У нас в гостях был протоиерей Георгий Ореханов.
Разговор шел о новой книге нашего гостя "Лев Толстой "Пророк без чести". Хроника катастрофы", а также о том, почему размышления о "катастрофе" Льва Толстого так актуальны сегодня.
А. Пичугин
— В этой студии приветствуем Вас мы: Алла Митрофанова...
А. Митрофанова
— ...Алексей Пичугин.
А. Пичугин
— Сегодня будем говорить про Льва Толстого. Я помню, как у компании «Яндекс» был такой слоган: «Яндекс: мы работаем на Льва Толстого». И сегодня у нас в гостях протоиерей Георгий Ореханов, проректор Православного Свято-Тихоновско
Протоиерей Г. Ореханов
— Добрый вечер.
А. Митрофанова
— Во-первых, позвольте Вас с выходом книги поздравить. Книга, которая называется «Лев Толстой. «Пророк без чести». То есть это очень интригующее название, и вообще это фундаментальный труд — 600 страниц, где изложено все, начиная от картины эпохи и заканчивая какими-то особенностями психологии самого Льва Толстого и его какие-то лабиринты подсознания, по-моему, Вы даже исследуете. И это настолько, конечно, потрясающее чтение! Спасибо Вам большое за эту книгу, потому что, мне кажется, та эпоха, которая описана там, во многом... Там очевидны схожести с тем временем, в котором живем сегодня мы. И это просто поразительно. И получается, что история вот эта про Льва Толстого и его отношения с Церковью — это не только история про классика русской литературы, которая сто с лишним лет назад произошла, но это история вообще про нас сегодня. И очень показателен был диалог, который Вы в предисловии описываете. Отец Георгий, если я могу Вас попросить, чтобы Вы вкратце пересказали, что стало таким побудительным мотивом для Вас в написании этой книги, и этот диалог. Расскажите об этом, пожалуйста.
Протоиерей Г. Ореханов
— Да, спасибо большое.
Ну, тогда я расскажу про два диалога.
А. Митрофанова
— Да!
Протоиерей Г. Ореханов
— Они оба в предисловии присутствуют. И побудительным, скорее, был даже первый диалог с моим старшим сыном. Когда он прочитал мою предыдущую книгу о Толстом... А она написана была так очень наукообразно — ну, для защиты диссертации; понятно, что определенные требования есть. Он ее прочитал и сказал: «Пап, ты знаешь, ну нельзя так книги писать!»
А. Митрофанова
— Люди не поймут.
Протоиерей Г. Ореханов
— «Люди же их читать просто не будут. А тема очень интересная. Вот попробуй еще раз написать то же самое более простым языком и более простыми мыслями». Я об этом задумался. Я не знаю, сколько бы я думал еще, если бы не поступило предложение издательства «ЭКСМО», и я начал работу над этой книгой...
А. Пичугин
— Сколько Вы работали? Шесть лет, да?
Протоиерей Г. Ореханов
— Ну, над темой «Толстой» я работал, в общей сложности, думаю, не меньше 13 лет.
А. Пичугин
— А конкретно книга, о которой мы сегодня говорим?
Протоиерей Г. Ореханов
— Конкретно вот эта книга — я ее писал год.
А. Митрофанова
— Но это результат многолетних исследований и разного рода прочтений.
Протоиерей Г. Ореханов
— Да. ну, первая книга — она вообще в 2010 году вышла. И, конечно, я очень много материалов из первой книги использовал, вплоть даже до каких-то повторений, но я понял, что надо все менять — надо менять и структуру, надо менять язык, нужно менять даже в каком-то смысле набор сюжетов, набор героев. И теперь вот, Алла, тот диалог, о котором Вы сразу спросили...
А. Митрофанова
— С Феклой Толстой?
Протоиерей Г. Ореханов
— Да. Как раз в 2010 году мы ведь праздновали столетие со дня смерти Толстого, и вышла моя книга...
А. Пичугин
— Не то чтобы праздновали...
Протоиерей Г. Ореханов
— Ну...
А. Пичугин
— Вспоминали!
Протоиерей Г. Ореханов
— Вспоминали, да. И было очень много встреч с моим участием, и одна из них была организована как раз Феклой Никитичной Толстой. Встреча, кстати, очень интересная — я ее вспоминаю все время. Но для меня самым важным в ходе этой встречи был как раз диалог с Феклой Никитичной, когда она мне объяснила вдруг и вдруг мне стало понятно, почему люди задают именно эти вопросы — за что Толстой отлучен от Церкви, может ли Церковь его простить, как я лично к нему отношусь. А Фекла Никитична вдруг мне сказала: «Отец Георгий, но вот просто мы все — потомки Толстого». Потому что там в зале присутствовали действительно потомки Толстого. И она сказала, что «нам небезразлична судьба нашего предка, великого писателя, и просто объясните нам, как Церковь, как Вы к нему относитесь, как священники к нему относятся, как Церковь к нему относится — вот просто по-человечески, с человеческих позиций». И я понял, что для многих людей (конечно, я не имею в виду провокаторов — есть всегда провокаторы), но вот для многих людей этот вопрос имеет очень ясно выраженную такую личностную окраску. Причем, не только для потомков Толстого, а просто для тех, кто любит Толстого самого, его произведения и вообще любит русскую культуру. То есть многие люди действительно воспринимают эти события, в частности, события 1901 года, как трагедию — трагедию русской культуры, которая... как бы предтрагедию того, что произошло потом, через 16 лет. То есть это такой был знак того, что Россия встала на очень опасный путь.
А. Митрофанова
— Иными словами, этот вопрос звучит так: есть ли Церкви дело до нас, до людей?
Протоиерей Г. Ореханов
— Да, да!
А. Пичугин
— Можно его и с обратной стороны задать: а есть ли людям дело до Церкви? То есть в каком состоянии мы подошли в 1901-м к тому, к чему мы подошли потом в 1917-м.
Протоиерей Г. Ореханов
— Да, да. Совершенно верно. И поэтому я как раз в предисловии и пишу тоже, что это книга не только о Толстом, но и о Церкви. Эта книга на самом деле — она с Вами, потому что человек не может жить, я уверен в этом, он не может жить без культуры, без Родины, без традиций, без культурных традиций. Поэтому все, что произошло с Толстым, прямо или косвенно имеет отношение и к современности (я в этом убежден), и к каждому из нас, даже тогда, когда человек об этом не подозревает, ничего о Толстом не знает, никогда его не открывал. А к сожалению, судя по тем дискуссиям, которые сейчас происходят...
Можнро, я об одной из таких дискуссий подробнее расскажу?
А. Митрофанова
— Да, пожалуйста.
А. Пичугин
— Конечно! Дискуссии — самое интересное.
Протоиерей Г. Ореханов
— Да. Судя по этим дискуссиям, очень часто о Толстом говорят те, кто никогда его просто не открывал или, может быть, открывал в молодости...
А. Митрофанова
— ...в школе...
Протоиерей Г. Ореханов
— ...там, «Войну и мир» как-то листал. И это очень обидно, потому что люди говорят часто о том, чего не знают. И вот одна из таких дискуссий развернулась буквально на прошлой неделе, когда я выставил в Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) постер с информацией о первой презентации книги и некоторые люди увидели, как книга называется. А называется она, полное ее название — «Лев Толстой. «Пророк без чести». Хроника катастрофы». Причем, вот эти слова — «пророк без чести» — взяты в кавычки, это очень важно.
А. Митрофанова
— Это Евангельская цитата: «Не бывает пророка без чести, разве только в своем Отечестве».
Протоиерей Г. Ореханов
— Да.
А. Митрофанова
— То есть смысл-то совсем не тот, который кажется на первый взгляд.
Протоиерей Г. Ореханов
— Да!
А. Пичугин
— Вы такое провокативное название ставили осмысленно, чтобы люди еще и попытались открыть его смысл через Евангелие, через Писание, вернее? Или...
Протоиерей Г. Ореханов
— Конечно. Я, может быть, выдам небольшой секрет, что мы очень долго с редакторами спорили об этом названии. И с моей стороны была большая тревога, что просто неправильно — название книги — меня люди поймут(?). И, к сожалению, такие комментарии появились. Правда, рад я, что их немного. Они единичные.
А. Митрофанова
— Они еще будут.
Протоиерей Г. Ореханов
— Будут, наверное, да. Когда в такой нашей манере отечественного хамства люди пишут, что «вот ты, поп, ты сам бесчестный, ты великого русского писателя бесчестным считаешь!»
А. Митрофанова
— (Смеется.)
А. Пичугин
— Ну, дискуссии в комментариях никогда не бывают плодотворными. Потому что комментарии чаще всего пишут люди, которым просто хочется сказать и где-то отметиться.
Протоиерей Г. Ореханов
— Ну, я в связи с этим все-таки, раз у меня такая возможность есть, хотел бы еще раз подчеркнуть, что цель наша заключалась не в том, чтобы унизить Толстого. Потому что на самом деле как писателя я Толстого очень люблю, с детства люблю. И для меня тоже то, что с ним произошло, это трагическая совершенно история. Это трагическая страница нашей отечественной истории. Впрочем, как я попытаюсь в книге показать, в течение всего XIX века Россия, русская культура к этому финалу довольно последовательно.
А. Митрофанова
— ...неотвратимо двигалась, можно сказать.
Протоиерей Г. Ореханов
— Да. И поэтому мы в этот заголовок — «Пророк без чести» в кавычках (а в кавычки мы его поставили, чтобы действительно показать, что это цитата), вкладывали совсем другой смысл. Он заключается в том, что Толстой, с одной стороны, действительно был пророком, но не в том качестве, как об этом говорит Христос в Евангелии. Толстой был пророком христианства нового типа — пророком на Русской земле. Толстой проповедовал тот тип христианства, который уже был очень популярен в Европе, он был его распространителе
А с другой стороны, ведь его жизнь показывает, что и отлучение 1901 года, и его неприятие многими современниками, многими соотечественника
А. Пичугин
— Я как раз сейчас открыл комментарий в Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) под этим плакатом, перед афишей презентации. Вот один из редакторов, один из участников этой дискуссии, в общем, довольнго убедительно (как мне кажется, это мое личное мнение, тоже, в какой-то мере, редакторское) доказывает, что далеко не все люди просто смогут прочувствовать этот заголовок.
Давайте сразу скажем, где и когда будут презентовать книгу!
Протоиерей Г. Ореханов
— Да. Я очень надеюсь, что презентаций будет несколько. И первая состоится в ближайшую пятницу, 28 октября, в 19:00. В торговом центре «Европейский» на четвертом этаже есть новый магазин сети «Читай-город». Это большое просторное помещение. Там, я думаю, могут поместиться много читателей. Во-первых, презентация будет там. Значит, пятница, 19:00, «Читай-город», торговый центр «Европейский». Это площадь Киевского вокзала.
И уже известно — я не знаю, надо ли сейчас сказать, — где книга продаваться будет, как ее можно купить.
А. Митрофанова
— Давайте об этом в конце программы поговорим...
Протоиерей Г. Ореханов
— Ну, хорошо, да.
А. Митрофанова
— Потому что сейчас хотелось бы больше внимания уделить содержательным вещам. Прямо буквально на первых же страницах книги Вы поясняете такие очень важные понятия, как антиклерикализм и секуляризация — слова, которые для сегодняшнего времени, мне кажется, как нельзя более актуальны. И если хорошенько разобраться в том, что происходило на протяжении XIX века в сознании людей в Европе и в России, мы, может быть, лучше сумеем понять самих себя и понять, откуда у нас сегодня такие баталии кипят и почему мы настолько не умеем друг друга слышать. И что нужно для того, чтобы научиться слышать друг друга.
А. Пичугин
— Как минимум, один термин надо пояснить — это «секуляризация». Потому что он не так широко употребляется сейчас.
А. Митрофанова
— Протоиерей Георгий Ореханов, доктор исторических наук, проректор Свято-Тихоновско
Вы начинаете с того, что описываете, даете картину эпохи. И это потрясающе, конечно, интересно — то, что Вы пишете там, потому что состояние наших умов сегодня, мне кажется, очень похожее, совпадает с тем, что было тогда, на рубеже XIX — ХХ веков. Вы могли бы подробнее об этом рассказать — на какие основные процессы Вы обращаете внимание, которые в связи с той драмой, случившейся с Львом Толстым, кажутся Вам наиболее важными?
Протоиерей Г. Ореханов
— Ну, фактически, Вы две эти самые важные темы обозначили — это секуляризация и антиклерикализм. Это связанные между собой вещи.
Ну, два слова о том, что такое секуляризация. Секуляризация — это процесс, который происходит в истории, происходит в истории современной Европы, причем, мощным катализатором этого процесса была Реформация, зарождающееся протестантство. Это процесс перехода духовной культуры в светскую сферу, процесс рождения государства нового типа, правовых отношений нового типа, культуры нового типа, даже экономики, можно сказать, нового типа, в которых ведущая роль уже принадлежит не Церкви и не духовным институтам, а институтам светским и новому государству. Вот этот процесс мы называем секуляризацией в широком смысле слова. Часто этот термин понимается в узком смысле, как отбирание каких-то материальных ценностей, какой-то недвижимости в государственную казну — например, такой вот секулярный акт был осуществлен Екатериной II в России в 1764 году, когда в государственную казну перешла вся монастырская недвижимость и монастырские крестьяне. То есть здесь было бы полезно различать узкое понимание секуляризации и более широкое.
А. Пичугин
— Не то, что недвижимость — там главное, что земли перешли. Они, конечно, тоже недвижимые...
Протоиерей Г. Ореханов
— Да. И таким вот постоянным спутником секуляризации является антиклерикализм, потому что, если начинать с самого начала, то... Мы, кстати, в следующем году будем — не мы, а, как раньше говорили, «все прогрессивное человечество» — будет отмечать 500-летие Реформации.
А. Митрофанова
— И столетие Октябрьского переворота, между прочим.
Протоиерей Г. Ореханов
— Да. И в 1517 году Мартин Лютер, тогда еще молодой монах, опубликовал знаменитые «95 тезисов», которые послужили толчком к началу нового движения. И вот деятельность и самого Лютера, и его последователей в значительной степени была направлена против Католической церкви, против католического духовенства. И это характерно для дальнейшего процесса секуляризации — что в той или иной степени он очень часто, если не всегда, связан с критикой Церкви и духовенства.
Но надо иметь в виду одно важное обстоятельство.
Я прекрасно помню дискуссию, которая, мне кажется, года два назад в связи с этим процессом девушек...
А. Пичугин
— «Пусси Райот»?
Протоиерей Г. Ореханов
— ...да, танцевавших в Храме Христа Спасителя... Возникла дискуссия — помню, она активно велась на «Правмире», и меня попросили (я тогда не смог этого сделать) прокомментироват
А. Митрофанова
— Или общественную, социальную.
Протоиерей Г. Ореханов
— В первую очередь, политическую.
А. Митрофанова
— Политическую. Так.
Протоиерей Г. Ореханов
— В середине XIX века в Европе рождаются политические партии, которые сознательно отстаивают интересы Католической церкви.
А. Митрофанова
— В России такого не было. У нас антиклерикализм, скорее, знаете как, в сознании или в культуре имеет место.
А. Пичугин
— Предмет национальной идеи.
Протоиерей Г. Ореханов
— Да, вот, скорее, культурный характер носит. Ну, в России его не могло быть, потому что у нас и политических партий до 1905 года не было и быть не могло.
А. Пичугин
— Ну, а как тогда назвать то отношение к православному духовенству, которое начинало господствовать в обществе начиная со второй половины?..
Протоиерей Г. Ореханов
— Мы тоже можем назвать его антиклерикализмо
А. Пичугин
— А можно буквально в двух словах Ваше мнение относительно того, как выглядело состояние... вернее, взаимоотношения Церкви и общества — простите за этот штамп — как раз вот к 1901 году, к концу XIX века?
А. Митрофанова
— Очень неоднозначна эта история, мне кажется.
Протоиерей Г. Ореханов
— Да, она сложная очень. Потому что здесь как-то кратко описать эти взаимоотношения сложно, но я так вот, навскидку, могу некоторые очень важные факторы назвать.
Во-первых, к этому моменту резко улучшился уровень образования духовенства — благодаря эпохе Великих реформ...
А. Митрофанова
— ...Александровск
Протоиерей Г. Ореханов
— Да, Александровских, 60-х годов. И благодаря тому, что, во-первых, одной из таких реформ была реформа академического церковного образования и появились... Можно сказать, духовные Академии по-другому стали строить свою деятельность. Это имело очень большое значение для дальнейшего образования.
Вообще, можно сказать, что русская академическая духовная наука рождается во второй половине XIX века. И к этому моменту, о котором мы говорим, русская духовная наука имела уже выдающихся представителей..
А. Митрофанова
— Святитель Игнатий Брянчанинов, например.
Протоиерей Г. Ореханов
— Ну, святитель Игнатий Брянчанинов в 1867 году скончался, а я имею в виду, например, таких людей, как профессор-истори
А. Пичугин
— Академическая школа.
Протоиерей Г. Ореханов
— Да, академическая школа. Библеист Глубоковский и так далее. Таких людей уже было очень много.
А. Пичугин
— Да, они могли бы, кстати, дать очень хороший толчок к дальнейшему развитию, но вот последующие события...
Протоиерей Г. Ореханов
— Они дали...
А. Пичугин
— Потому что богословскую школу свернули и отправили во Францию.
А. Митрофанова
— Не то, что свернули — во Франции-то она развернулась в Свято-Сергиевски
Протоиерей Г. Ореханов
— Нет, они, безусловно, толчок дали, потому что все те великие русские богословы... А с моей точки зрения, это великие русские богословы. Для меня два имени особенно важны — это отец Георгий Флоровский и отец Сергий Булгаков. Несмотря на всю его критику и споры о софиологии это совершенно выдающийся русский богослов ХХ века, я в этом абсолютно убежден. И это все — порождения тех реформ, тех процессов, которые имели место в духовном образовании в России. Потому что без этого такие люди не могли просто появиться. Это первый момент.
А. Митрофанова
— Здесь просто надо пояснить еще, почему, наверное, до 60-х годов невозможно было повышение вот этого самого уровня образования духовенства. Ведь, во-первых, если мальчик рождается в семье священника, то он априори уже идет по этим самым стопам. Бывают исключения — типа, Тредиаковский, например, который сознательно не пошел по этим стопам, но это, скорее, исключение, чем правило. А во-вторых, они никуда не могут, кроме как в духовное учебное заведение, пойти учиться, где-то добрать...
Протоиерей Г. Ореханов
— Да, это второй момент. Я как раз хотел об этом сказать — это процесс размыкания духовного сословия. Благодаря реформам царствования Александра II духовное сословие оказалось освобожденным от тех ограничений, которые существовали до 60-х годов XIX века, когда действительно, как правило, перед юношей всегда вырисовывалась одна и та же схема — духовное училище, семинария и, для самых выдающихся и усердных — Академия.
А теперь получилось так, что семинаристы имели возможность поступать в университет и наоборот. То есть духовное сословие оказалось разомкнутым в обе стороны. То есть можно было... Появились законодательные акты, официально разрешающие дворянам получать духовное образование. Наоборот, семинаристы получили возможность поступать в университет. А мы имеем, между прочим, совершенно удивительную цифру — что к концу 70-х — середине 80-х годов XIX века 46% русских студентов это были бывшие семинаристы. Представьте себе — это почти половина.
А. Пичугин
— Простите, еще раз: к какому году?
Протоиерей Г. Ореханов
— Ну, где-то к середине 80-х годов, то есть через 20 лет после того, как эта реформа осуществилась.
А. Митрофанова
— Между прочим, из семинаристов-то из таких выходили потом люди...
А. Пичугин
— Революционеры?
А. Митрофанова
— Революционеры.
Протоиерей Г. Ореханов
— Ну, много кто выходил. Ведь семинаристами были и изобретатель радио Попов, и сказочник Бажов, и так далее.
А. Митрофанова
— И это тоже, кстати.
Протоиерей Г. Ореханов
— То есть это... И в университетах происходило то же самое.
А. Пичугин
— Мне кажется, что это ни о чем не говорит, кроме просто количества, действительно, семинаристов, людей, которые там обучались.
А. Митрофанова
— Мне кажется, это свидетельствует о живости ума.
Протоиерей Г. Ореханов
— Это говорит... Вот Василий Васильевич Розанов, который... в общем, у него был такой серьезный конфликт с Церковью, даже возник однажды вопрос о его отлучении от Церкви, но этот проект не осуществился, — он однажды записал очень примечательную вещь. А он духовное сословие знал с детства и очень хорошо. И он написал: «Я во многом могу обвинить русское духовенство, кроме двух вещей. С моей точки зрения, это самое целомудренное сословие и самое усердное». И это очень важно. Удивительным образом, вот этот быт священнической семьи, быт этого сословия располагал, в общем, человека к усердной учебе с детства. Вот как бы это было заложено в программу семьи. Это чтение, это храмовая служба — это все, оказывается, влияло на людей. И то, что половина студентов была выходцами из духовного сословия, это, конечно, поразительный совершенно факт.
А. Митрофанова
— Но, тем не менее, мы в этот период времени наблюдаем какую-то невероятную картину, когда внутри людей есть запрос на то, чтобы найти ответ на вопросы о смысле жизни, смысле смерти, о том, что будет с нами после (собственно, как и сегодня тоже), но, может быть, последнее место, куда они пойдут искать ответ на эти вопросы, это будет Церковь. Потому что, помимо этого, есть прогресс, который, фактически, заменяет собой религию. И Дарвин со своей теорией, потом, чуть позже, понимаете, у Ницше «Бог умер», у Фрейда обнаружилось подсознательное, выяснилось, что человек уже сам себе не принадлежит... Вот это все непонятно, как разместить в своей голове. Огромное количество открытий. Там, я не знаю, научно-техническ
Протоиерей Г. Ореханов
— Да, вот это важно. Потому что... Две вещи важны. Во-первых, то, о чем Вы и говорите, вот это, собственно, и есть последствие секуляризации — что происходят такие процессы, которые очень сильно влияют на сознание человека. Вот мы начали с того, что такое секуляризация. Секуляризация — это атмосфера, в которой мы живем, воздух, которым мы дышим. Это дождь, который на всех нас изливается. Мы не можем того избежать. Мы находимся априори с момента своего рождения в секулярной среде. Сейчас мы находимся, в общем, в секулярной среде. Мы находимся в мире, в котором, скажем, ребенок приходит в школу и та парадигма знаний, которая ему преподается, это априори атеистическая парадигма. Это просто реальность нашей жизни. И мы должны это осознать и понять, можно ли что-то здесь изменить. И когда молодые люди, в частности, русские молодые люди, так воспитывались, конечно, мы понимаем, почему многие из них оставляли потом воспоминания, что и в гимназии, и в университете они становились атеистами, и как некоторым из них было тяжело — тому же, между прочим, Сергею Николаевичу Булгакову — возвращаться к вере. Но он вернулся. Это было такое могучее усилие...
А. Пичугин
— Ну, это самый яркий пример.
Протоиерей Г. Ореханов
— Да, один из самых ярких. Между прочим, он тоже в воспоминаниях пишет, что когда в 1917 году он окончательно принял решение стать священником (а он уже был профессором университета), это было самоисключение из академической среды. Потому что никто вокруг его понять не мог.
И здесь еще один момент важен — это то, что Зинаида Гиппиус тоже в своем дневнике обозначает. Она эту проблему для России обозначает очень четко: «Мы» и «они». «Мы» — образованное сословие, а «они» — сословие духовное». При том, что и Гиппиус, и ее окружение прекрасно понимают, что в духовенстве, в духовном сословии есть уже очень образованные люди, которые по уровню своего образования ничем не уступают самым утонченным интеллигентам.
А. Пичугин
— Ну, их по пальцам пересчитать.
Протоиерей Г. Ореханов
— Я с этим не соглашусь. Проблема в другом. Гиппиус это определяет так — что это просто два разных сознания. Вот есть сознание современного европейского человека и есть сознание русского священника — он может быть очень грамотным и образованным, но он все равно остается, даже при разомкнутом сословии, русским священником, ему наши интересы непонятны и не близки.
А. Пичугин
— Давайте продолжим буквально через минуту. Я напомню, что у нас протоиерей Георгий Ореханов, проректор Православного Свято-Тихоновско
А. Митрофанова
— Еще раз добрый светлый вечер, дорогие слушатели! Алексей Пичугин, я — Алла Митрофанова, и мы в этой студии продолжаем, на мой взгляд, очень увлекательный разговор о книге, которая называется «Лев Толстой. «Пророк без чести». Автор этой книги, протоиерей Георгий Ореханов, сегодня в нашей студии. Отец Георгий — доктор исторических наук, профессор Свято-Тихоновско
Отец Георгий, я обратила внимание на одну, на мой взгляд, очень интересную вещь... В книге вообще очень много таких вещей, потрясающе интересных... Вот как раз в этих главах, которые посвящены секуляризации и антиклерикализму
Смотрите, что он пишет: что «формально, представители Церкви пишут о предметах веры и интересах Церкви, не замечая, что обществу нет никакого дела до этих вопросов. Они пишут только для самих себя. А некоторые представители духовного сословия и духовной журналистики совершенно сознательно ставят Церковь в положение своеобразного гетто, совершенно не заботясь о том, какое место в общественной и культурной жизни России она будет играть, выработав зловещий принцип: человек, ратующий за православие и протягивающий руку современной цивилизации, трус, ренегат и изменник. Вот это, на самом деле, мне кажется, очень важная черта, которая характеризует то состояние и которая наше нынешнее состояние тоже характеризует. Потому что, знаете как, стена возводится с обеих сторон — и с той, и с другой. И со стороны людей, которые хотели бы найти ответ на вопросы о смысле жизни, но не идут за этим в Церковь, потому что это последнее место, где они предполагают актуальные ответы на эти вопросы найти, и, с другой стороны, Церковь, которая живет своими собственными представлениями о том, что нужно людям. И здесь я вспоминаю Ваш разговор с Феклой Толстой, который мы в начале программы воспроизвели. Что Вы на это можете сказать?
Протоиерей Г. Ореханов
— Да, в общем, так проблема и стоит. И, причем, в скобках я могу заметить, что каждый священник, мне кажется, и вообще каждый православный человек особенно остро начинает именно так проблему воспринимать, когда воспитывает своих собственных детей. Потому что это ведь такой полигон... Дети же — они так устроены, что они очень легко могут определить, когда взрослые им врут. В частности, когда им врут родители. И поэтому когда я своим детям что-то рассказываю... Ну, сейчас они уже подросли. Но когда они были маленькими, я всегда обращал внимание на то, какими внимательными глазами они смотрят на нас. До определенного момента им в жизни все интересно, и они нас проверяют всегда — это такой вот монитор. Я прекрасно помню, например, свой разговор с тем самым старшим сыном, о котором я вначале рассказывал, когда он меня вдруг спросил (он был в 9-м классе): «Папа, а как вот мы говорим, что князь Владимир крестил Россию? Но он же это сделал насильно — просто загнал всех в реку, а священники покрестили. А какое же это крещение?» И в этот момент я понял, что я должен ответить ему очень серьезно. То есть если я, например, просто уйду в сторону или отговорюсь какой-нибудь ерундой, я могу его потерять навсегда. И я включился, «включил», как говорит моя жена, матушка, «включил мозги», постарался «включить сердце», и мы с ним очень серьезно об этом поговорили — как я эту ситуацию вижу, я ему все это рассказал. Что он заблуждается, что нельзя целый народ крестить насильно так, что это крещение потом вот такие плоды принесет в культуре. Значит, друга программа была заложена.
А. Митрофанова
— Он услышал Вас?
Протоиерей Г. Ореханов
— Мне кажется, что да. Мне кажется, что услышал.
И я почему все это рассказываю? Мне кажется, что Церковь должна именно так говорить с людьми, с современными людьми. Она никогда не должна уходить в сторону от вопроса, и она должна не только не бояться острых вопросов, а в каком-то смысле их ждать и им радоваться. Потому что если человек обращается к тебе с какими-то острыми вопросами... А мой священнический опыт уже подсказывает мне, что человек очень часто это делает в состоянии очень тяжелой жизненной ситуации. Если человек так тебя спрашивает, значит, он тебе верит еще. Он ведь к тебе пришел и тебя это спрашивает. И ты не должен эту веру его в тебя и в Церковь посрамить. Вот, мне кажется, именно так должны строиться взаимоотношения Церкви и представителей культуры, скажем, сейчас. Потому что та ситуация, которая сейчас в нашей жизни сложилась, просто удручает. Какой бы вопрос мы ни начали обсуждать, уже через пять минут мы просто начинаем друг друга обзывать.
А. Пичугин
— Ну это не касается только Церкви... Это касается любой... Это вот та самая «дискуссия в комментариях», на которую, наверное, надо обращать внимание меньше всего. Потому что уровень умения вести дискуссию никогда не был высок нигде.
Протоиерей Г. Ореханов
— Но, Алексей, понимаете... Дело в том, что... Ну, вот, кстати, по поводу уровня дискуссии я Вам хочу сказать, что у меня есть достаточно большой опыт участия в дискуссии с немцами, в Германии. Кстати, между прочим, я могу сказать, что следующая презентация книги будет в Гамбурге 20 ноября.
А. Пичугин
— Она переведена уже, да?
Протоиерей Г. Ореханов
— Нет, это будет для русскоязычной части жителей Гамбурга. В Гамбурге 80 тысяч русских жителей сейчас. И там очень активный наш приход, и, кстати, наверняка, Вы знаете...
А. Митрофанова
— Протоиерей Сергий Бабурин.
Протоиерей Г. Ореханов
— ...да, отца Сергия Бабурина. Он большой друг и «Фомы», и Ваш, наверное, тоже...
А. Митрофанова
— Конечно.
Протоиерей Г. Ореханов
— И мой тоже. И он меня пригласил тоже выступить. Там будет лекция «Толстой и/или Достоевский»...
А. Митрофанова
— Ох! (Смеется.)
Протоиерей Г. Ореханов
— И в рамках этой лекции будет... вот я немножко расскажу про книгу.
А. Митрофанова
— Вообще, это очень интересно — Толстой и Достоевский. У Вас в оглавлении обозначено «Десять не-встреч Толстого с Достоевским». Я вообще знала про одну, которая на лекции Соловьева могла у них случиться, потому что они физически в одном пространстве находились. Но Толстой, насколько я понимаю, не очень хотел, как-то внутренне не хотел с Достоевским в этот момент встретиться, потому что Достоевский очень этого хотел...
Протоиерей Г. Ореханов
— Нет, дело не в этом!
А. Митрофанова
— Нет?
Протоиерей Г. Ореханов
— Они не знали тогда оба, что другой присутствует в этой аудитории.
А. Митрофанова
— Но был один человек, который знал и про того, и про другого, и который не сказал об этом ни Достоевскому, ни Толстому.
Протоиерей Г. Ореханов
— Да, Николай Николаевич Страхов.
А. Митрофанова
— И если бы... То есть я не помню, где я об этом читала, но помню, что у меня сложилось это ощущение — что Страхов думал, сказать ли об этом Толстому, но подумал, что вряд ли Толстой в этот момент согласится.
Протоиерей Г. Ореханов
— Но сейчас у исследователей есть другая версия, почему Страхов этого не сделал. Вообще, интересная ситуация. Ведь надо еще понять, что это была лекция Соловьева. Значит, в одной аудитории присутствуют Соловьев, Толстой, Достоевский. Да и Страхов, в общем, довольно серьезный русский философ!
А. Митрофанова
— И Страхов тоже!
Протоиерей Г. Ореханов
— И Страхов их не знакомит. И современные исследователи считают, что Страхов, который был близок и тому, и другому (он был постоянным и деятельными корреспондентом Толстого, и он, между прочим, был первым биографом Достоевского, он написал первую биографию), при этом был очень сложным человеком. И мы предполагаем (я согласен с этой гипотезой), что в тот момент, когда бы он их познакомил, он, в каком-то смысле, оказывался для них ненужным.
А. Пичугин
— А все-таки поясните, пожалуйста, почему «Десять не-встреч» у Вас в оглавлении этой (нрзб.)?
Протоиерей Г. Ореханов
— Да, это очень важный вопрос, безусловно, один из ключевых вопросов книги. Потому что я пытаюсь в книге показать, что между Толстым и Достоевским присутствует и очень мощное поле отталкивании, и, на самом деле, поле притяжения. Правда, нельзя эту ситуацию описывать как-то очень просто и примитивно, как это часто делают. Например, Достоевский — великий русский православный писатель, который...
А. Митрофанова
— (Смеется.) А Толстой, соответственно, на другом полюсе.
Протоиерей Г. Ореханов
— Да, а Толстой — на другом полюсе...
А. Митрофанова
— Вот это черно-белое мышление, конечно...
Протоиерей Г. Ореханов
— Да, отлученный от Церкви. Конечно, все не так совершенно. Потому что есть и поле притяжения тоже очень важное, но это более сложный вопрос.
Но, тем не менее, если анализировать жизнь Толстого и Достоевского, творчество Толстого и Достоевского, самые разные аспекты, то, оказывается, насколько очень часто они совершенно разные люди! Ну, даже в жизни. Толстой — представитель очень знатной русской дворянской фамилии. Толстой находился в родстве — как раз у меня тоже такой раздел есть — и с Чаадаевым, и с Пушкиным, и с канцлером Горчаковым, и с кем только он не был родственником!
А. Митрофанова
— Весь цвет нашей мыслящей России.
Протоиерей Г. Ореханов
— Да. А Достоевский — он, конечно, тоже дворянин, но он представитель захудалого рода. Толстой, хотя много проигрывал в карты и вел жизнь такую довольно вольную некоторое время, тем не менее, был богатым человеком и никогда серьезно в средствах не нуждался. А когда он стал известным писателем, он вообще был самым высокооплачиваем
А. Митрофанова
— Писал в долг.
Протоиерей Г. Ореханов
— Писал в долг. И расплатился он с этими долгами только, фактически, если я не ошибаюсь, за полгода до смерти своей.
А. Митрофанова
— Благодаря Анне Григорьевне Сниткиной — Достоевской, собственно, его жене.
