Родиной христианства является Палестина. Именно здесь жил и проповедовал Господь Иисус Христос. И именно здесь стараниями апостолов, учеников Спасителя, возникла первая в истории община христиан. Центром общины стал Иерусалим – город страданий и воскресения Христа. С Иерусалима начинали свои миссионерские путешествия апостолы. Разойдясь по разным регионам Римской империи или преодолев ее границы, ученики Спасителя рассказывали о своем Учителе и Его подвиге всем встречавшимся на их пути людям. Находясь в дальних странах, апостолы, конечно, вспоминали о Палестине – своей физической и духовной родине. Это была не просто ностальгия, но жгучее переживание за то, в каких условиях существует Иерусалимская Церковь. На протяжении всей своей истории Церковь Палестины находилась и находится на грани исчезновения. Сегодня христиане Святой Земли живут в не всегда дружественном иудео-мусульманском окружении. Две тысячи лет назад ситуация была еще хуже. Христиане Палестины были гонимы – и со стороны Римского государства, и со стороны иудеев. Последователей Спасителя били и часто просто убивали за их веру. Хоть как-то облегчить существование христиан Святой Земли пытался апостол Павел. Путешествуя по территории Римской империи и основывая новые христианские общины, он повсеместно просил обращенных язычников по возможности жертвовать деньги на нужды гонимых христиан Палестины. Не всегда благородный призыв Павла встречал добрый отклик. К примеру, основанная им община Коринфа скупилась и не слишком желала помогать братьям по вере. В своем втором послании к христианам Коринфа апостол Павел просит их забыть про жадность и напоминает, что Бог милостив к тем, кто сам проявляется милость к людям.
Братья, кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. 9.7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. 9.8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, 9.9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. 9.10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, 9.11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Коринф, расположенный на перешейке между Средней Грецией и Пелопоннесом, по преимуществу был заселен торговцами. Восстановленный в 44 году до Рождества Христова по приказу Юлия Цезаря, Коринф с его разрешения был заселен бывшими рабами-вольноотпущенниками. Те, стараясь скорее нажить побольше имущества и финансов, стали с выгодой использовать географическое положение Коринфа и сделали его крупным центром Средиземноморской торговли. После принятия христианства коринфяне не потеряли предпринимательской хватки. Подчас они забывали о том, что христианская совесть должна распространяться на все сферы жизни и полагали, что в отношении денег, собственности могут вести себя как прежде. Апостолу Павлу пришлось положить немало трудов на перевоспитание коринфян. Лично и через послания он убеждал их бороться с жадностью и напоминал, что на щедрость со стороны Бога может рассчитывать только тот, кто сам проявляется щедрость к людям. «Братья, кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет», - обращается Павел к коринфянам и призывает их не сомневаться в милости Господней. Деятельность апостола все же смогла пробудить в душах христиан Коринфа неравнодушие. Коринфяне стали одними из наиболее щедрых благотворителей по отношению к христианам Палестины. Их финансовые пожертвования помогли Иерусалимской Церкви выжить в условиях непрекращавшихся гонений со стороны язычников и иудеев. Принцип, обозначенный апостолом Павлом, во втором послании к коринфянам, действует и сегодня. Тот христианин, который проявляет щедрость и неравнодушие к людям, обязательно получает вознаграждение от Бога.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема












