Александр Македонский, величайший из завоевателей всех времен, который за свою недолгую жизнь (умер в 31 год) покорил всю Грецию, Малую Азию, Египет, Персию, Вавилон и часть Индии, причем особенно прославился своими знаменитыми битвами с могущественным Персидским Царем Дарием Третьим, дважды ходил ... против скифов. Первый раз, около 335 года до Рождества Христова, против племен, обитавших к северу от Дуная, главный город которых он сжег, а второй раз, в 328 году до Рождества Христова, против скифов, живших к северу от АмУдарьи.
Последний поход окончился неожиданно: Александр, до сей поры совершенно равнодушный к девичьей красоте, был сразу покорен дочерью одного из скифских царей, Роксаной, и тотчас женился на ней, а с отцом её заключил союз. По поручению Александра Македонского один из его морских военачальников обследовал в те времена Каспийское море и первый представил сведения о том, что, поднявшись по Волге, можно по её притокам перевалить к рекам, впадающим в Балтийское море.
После Александра скифы воевали не раз с македонскими царями. В 293 году до Рождества Христова живьем захватили в степях близ Днестра одного их царя, ЛизимАха, со всем его воинством.
Незадолго до тех времен, когда надлежало родиться на свет Господу нашему Иисусу Христу, владычество почти над всем древним миром перешло ... в руки знаменитых римлян.
Одним из сильнейших их врагов был Малоазийский царь МитридАт Великий, живший от 121 до 64 года до Рождества Христова. Он владел, между прочим, и Греческим ВоспОрским царством, лежавшим на берегах Азовского моря и Керченского пролива. Этот царь МитридАт долго воевал с соседними скифскими племенами, которым нанес, наконец, жесточайшее поражение, после чего заключил с ними мир и союз с целью двинуть объединенные силы против ненавистного ему Рима. Кроме значительного количества сухопутных войск всех союзных ему славянских племен, МитридАт поднял на Рим и всех жителей Черноморского побережья на их ладьях. Затем он содержал на жалованье морских пиратов и образовал из них такую разбойничью силу, с которыми римляне едва сладили.
МитридАт очень гордился своей победой над скифами. «Из смертных я один покорил Скифию, — говорил он, — ту Скифию, мимо которой прежде никто не мог ни безопасно пройти, ни приблизиться к ней...».
После победы МитридАта над скифами слава непобедимых воинов перешла к соседнему племени, жившему по левому берегу Дона, к савромАтам, как называл их Геродот, или сармАтам, как их называли римляне, а также и к другому славянскому племени, жившему севернее их, к роксалАнам. Мало-помалу, имя «сармАты», благодаря ряду их доблестных подвигов, сделалось общем именем для всех славянских племен, населявших Русскую землю, и сама она некоторое время называлась СармАтией.
СармАты особенно отличались быстротой и внезапностью своих набегов; их женщины имели такое же участие в государственных и военных делах, как и мужчины. «АмАга, — рассказывал один рреческий писатель, — жена сармАтского царя, жившего на берегу Черного моря, видя невоздержанность своего мужа в еде и питье, сама творила суд, сама и расставляла сторожевые отряды, и отражала набеги врагов, и сражалась в союзе с соседними племенами, и слава ее была громка у всех скифов. Однажды она поссорилась с одним скифским царем за то, что он обижал херсонесцев, которых она взяла под свою защиту. Царица сначала послала приказ не трогать херсонесцев, но когда скифский царь презрел ее волю, то, собрав сто двадцать человек, крепчайших душой и телом, и дав каждому по три лошади, дабы иметь всегда две в заводу, она проскакала в одни сутки ровно двести вёрст. Внезапно напав на царский дворец, перебила всех привратников. Скифы, пораженные внезапным набегом и думая, что воинов пришло гораздо больше, чем они видят, растерялись. Царица ворвалась со своим отрядом во дворец, где был царь, и убила его и всех приближенных, а владения его отдала херсонесцам».
Страна наша не оставалась без евангельской проповеди в первые же годы после Воскресения Христова.
Во время своего третьего путешествия апостол Андрей Первозванный, следуя по восточному берегу Черного моря после проповеди Кавказским горцам, посетил города — Керчь, Феодосию и КОрсунь, откуда отплыл вверх по Днепру. Прибыв в ненаселенные тогда горы у Киева, водрузил крест, сказав своим ученикам: «Видите ли горы сии; на горах этих воссияет благодать Божия, и будет большой город, и много церквей будет воздвигнуто здесь по изволению Божьему».
Основанная апостолом Андреем церковь в городе КОрсуни вскоре подверглась сильным гонениям, и римляне сделали этот город местом ссылки христиан. Так, сюда была сослана, в первом веке после Рождества Христова, племянница римских императоров ТИта и ДомициАна, ФлАвия ДомитИлла, и долго содержалась в заключении. А при императоре ТраЯне эта же участь постигла и римского епископа святого Климента, который должен был исполнять тяжелые работы в каменоломнях. Святой Климент усердно насаждал христианство в КОрсуни и основал до 75 церквей, за что, по повелению из Рима, был схвачен, отвезен за две версты от города и брошен в море с железным якорем на шее, чтобы христиане не могли достать его мощей. Но мощи эти были обретены и перевезены в Рим в девятом веке после Рождества Христова святым Кириллом Философом. Часть же этих мощей осталась в КОрсуни и была взята в Киев Святым Владимиром после своего крещения.
За пределами КОрсуни в нашей стране, проповедь святого Апостола Андрея не принесла заметных плодов: слишком грубы еще были наши нравы, и только отдельные личности могли воспринять Божественные истины учения Христа.
28 апреля. О смысле первого чуда Христа

Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».
О смысле первого чуда Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Святой апостол Иоанн Богослов, следя внимательно за каждым словом и действием Божественного Учителя, указывает нам, когда Христос начал совершать чудеса. А так как чудо — признак Божественного посланничества, то через это Евангелист дает нам понять, что именно с этого момента для окружающих начало открываться Божественное достоинство Иисуса из Назарета. Именно чудеса становились для окружающих бесспорным доказательством слов Спасителя. А Он открывал знания о Своем Небесном Отце, о Себе, как Сыне Божьем, и о Святом Духе, уверяя всех, что говорит не о трех Богах, а о едином истинном Боге. Так как учение было новым и неудобопонятным для слушающих, то в подтверждении Своих слов Христос совершал чудеса, как Он Сам и сказал: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим». И добавил: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». Через эти дела, чудеса Господа, не только ученики, но и мы с вами верим, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, надеемся получить жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 апреля. О благословении Божьем на добрые дела

В 3-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова святого Петра: «Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших».
О благословении Божьем на добрые дела — священник Алексей Дудин.
Читая эти слова Священного Писания еще раз поражаешься любви Христа к своему народу. Действительно, сколько сделал Господь для того, чтобы собрать, как птенцов под свои крылья собирает птица, собрать свой израильский народ и дать ему то спасение, которого ждали отцы, и праотцы, и все верующие во Христа и ожидающие Его. И вот, пережив смерть, пережив отречение, пережив позор Христос свои руки простирает прежде всего к народу Божию. Так говорят апостолы, что тот Христос, которого вы распяли сегодня пришел прежде всего к вам для того, чтобы вам даровать свою благодать и даровать вам свое благословение. Поэтому будем знать, что Христос всегда и всех побеждает своей любовью и долготерпением. И если мы хотим быть победителями в этой жизни, то должны в этом подражать Ему.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 апреля. О служении работников скорой помощи

Сегодня 28 апреля. День работника скорой медицинской помощи.
О служении работников скорой помощи — протоиерей Константин Харитонов.
В недавнем времени мне пришлось несколько раз встречаться с работниками скорой медицинской помощи. Насколько это тяжелый и самоотверженный труд. Это врачи, которые постоянно перемещаются с одного места в другое, постоянно стремятся помочь тем, кто ближе к смерти. И сколько их они спасают! Можно было бы также сказать, что это не просто скорая медицинская помощь, это ангельская скорая медицинская помощь. Они как ангелы Божии, которые помогают людям. И как часто мы забываем про них. Вот они приехали, сделали свое дело, уехали, и мы тут же про них забыли. Хотя благодаря им многие наши родные и близкие имеют возможность продолжать дальше жизнь. И они своим служением многих-многих спасли. Дай Бог им здоровья и многое лета и благодарность, и низкий поклон им!
Все выпуски программы Актуальная тема