Протоиерей Г. Ореханов
— Да. Благодаря уже тому, что он познакомился с несколькими людьми, которые могли его поддержать как-то.
А. Митрофанова
— «Больше российской словесности так никогда не везло», — как сказали про Анну Григорьевну Достоевскую, да.
Протоиерей Г. Ореханов
— Да. Ну, между прочим, на это я могу ответить, что Софья Андреевна Толстая в жизни своего мужа тоже многое сделала. И Софье Андреевне там посвящена тоже отдельная такая главка. Она мне с большим трудом давалась, потому что я всегда старался дистанцироваться от семейного конфликта. Потому что это настолько тяжелая и сложная тема, что, наверное, не обязательно вообще священнику вмешиваться в этот вопрос. Но интересно, что самая лучшая книга про семейный конфликт Толстого написана священнослужител
А. Митрофанова
— «Десять «не-встреч». Почему же все-таки десять? С Достоевским.
Протоиерей Г. Ореханов
— Ну, десять — это... Я не знаю, сколько их на самом деле было. Я, конечно, десять — не потому, что это красивое число. Просто, путем отбора, у меня на сегодняшний день получилось десять. А может быть, их пятнадцать, или, может быть, их можно сделать тридцать — я не знаю. Но это все — «десять невстреч»... Одна из этих десяти — как раз то, о чем Вы говорили, это «не-встреча» в Соляном городке на лекции Соловьева, это реальная «не-встреча». А остальные девять — это «не-встречи» на перекрестках мысли и на перекрестках творчества. То есть это «не-встречи»...
Что я вообще называю «не-встречей»? Это надо пояснить. Причем, я слово это пишу через тире. «Не-встреча» — это ситуация, когда Толстой и Достоевский затрагивают одну и ту же тему, одну и ту же проблему, но пишут об этом по-разному и выводы делают разные. И вот некоторые... Таких ситуаций, наверное, было не десять — я сейчас не могу сказать, сколько их. Но я выделил десять, потому что у меня получилось девять ключевых тем, которые нужно проанализировать
А. Пичугин
— Сегодня, дорогие слушатели, говорим о книге «Лев Толстой. «Пророк без чести». У нас в гостях автор ее — протоиерей Георгий Ореханов, доктор исторических наук, проректор Свято-Тихоновско
А. Митрофанова
— Отец Георгий, я правильно понимаю, что Вы разбираете вот этот феномен отношений Толстого и Церкви и на основании уже тех понятий, о которых мы говорили, о секуляризации и антиклерикализме
Протоиерей Г. Ореханов
— Безусловно. Но только с двумя важнейшими поправками. Во-первых, Толстой был всегда художником. Вот этот художнический дар — он совершенно в нем неистребим. И, в общем, это вот на наше счастье Бог наделил Толстого этим даром, Потому что даже в состояниях страшного озлобления... А, скажем, есть воспоминания того же самого Сергея Николаевича Булгакова, когда он посетил больного Толстого в Крыму, и как Толстой стал кощунствовать по поводу «Сикстинской Мадонны». То есть он мог извергать хулы, кощунствовать, он мог быть очень раздраженным и так далее, но, тем не менее, до самой своей смерти на станции Остапово Толстой оставался художником.
Это же поразительно — он уходит из Ясной Поляны 28 октября 1910 года. Что он берет с собой? Он берет с собой теплую шапку. Он берет с собой домашнего доктора — Душана Маковицкого. Он берет с собой кошелек, в котором лежит 50 рублей... 50 рублей! Он уходит навсегда из Ясной Поляны и берет с собой 50 рублей! Как это вообще понять? И первое, что он берет с собой, — это карандаш и записная книжка. Он не мог без этого жить. И, с моей точки зрения... Вот мне уже прислали вопросы, которые мы будем обсуждать на презентации в пятницу. Там есть такой вопрос, какое мое любимое произведение Толстого. А мое любимое произведение Толстого — это его дневник. Это не художественное произведение в строгом смысле слова, но, тем не менее, для того, чтобы понять, как Толстой работал, надо обязательно когда-нибудь заглянуть в его дневник. Потому что это — ну, есть такая шаблонная характеристика — творческая лаборатория. Конечно, это была для него творческая лаборатория. Но это настолько прекрасная лаборатория... Это как день открытых дверей, когда мы приходим в университет или в какой-то институт, и нам позволяют зайти в физическую лабораторию и все потрогать своими руками. Вот читая дневник Толстого, мы можем приобщиться к тому, как он работал, и совершенно поразиться его качеству очень важному, которое отметил Дмитрий Сергеевич Мережковский. Первая книга на тему «Толстой и Достоевский» была написана именно Мережковским, и Мережковский является автором знаменитой формулировки: «Толстой — тайнозритель плоти, а Достоевский — тайнозритель духа». И вот эта способность Толстого вглядываться в этот земной мир, она, конечно, совершенно удивительна. Такое впечатление складывается, что для него в этом мире нет секретов. Он знает, как думает лошадь. Он знает, почему пчела, собирая пыльцу, садится на 12 цветков. Вот у него есть в дневнике запись, когда он просто считает, на сколько цветков пчела сядет. Кому вообще из нас придет в голову этим заниматься? Я не говорю — сейчас, и даже в XIX веке, когда люди были более внимательны к окружающему миру, а вот он считает. У него есть запись, почему у собаки, которая охотится на зайца, следы такой именно формы. То есть ему все в этом мире было открыто. Главная проблема, главная беда заключается в том, что он полагал, что кроме этого мира никакого другого не существует. А вот у Достоевского неслучайно ведь эта формулировка появляется у старца Зосимы — «миры иные»: «Что Бог посадил в этом мире — семена миров иных». Достоевский понимал, ему вот эта истина была открыта, что вот этот мир — мир зайцев, собак, лошадей и людей — не исчерпывается вот этими отношениями, в нем есть «семена миров иных».
И поэтому первое — что Толстой художник, а второе — очень важный момент, что Толстой, конечно, очень наблюдательный человек. Поэтому именно вот эти два качества... Когда Толстой умер, вышел сборник «О религии Толстого», авторы которого пытались ответить на вопрос: а все-таки Толстого что-то с православием связывало? И я уже в заключении книги...
А. Пичугин
— Там, где «Может ли Церковь простить?»?
Протоиерей Г. Ореханов
— Да, да. Я пытаюсь это сформулировать, несмотря на все... Несмотря на критику Церкви, которая носила совершенно агрессивный характер, и поэтому она уже была неконструктивной
А. Митрофанова
— А это очень важный опыт, между прочим, в жизни человека — опыт такой любви. Прости, Леш, что я тебя сейчас перебила. Мне кажется, это как раз тоже то, чего сегодня очень сильно не хватает в отношениях между людьми ищущими, сомневающимися, но которые не могут переступить порог храма. Нет этого опыта любви, не хватает его. И здесь остается... Ну, понятно, что нельзя обобщать, в каждом конкретном случае нужно говорить о каких-то конкретных жизненных обстоятельствах.
Протоиерей Г. Ореханов
— Да, конечно.
А. Пичугин
— Мы всю программу говорим о фигуре Толстого, но при этом, когда в заглавие вынесено евангельское «пророк без чести»... Пророк — он не для себя самого, он всегда обращен к кому-то. Соответственно, Вы что-то пишете о движении «толстовцев»? Вы в этой главе — «Может ли Церковь простить?» — говорите о том, что если бы не было Толстого, обязательно был бы какой-то другой человек, потому что идеи, выразителем которых стал Толстой, витали в обществе.
Протоиерей Г. Ореханов
— Да.
А. Пичугин
— Огромное количество последователей у него все равно было. И потом судьба этих последователей складывалась совершенно по-разному: кто-то оставался проводником этих идей, кто-то возвращался в Церковь, кто-то уходил уже после 1917 года в катакомбы, как тот же Новоселов, например. А что с движением «толстовцев» было все-таки? Насколько они были явными выразителями того времени?
Протоиерей Г. Ореханов
— Да. Дело в том, что слово «толстовцы» надо понимать в двух смыслах — тоже в узком и в широком. В узком смысле это те люди, которые попытались на практике реализовать программу Толстого. То есть, ну, что сделал, например, Новоселов? Он приобрел участок земли. Была община, состоящая из интеллигентов, и очень быстро оказалось, что интеллигенты плохо умеют возделывать землю. У них это всегда — у русских московских и петербургских интеллигентов — всегда, как правило, получается очень плохо. Ну, и когда они стали об этом задумываться, они стали задумываться о том, а вообще верны ли идеи Толстого? То есть вот таких последователей Толстого в узком смысле было, с моей точки зрения, немного. Интересно, что сам Толстой их не очень любил...
А. Пичугин
— Да, это известный факт.
Протоиерей Г. Ореханов
— ...а его жена их просто ненавидела, называла «темными» и пыталась любыми способами в Ясную Поляну не пустить. Но, тем не менее, все-таки какое-то количество этих последователей было.
Я не пишу о них, потому что о них очень мало знаю. Я специально этим не занимался. Я видел один раз книгу, в которой автор пытается проследить их судьбу и говорит о том, что они, например, очень тоже пострадали во времена Большого террора — кто-то из них был уничтожен, кто-то был сослан в Сибирь...
А. Пичугин
— Ну, тут все зависит от того, как их судьба сложилась после с точки зрения их взглядов, воззрений — остались ли они верны вот этим идеям, или дальше их взгляды трансформировали
Протоиерей Г. Ореханов
— Ну, по-разному. Потому что, скажем, Владимир Григорьевич Чертков, который в моей книге очень большую роль играет (и вообще в истории жизни Толстого), он же тоже был «толстовцем». Кстати, вот здесь впервые я попытался реконструировать всю биографию Черткова, в том числе и ту ее часть, которая приходится уже на период большевистский. Он был типичным толстовцем, он от своих взглядов никогда не отрекался, он был борцом за мир, непротивленцем и так далее. И, в конце концов, он стал главным редактором собрания сочинений Толстого.
Другие известные «толстовцы» были высланы из России — например, последний его секретарь Булгаков, который, впрочем, после войны вернулся. То есть по-разному могло это происходить.
А. Пичугин
— Спасибо. У нас минута остается. Давайте еще раз напомним о презентации, о том, где она будет проходить и когда.
Протоиерей Г. Ореханов
— Значит, первая презентация книги будет проходить в торговом центре «Европейский», 4-й этаж, магазин «Читай-город», метро «Киевская». Это будет в пятницу, 28 октября, в 19:00.
А. Митрофанова
— А где книгу можно купить?
Протоиерей Г. Ореханов
— Да, теперь где книгу можно купить. Ну, редакция мне сообщила, что книга будет продаваться во всех крупных московских магазинах, в том числе во всех магазинах сетей «Читай-город» и «Новый Книжный». А кроме того, книгу можно купить во всех Интернет-магазин
А. Митрофанова
— Спасибо Вам большое за этот разговор и за книгу! Кстати говоря, это действительно очень важный и своевременный, как мне кажется, труд, текст, который Вы написали, потому что там — ответы на многие вопросы о том, что с нами происходит. Не раз уже в течение программы сегодня я повторяю эту фразу, но мне кажется, что это как раз и есть основная мысль нашего разговора.
Протоиерей Г. Ореханов
— Спасибо!
А. Митрофанова
— Спасибо! Протоиерей Георгий Ореханов, доктор исторических наук, проректор Свято-Тихоновско
Протоиерей Г. Ореханов
— Спасибо большое.
А. Пичугин
— Алла Митрофанова...
А. Митрофанова
— Алексей Пичугин.
А. Пичугин
— Будьте здоровы!
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема