям и языку.
Этим призванием князей и было положено начало Русскому Государству.
...в то же приблизительно время произошли и некоторые другие весьма важные события, имевшие впоследствии большое влияние на русскую жизнь.
Важнейшим из этих событий было изобретение славянской грамоты, благодаря святым равноапостольным братьям — Кириллу и Мефодию, славянам по происхождению. Они родились от знатных и богатых родителей в греческом городе Солуне и с юных лет были близки к семье византийских императоров, которые осыпали их своими милостями. Они хотели женить Кирилла на своей родственнице, а Мефодия назначить на высокую должность правителя обширного края, но святые братья добровольно отказались от всех почестей и земных благ, а приняли суровый монашеский чин и затем много потрудились и претерпели, проповедуя христианство придунайским и западным славянам. Во время этого служения ... святой Кирилл и изобрел славянскую грамоту, что имело величайшее значение для всех славянских народов, так как они получили возможность изучать Евангелие и установить богослужение на понятном для них языке. Благодаря общему письму славяне могли теснее чувствовать братскую связь, соединяющую их между собой, и вести летописи событий своей жизни на родном языке, а также постигать плоды книжного просвещения.
Во время жизни святых братьев произошло событие огромной важности: отделение католиков от бывшей до сих пор единой Православной церкви.
Произошло это вследствие того, что епископы Римской церкви, приобретя постепенно огромную власть над своей паствой, в числе которой были обращенные в христианство народы Испании, Англии, Франции, Германии и Италии, приобрели также значительные земельные владения в Римской области, возгордились и не пожелали в церковных делах подчиняться Соборным постановлениям всех епископов, как это было еще со времен апостольских. Римские епископы, называемые папами, мало-помалу стали тяготиться этим и начали доказывать, что они должны быть старшими над всеми остальными епископами. При этом они ввели некоторые самовольные изменения не только в обрядах, но и в Символе веры, в котором, вопреки постановлениям Вселенских соборов, прибавили, что Дух Святой исходит не от одного Отца, но также и от Сына. Все это привело к большим несогласиям в Церкви, особенно, когда защитником апостольских правил, свято хранимых православными, явился Царьградский патриарх Фотий, высокообразованный и твердый в делах веры, как камень, человек, а его противником гордый и властолюбивый римский папа Николай, который окончательно отделился от Православия и образовал самостоятельную Римскую или Католическую церковь, называемую также Латинской, так как богослужение у католиков происходит всегда на латинском, или древнеримском языке.
Отделение католиков от православных было делом весьма неблагоприятным для всех славян, так как при крещении часть из них принимала православие, а другая — католичество. Конечно, это сильно мешало, и мешает до сих пор, их взаимному соединению, и вызвало много кровопролитных войн.
Из остальных важных событий следует указать на образование к этому времени государств уже у многих славянских нардов. Первым славянским государством было княжество Болгарское, образовавшееся около 650 года; оно подчинило себе соседние славянские племена — сербов и хорватов и скоро стало грозным и для греков. Столицей Болгарского княжества была ПреслАва, а крепостью ДоростОл. Угнетая постоянно хорватов, болгары вызвали среди них восстание, после чего около 750 года хорваты образовали независимое княжество.
Затем Чехи, после долгой борьбы с авАрами, которые было их покорили, образовали около 700 года независимое государство с князем Кроком во главе. Преемницей его была славная дочь Крока — ЛЮбуша, основательница города Праги, которую народ прозвал за ум «вещею».
...в 960 году, ляшские, или польские, племена также образовали государство — Польшу, выбрав своим королем — ЗемовИта, ... сына простого крестьянина ПЯста. При наследнике ЗемовИта — МечислАве, поляки крестились и приняли от немцев и папы католичество.
Несколько раньше образования Польши почти все народы, жившие в нынешней Франции, Италии и Германии, были соединены в огромную империю под рукою Карла Великого. Карл Великий, образовав свою державу, начал ожесточенную борьбу с храбрыми славянскими племенами, сидевшими в западной части Балтийского побережья, которые, к сожалению, не соединились между собой для образования одного крепкого государства.
Хотя по смерти Карла Великого, империя его и была разделена между тремя его сыновьями, но, тем не менее, начатое им дело — уничтожение западных славян, сидевших по южному берегу Балтийского моря, усердно продолжалось немцами.
Таким образом, мы видим, что к середине десятого века почти везде уже в Европе жили не разрозненные племена, а были образованы государства.
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия