На Петербург опустились белые, словно густое молоко, туманные сумерки. Повеяло прохладой. В парадной зале небольшого уютного особняка на Спасской улице зажгли камин. Мягкие всполохи его огня отражались на шёлковых обоях, персидских коврах и дорогой мебели красного дерева. Можно было подумать, что здесь обитает какой-нибудь обеспеченный аристократ – вот, сейчас он войдёт в комнату, приляжет на диван возле камина, развернёт вечернюю газету…
В комнату действительно вошли. Аккуратно причёсанная женщина в белой косынке поставила на большой круглый стол поднос с чашками дымящегося какао и сладостями. Через минуту в двери залы с весёлым гомоном протиснулась толпа ребят разного возраста.
Когда все расселись, пододвинув поближе какао и печенье, женщина в белой косынке взяла с полки толстую книгу, села на пуфик у камина, и тихим, спокойным голосом, стала читать. Это была Священная история в изложении для детей. А женщину звали Вера Борисовна Перовская. Графиня, фрейлина императорского двора, этот дом она выстроила на собственные деньги, и открыла в нём бесплатную детскую лечебницу – «Ольгин приют для больных».
Вера Перовская назвала так свою больницу в память о родной сестре – известной благотворительнице Ольге Перовской. Следуя её примеру, Вера Борисовна ослепительному блеску бальных нарядов туалетов предпочла простой белый халат сестры милосердия: в приюте она трудилась наравне с остальными, с той лишь разницей, что жалованья не получала.
Зато не уставала вкладывать - не только деньги, но и сердце. Задумав строительство лечебницы-приюта, Вера Борисовна сразу же отказалась от мысли сделать её похожей на другие больницы. «Дети, которые будут в ней жить и лечиться, должны чувствовать себя дома», – твёрдо решила она, и вместо палат устроила самые настоящие детские, с уютными кроватями и игрушками. На стенах висели картины и ковры, а в большой зале с камином обитатели Ольгина приюта могли по вечерам собираться вместе за чашкой чая или какао.
Медицинское обслуживание в лечебнице тоже было на высоте. Сюда принимали детей с любыми заболеваниями, кроме инфекционных. Главным врачом Ольгина приюта Вера Борисовна назначила Генриха Арронета – доктора медицины, автора научных трудов по санаторному лечению.
Количество обитателей приюта с каждым годом росло. Скоро места в небольшом особняке стало катастрофически не хватать. Вера Борисовна, к этому времени истратившая на содержание лечебницы почти все свои сбережения, пыталась найти поддержку у нескольких богатых и знатных особ, но отклика, увы, так и не нашла. В это же самое время Перовскую постиг новый удар – в довольно молодом возрасте умер её любимый племянник Григорий. Однако горе неожиданно обернулось благом для приюта – племянник Перовской свой солидный капитал в наследство тётушке. Так у Веры Борисовны появились деньги на расширение и модернизацию лечебницы.
Вскоре в Ольгином приюте появился ещё один жилой и лечебный корпус, двухэтажный дом для персонала, парк с летними домиками и большим прудом, где пациенты могли отдыхать, любуясь природой. Теперь в названии приюта Вера Борисовна увековечила и имя своего племянника. Он стал именоваться «Ольгиным приютом для больных в память Григория».
Когда началась Первая Мировая война, Вера Перовская открыла в одном из корпусов приюта Лазарет Красного Креста, и сама ухаживала за раненными. А в тысяча девятьсот восемнадцатом году указом новой власти и Лазарет, и Ольгин приют, были расформированы. Правда, учитывая прекрасную приспособленность особняка под медицинское учреждение, в нём было решено открыть туберкулёзную больницу. Само собой, без ковров, картин и каминов – их у Перовской изъяли и увезли в неизвестном направлении. Саму же Веру Борисовну оставили работать в больнице сиделкой. Перовская, к тому времени уже пожилая женщина, была рада продолжать служить людям, но тяжёлая болезнь вскоре помешала ей трудиться. Примечательно, что ни пенсии, ни пособия по инвалидности «бывшая графиня» от советской власти не получила.
Зато память о её благом деле продолжала жить, несмотря ни на что, и живёт до сих пор. Сегодня в бывшем Ольгином приюте располагается Всероссийский центр хирургии костно-суставного туберкулёза у детей, а выстроенное Верой Борисовной здание охраняется государством как памятник архитектуры начала двадцатого века.
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема