На Петербург опустились белые, словно густое молоко, туманные сумерки. Повеяло прохладой. В парадной зале небольшого уютного особняка на Спасской улице зажгли камин. Мягкие всполохи его огня отражались на шёлковых обоях, персидских коврах и дорогой мебели красного дерева. Можно было подумать, что здесь обитает какой-нибудь обеспеченный аристократ – вот, сейчас он войдёт в комнату, приляжет на диван возле камина, развернёт вечернюю газету…
В комнату действительно вошли. Аккуратно причёсанная женщина в белой косынке поставила на большой круглый стол поднос с чашками дымящегося какао и сладостями. Через минуту в двери залы с весёлым гомоном протиснулась толпа ребят разного возраста.
Когда все расселись, пододвинув поближе какао и печенье, женщина в белой косынке взяла с полки толстую книгу, села на пуфик у камина, и тихим, спокойным голосом, стала читать. Это была Священная история в изложении для детей. А женщину звали Вера Борисовна Перовская. Графиня, фрейлина императорского двора, этот дом она выстроила на собственные деньги, и открыла в нём бесплатную детскую лечебницу – «Ольгин приют для больных».
Вера Перовская назвала так свою больницу в память о родной сестре – известной благотворительнице Ольге Перовской. Следуя её примеру, Вера Борисовна ослепительному блеску бальных нарядов туалетов предпочла простой белый халат сестры милосердия: в приюте она трудилась наравне с остальными, с той лишь разницей, что жалованья не получала.
Зато не уставала вкладывать - не только деньги, но и сердце. Задумав строительство лечебницы-приюта, Вера Борисовна сразу же отказалась от мысли сделать её похожей на другие больницы. «Дети, которые будут в ней жить и лечиться, должны чувствовать себя дома», – твёрдо решила она, и вместо палат устроила самые настоящие детские, с уютными кроватями и игрушками. На стенах висели картины и ковры, а в большой зале с камином обитатели Ольгина приюта могли по вечерам собираться вместе за чашкой чая или какао.
Медицинское обслуживание в лечебнице тоже было на высоте. Сюда принимали детей с любыми заболеваниями, кроме инфекционных. Главным врачом Ольгина приюта Вера Борисовна назначила Генриха Арронета – доктора медицины, автора научных трудов по санаторному лечению.
Количество обитателей приюта с каждым годом росло. Скоро места в небольшом особняке стало катастрофически не хватать. Вера Борисовна, к этому времени истратившая на содержание лечебницы почти все свои сбережения, пыталась найти поддержку у нескольких богатых и знатных особ, но отклика, увы, так и не нашла. В это же самое время Перовскую постиг новый удар – в довольно молодом возрасте умер её любимый племянник Григорий. Однако горе неожиданно обернулось благом для приюта – племянник Перовской свой солидный капитал в наследство тётушке. Так у Веры Борисовны появились деньги на расширение и модернизацию лечебницы.
Вскоре в Ольгином приюте появился ещё один жилой и лечебный корпус, двухэтажный дом для персонала, парк с летними домиками и большим прудом, где пациенты могли отдыхать, любуясь природой. Теперь в названии приюта Вера Борисовна увековечила и имя своего племянника. Он стал именоваться «Ольгиным приютом для больных в память Григория».
Когда началась Первая Мировая война, Вера Перовская открыла в одном из корпусов приюта Лазарет Красного Креста, и сама ухаживала за раненными. А в тысяча девятьсот восемнадцатом году указом новой власти и Лазарет, и Ольгин приют, были расформированы. Правда, учитывая прекрасную приспособленность особняка под медицинское учреждение, в нём было решено открыть туберкулёзную больницу. Само собой, без ковров, картин и каминов – их у Перовской изъяли и увезли в неизвестном направлении. Саму же Веру Борисовну оставили работать в больнице сиделкой. Перовская, к тому времени уже пожилая женщина, была рада продолжать служить людям, но тяжёлая болезнь вскоре помешала ей трудиться. Примечательно, что ни пенсии, ни пособия по инвалидности «бывшая графиня» от советской власти не получила.
Зато память о её благом деле продолжала жить, несмотря ни на что, и живёт до сих пор. Сегодня в бывшем Ольгином приюте располагается Всероссийский центр хирургии костно-суставного туберкулёза у детей, а выстроенное Верой Борисовной здание охраняется государством как памятник архитектуры начала двадцатого века.
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема