Особенно прославились скифы своим далеким походом, предпринятым ими с огромным количеством всадников, около 630-го года до Рождества Христова, от берегов Днепра и Дона через Кавказские горы, Армению, Персию и Малую Азию, вплоть до далекого Египта.
Поход этот продолжался 28 лет и доставил громкую известность его участникам. При своем движении скифы, гарцуя на легких конях и предавая все огню и мечу, наводили такой ужас на встречающиеся на пути народы, что многие из них, не вступая в бой, спешили откупаться богатыми дарами от грозных завоевателей. ... скифы подчинили себе Мидийского царя КиаксАра и заставили его платить себе дань; затем, они направились к АссИрии, и АссирИйскому царю пришлось откупиться от них бесчисленными сокровищами своих дворцов. От АссИрии Скифы повернули к западу, к богатым городам Финикии, проникли по морскому берегу в область ФилистИмскую и направили по ней свое шествие на Египет. Видя это, египетский царь ПсамметИх вышел им навстречу с богатейшими дарами и упросил их удалиться назад. Тогда скифы повернули опять на север и вторглись в Иудею, где предавали все сожжению и смерти. Они едва не захватили и город Иерусалим, чего ежечасно ожидал трепетавший за свою судьбу иудейский народ. Но молодому Иудейскому царю ОсИи вместе с главным царедворцем удалось отвратить беду от столицы: с помощью своих сокровищ умолить скифов пощадить священный горд.
Живший в это время в Иерусалиме пророк ИеремИя предсказал нашествие скифов ...
Повернув от Иерусалима к северу, скифы в полном блеске своей славы и нагруженные богатейшей добычей возвращались по покоренным ими странам домой, в свои широкие степи — на Дон и Днепр.
Однако, весьма немногие вернулись на родину; большинство же из них совершенно неожиданно для себя погибло, благодаря пагубной страсти скифов к вину, чем они отличались еще и в те древнейшие времена и чем, к несчастью, себя губят и их потомки — русский народ.
Зная непомерную жадность скифов к вину и способность напиваться до полного бесчувствия, мидийский царь КиаксАр, которого они покорили и заставили платить дань, приготовил для них при возвращении роскошное угощение и множество вина. Скифы перепились им, и когда лежали после пиршества мертвецки пьяными, поэтому коварному КиаксАру не стоило большого труда избить бОльшую часть из них; только немногие ушли домой.
Сто лет спустя после описанного печального происшествия, в 530 году до Рождества Христова, страсть скифов к злополучному употреблению вина опять оказалась для них крайне пагубной.
Дело произошло следующим образом: «Кир, царь Персидский, один из великих завоевателей древнего мира, покорил себе царства — Мидийское. Ассирийское и все другие племена в Малой Азии. После этого он взял славный город Вавилон, к великой радости находившихся там в плену иудеев, которым он разрешил вернуться в Палестину. Далее Кир решил идти на скифов, считавшихся непобедимыми, и направился на те скифские племена, которые жили за рекой АмУдарьей. Предварительно он послал царице их ТомирИссе предложение выйти за него замуж. Умная ТомирИсса, женщина уже не молодая, поняла, конечно, что это был только предлог, чтобы завладеть ее землями. Она послала Киру отказ, но приказала объявить, что оба они отлично могут царствовать каждый в своей стране и не воевать друг с другом; если же Кир непременно хочет войны, то она на нее согласна и будет ожидать его в своих владениях.
Кир, зная неукротимое мужество и воинское искусство скифов, и зная вместе с тем их непреодолимую страсть к вину, решил получить над ними успех не в открытом бою, а помощью хитрости.
Для этого, вторгнувшись в скифскую страну, он собрал в своих войсках всех слабых и плохих воинов, которыми ему не жаль было пожертвовать, и двинул их вперед — к скифам. Приказал этому передовому отряду по приходе на ночлег приготовить множество всякой пищи и вина и ожидать появления скифов. Это приказание Кира было в точности исполнено. Вскоре появились перед персидским передовым отрядом скифы под предводительством молодого сына царицы ТомирИссы. Они напали на этот отряд, без труда разбили его, а затем кинулись на приготовленную пищу и вино и предались необузданному разгулу и пьянству без всяких мер предосторожности. Этим, конечно, воспользовался Кир. Он напал на беспечно бражничавших скифов, перебил громаднейшее их число и забрал множество их в плен, в том числе и молодого сына царицы ТомирИссы. Всего при этом было перебито и взято в плен около 150 тысяч скифов.
Узнав про это несчастье, ТомирИсса послала сказать Киру, что она просит его отпустить к ней ее сына, после чего она не будет мстить персам за предательское нападение на ее воинов, если персы удалятся домой. Но Кир и не думал исполнить ее желания; он только разрешил снять оковы с молодого сына царицы. Тогда этот последний, от стыда и горя, что не оправдал доверия матери и был, благодаря своей страсти к вину, главной причиной гибели стольких храбрых соотечественников — наложил на себя в отчаянии руки. Узнав про его смерть, ТомирИсса двинула все свои войска, которых было около трехсот тысяч мужчин и двести тысяч женщин, против персов.
Последовало одно из самых кровопролитнейших сражений, когда-либо происходивших в древние времена. Обе стороны дрались с величайшим упорством и ожесточением, и, наконец, скифы победили. При этом Кир был убит. Когда отыскали его тело, то скифская царица приказала отрубить ему голову и бросить ее в кожаный мешок, наполненный человеческой кровью. При этом, обращаясь к голове Кира, она сказала: «хотя я осталась в живых и одержал большую победу, но не радует она меня; не искала я вражды с тобою, а ты пришел и коварством погубил моего юного сына. Ты всегда жаждал крови, так напейся же ею досыта в этом мешке, кровопийца».
«Наледь на ступенях»

Фото: Yann Allegre/Unsplash
Едва видна тонкая наледь на каменных ступенях, но как коварна, как опасна, особенно если не подозреваешь о её существовании! Сколько человеческих драм разыгралось и завершилось трагедий с её участием... Так что нужно быть внимательными! Не менее важно внимание и в духовной жизни... «Смотрите, как опасно ходите», — предупреждает нас апостол Павел, уча решительно избегать в разговорах скользких тем и на корню пресекать всякое осуждение. Чуть зазеваешься — и падение неизбежно. Падаем мы в одно мгновение, а вот восстанавливаемся зачастую весьма медленно и мучительно. Может быть, лучше пересидеть дома — соблюсти молчание сердца — покуда солнышко не растопит наледь, растеплив души взаимной приязнью и благорасположением?
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды
Носки со смыслом. Ольга Кутанина
Недавно задумалась, авовсемли, что яделаю, есть смысл?
Например, иногда совершаю бессмысленные покупки. Начинаю закупки сосмыслом— покупаю необходимое одному ребёнку, второму, третьему, четвёртому, пятому, ну, ашестому уже беру так, закомпанию, потому что приглянулась вещь. Потом остальным беру, что приглянулось,— чем они хуже? Ивот, яуже делаю покупки безо всякого смысла.
Бывает, отусталости бессмысленно перекладываю вещи. Тоесть, смысл для меня, конечно, есть— расслабиться, успокоиться. Нодля вещей вэтом точно нет смысла. Они итак хорошо лежали.
Мой четырёхлетний сын последнее время нелюбит собираться напрогулку. Наулице холодно, серо. Ктомуже нужно надевать значительно больше одежды, чем летом. Ядолго уговариваю его собраться, придумываю разные способы заинтересовать. Бывает, секундомер включу, чтобы онпытался поставить рекорд повремени переодевания.
Нооднажды сын меня удивил. Ушёл вдетскую комнату иочень долго невыходил оттуда. Потом вышел-таки. Нанём был только термокостюм, который онможет надеть заодну минуту, иноски. Яудивилась. Всёже поблагодарила, что онсам оделся, инемного помогла надеть верхнюю одежду. Ночто это? Сапог ненатягивается! Нога нелезет. Япробую снова иснова, асын смеётся.
Смотрю: нога унего огромная какая-то. Оказалось, оннакаждую ногу надел посемь носков. Начинаю ихснимать одни задругими— ровно семь пар.
Яудивилась:«Зачем тебе столько носков?»Асын всё смеётся. Ияпоняла тогда, что вэтом бессмысленном, намой взгляд, поступке, для него был смысл. Это— игра! Ему показалось интересно так одеваться! Однако имоя цель была достигнута: онсобрался наулицу сам. Получается, идля меня был смысл.
Явспомнила царя Давида, который танцевал отрадости перед Ковчегом Завета, когда Ковчег несли вИерусалим. Некоторые окружающие считали такой поступок чудачеством идаже осуждали Царя. Аонтак славил Бога!
Какже хорошо, что янеуспела сделать замечание ребёнку! Присмотрелась кего поведению, задала вопросы, иудалось понять смысл его поступка.
Этот случай помог задуматься. Сколько раз вжизни чья-то странность или неуместный поступок вызывали вомне удивление или даже осуждение. Разве можно раскрыть внутренние мотивы ихповедения другого человека? Только Бог знает сердце каждого ивидит суть происходящего. Поэтому надо вовремя остановиться имысленно сказать:«Непонимаю, Господи! Прости ивразуми меня!»
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
30 января. О заповедях блаженства, данных Христом в Нагорной проповеди

О заповедях блаженства, данных Христом в Нагорной проповеди — настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Все выпуски программы Актуальная тема











