Александр Македонский, величайший из завоевателей всех времен, который за свою недолгую жизнь (умер в 31 год) покорил всю Грецию, Малую Азию, Египет, Персию, Вавилон и часть Индии, причем особенно прославился своими знаменитыми битвами с могущественным Персидским Царем Дарием Третьим, дважды ходил ... против скифов. Первый раз, около 335 года до Рождества Христова, против племен, обитавших к северу от Дуная, главный город которых он сжег, а второй раз, в 328 году до Рождества Христова, против скифов, живших к северу от АмУдарьи.
Последний поход окончился неожиданно: Александр, до сей поры совершенно равнодушный к девичьей красоте, был сразу покорен дочерью одного из скифских царей, Роксаной, и тотчас женился на ней, а с отцом её заключил союз. По поручению Александра Македонского один из его морских военачальников обследовал в те времена Каспийское море и первый представил сведения о том, что, поднявшись по Волге, можно по её притокам перевалить к рекам, впадающим в Балтийское море.
После Александра скифы воевали не раз с македонскими царями. В 293 году до Рождества Христова живьем захватили в степях близ Днестра одного их царя, ЛизимАха, со всем его воинством.
Незадолго до тех времен, когда надлежало родиться на свет Господу нашему Иисусу Христу, владычество почти над всем древним миром перешло ... в руки знаменитых римлян.
Одним из сильнейших их врагов был Малоазийский царь МитридАт Великий, живший от 121 до 64 года до Рождества Христова. Он владел, между прочим, и Греческим ВоспОрским царством, лежавшим на берегах Азовского моря и Керченского пролива. Этот царь МитридАт долго воевал с соседними скифскими племенами, которым нанес, наконец, жесточайшее поражение, после чего заключил с ними мир и союз с целью двинуть объединенные силы против ненавистного ему Рима. Кроме значительного количества сухопутных войск всех союзных ему славянских племен, МитридАт поднял на Рим и всех жителей Черноморского побережья на их ладьях. Затем он содержал на жалованье морских пиратов и образовал из них такую разбойничью силу, с которыми римляне едва сладили.
МитридАт очень гордился своей победой над скифами. «Из смертных я один покорил Скифию, — говорил он, — ту Скифию, мимо которой прежде никто не мог ни безопасно пройти, ни приблизиться к ней...».
После победы МитридАта над скифами слава непобедимых воинов перешла к соседнему племени, жившему по левому берегу Дона, к савромАтам, как называл их Геродот, или сармАтам, как их называли римляне, а также и к другому славянскому племени, жившему севернее их, к роксалАнам. Мало-помалу, имя «сармАты», благодаря ряду их доблестных подвигов, сделалось общем именем для всех славянских племен, населявших Русскую землю, и сама она некоторое время называлась СармАтией.
СармАты особенно отличались быстротой и внезапностью своих набегов; их женщины имели такое же участие в государственных и военных делах, как и мужчины. «АмАга, — рассказывал один рреческий писатель, — жена сармАтского царя, жившего на берегу Черного моря, видя невоздержанность своего мужа в еде и питье, сама творила суд, сама и расставляла сторожевые отряды, и отражала набеги врагов, и сражалась в союзе с соседними племенами, и слава ее была громка у всех скифов. Однажды она поссорилась с одним скифским царем за то, что он обижал херсонесцев, которых она взяла под свою защиту. Царица сначала послала приказ не трогать херсонесцев, но когда скифский царь презрел ее волю, то, собрав сто двадцать человек, крепчайших душой и телом, и дав каждому по три лошади, дабы иметь всегда две в заводу, она проскакала в одни сутки ровно двести вёрст. Внезапно напав на царский дворец, перебила всех привратников. Скифы, пораженные внезапным набегом и думая, что воинов пришло гораздо больше, чем они видят, растерялись. Царица ворвалась со своим отрядом во дворец, где был царь, и убила его и всех приближенных, а владения его отдала херсонесцам».
Страна наша не оставалась без евангельской проповеди в первые же годы после Воскресения Христова.
Во время своего третьего путешествия апостол Андрей Первозванный, следуя по восточному берегу Черного моря после проповеди Кавказским горцам, посетил города — Керчь, Феодосию и КОрсунь, откуда отплыл вверх по Днепру. Прибыв в ненаселенные тогда горы у Киева, водрузил крест, сказав своим ученикам: «Видите ли горы сии; на горах этих воссияет благодать Божия, и будет большой город, и много церквей будет воздвигнуто здесь по изволению Божьему».
Основанная апостолом Андреем церковь в городе КОрсуни вскоре подверглась сильным гонениям, и римляне сделали этот город местом ссылки христиан. Так, сюда была сослана, в первом веке после Рождества Христова, племянница римских императоров ТИта и ДомициАна, ФлАвия ДомитИлла, и долго содержалась в заключении. А при императоре ТраЯне эта же участь постигла и римского епископа святого Климента, который должен был исполнять тяжелые работы в каменоломнях. Святой Климент усердно насаждал христианство в КОрсуни и основал до 75 церквей, за что, по повелению из Рима, был схвачен, отвезен за две версты от города и брошен в море с железным якорем на шее, чтобы христиане не могли достать его мощей. Но мощи эти были обретены и перевезены в Рим в девятом веке после Рождества Христова святым Кириллом Философом. Часть же этих мощей осталась в КОрсуни и была взята в Киев Святым Владимиром после своего крещения.
За пределами КОрсуни в нашей стране, проповедь святого Апостола Андрея не принесла заметных плодов: слишком грубы еще были наши нравы, и только отдельные личности могли воспринять Божественные истины учения Христа.
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.