Николо-Дворищенский собор, или по-другому Никольский собор на Ярославовом Дворище, - один из древнейших храмов Великого Новгорода. Он был заложен на территории княжеского двора в 1113 году и по возрасту уступает лишь Софийскому собору. Точная дата завершения строительства и освящения Никольского собора неизвестна. Принято считать, что произошло это в 1136 году. В то время новгородцы изгнали из своих земель князя Всеволода Мстиславича, и тем самым получили независимость от Киева. И Никольский собор, наряду с Софийским, стал играть важную роль в жизни Новгородской республики. На площадях перед этими храмами проводились вече.
До времен императрицы Елизаветы Петровны храм Николы на Дворище находился в дворцовом ведомстве. А в середине 18 века был передан в ведомство епархии и обращен в городской собор. Однако к концу 18 века отсутствие прихожан стало очень ощутимым. Собор, несмотря на предпринятый ремонт, пришел в упадок и обветшал. Возрождаться он начал в 19 веке. Выросло значение собора во внутрицерковной жизни Новгорода. Были проведены обширные работы по ремонту древней части храма. С запада и севера возвели пристройки.
В обширной пятиглавой постройке отчетливо прослеживается влияние Софии, которая располагается напротив, на другом берегу реки Волхов. Декор фасадов Никольской церкви сдержанный и строгий, в стиле киевских архитектурных традиций начала XII века. К сожалению, из внутренних богатств до нас сохранились лишь небольшие фрагменты фресок 12 века. Это сцены «Страшного суда» и изображения святителей на сводах храма, а также «Иов на гноище». Эта фреска изображает праведного Иова Многострадального и его жену, кормящую мужа с палки, чтобы не заразиться проказой. Согласно Ветхому Завету после всех перенесенных страданий Иов не отрекся от Бога, за что был вознагражден. Ныне этот бесценный памятник живописи оказался под церковным полом. Произошло это за счет того, что в XV столетии в храме значительно подняли половые доски. Остальное сделало время: с ростом культурного слоя подземелье увеличилось.
В 1920-ые годы Никольский собор был открыт для верующих. За прихожанами закреплялось «бесплатное бессрочное пользование Никольского собора». Однако в 1933 году здание собора стали использовать как музей, а службы здесь проводились в большие церковные праздники. Во время Великой Отечественной войны собор был превращен оккупантами в казарму.
Регулярные богослужения возобновились в 1945 году. Но уже в 1962 храм был окончательно передан Новгородскому музею. Началось изучение собора как памятника древнерусской архитектуры.
В конце 90 годов провели масштабную реставрацию. Храму придали внешний вид, максимально близкий к древнему. Никольский храм и все Ярославово дворище внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сегодня Николо-Дворищенский собор входит в состав Новгородского музея-заповедника. Он открыт для посетителей, там действует несколько выставок, посвященных истории Великого Новгорода. Церковь стоит на пересечении Никольской и Большой Московской улиц.
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема