Пятого февраля 1626-ого года царь Михаил Романов венчался с Евдокией Стрешневой. Красавица-невеста то и дело ловила на себе восхищённые взгляды жениха. После бракосочетания свекровь одарила невестку золотым ожерельем с иконой и драгоценными камнями. И благословила на долгую счастливую жизнь с Михаилом. Она такой и получилась, вопреки расхожему мнению о том, что «жениться по любви не может ни один король».
Царь любил супругу. Задарил её украшениями, и в знак доверия и благодарности даже преподнёс личный жезл – символ власти и знак царственного достоинства. Что и говорить, Михаил умел ценить то, что было даровано ему свыше.
Жену он искал долго. В тридцать лет всё ещё оставался холостяком. В 1626-ом году по стране разнеслась весть о том, что в Кремле пройдут смотрины дочерей дворян и бояр. Потенциальные невесты должны были быть, как писалось в грамотах, «ростом, красотою и разумом исполнены». 60 девушек приехали в Москву. Собрались в назначенный день в палате. Царь внимательно вглядывался в каждую, тщетно надеясь увидеть не только красивое лицо, но и душу.
Он хотел уже отказаться от этой затеи, как вдруг увидел одну из служанок – она сопровождала на смотринах свою хозяйку - и лишился дара речи. Михаил сердцем почувствовал, что красивая девушка – добра и простодушна. Мать царя ужаснулась, когда сын сообщил ей, что женится на прислужнице. Умоляла не делать этого, но обычно мягкий Михаил был непреклонен. Он заявил, что его христианский долг вытащить девушку из семьи, где она, как служанка, кроме обид ничего не видела.
Сразу после свадьбы Евдокия стала хозяйкой царских палат. Не сидела без дела, а занималась хозяйством, управляла сёлами, принадлежавшими царской семье, благо жизнь деревни знала хорошо, держала в своих руках финансы двора. А ведь Евдокия была не только женой, но и матерью десятерых детей! На горе родителей шестерых младенцев они потеряли. Вырастили трёх дочерей и одного сына – наследника престола Алексея.
Евдокия Лукьяновна тяжело переживала смерть детей. Утешить царицу не умел никто, кроме Михаила Фёдоровича. Горе сближало супругов. Они были бесконечно преданы друг другу. Ближайшее окружение видело, как взаимная надёжность Романовых, их уверенность друг в друге, отметали все интриги недоброжелателей. А глубокая вера в Бога защищала супругов, помогала справляться с бедами.
Евдокия Лукьяновна подарила мужу то, что он безуспешно искал полжизни – душевный покой и гармонию, на которых и зиждется обыкновенное семейное счастье. Кроме того, супруга ещё и помогала мужу управлять государством. Михаил Фёдорович был тихим, болезненным человеком, и когда его одолевали проблемы, он их не решал, а уходил молиться. В такие периоды Евдокия Лукьяновна брала бразды правления в свои руки, тактично оставаясь при этом в тени. Открыто вмешиваться в дела государственного значения и подрывать авторитет мужа она не считала возможным.
Всего один год не дожили Романовы до празднования двадцатилетия со дня своей свадьбы. Первым от болезни сердца скончался Михаил Фёдорович. Ему было 49 лет. 37-летняя Евдокия Лукьяновна пять недель тосковала по мужу, но пережить разлуку не смогла и тихо ушла вслед за ним.
Михаилу Фёдоровичу и Евдокии Лукьяновне было дано счастье испытать настоящую любовь. Эта любовь, пройдя через многие испытания, положила начало трёхсотлетней династии Романовых.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема