По правде говоря, я очень боюсь смерти. И даже не из-за неизбежной физической боли и нежелания расставаться с этим прекрасным и удивительным миром, который так люблю. Скорее это такой же страх, какой испытывает студент перед экзаменом. Я боюсь того, что не буду подготовлена должным образом к сдаче этого важнейшего экзамена, не успею или не смогу достойно покаяться перед смертью. Господь говорит, что в чем застанет, в том и будет судить, вот я и страшусь, что Он застанет меня в совершенно неподходящий момент.
Святые отцы говорят, что смерть не свойственна человеческой природе, он стал смертным лишь после грехопадения, поэтому человеку так свойственно бояться смерти, возмущаться ею. Может поэтому у нас существует негласное табу на эту тему. В современном обществе потребления, где главный лозунг "живем один раз", запрещено говорить о таких неудобных темах, как кончина, или о том, что нас ждет после смерти. Мы словно бы идем спиной к смерти, не желая взглянуть ей прямо в лицо, признать ее существование и неотвратимость. При этом все прекрасно понимают, что есть две объективные истины: первая, что мы все умрем. И вторая - нам неизвестно, когда именно.
Для неверующего человека эта аксиома является настоящим камнем преткновения. Он задается вопросом: зачем жить, страдать и радоваться, к чему вся эта суета, если все в конце концов станет прахом, если меня самого не станет на белом свете? Достаток, семья, любимая работа, слава, все земные блага - ничто не в состоянии радовать человека, которого смерть заставила задаться страшным вопросом: зачем все это? Так и произошло с одним из величайших русских писателей и мыслителей, Львом Николаевичем Толстым.
От смертного страха человека может спасти живая вера, упование на милость Божью. Но, к сожалению, Толстой был далек от Церкви, как пишет он в одной из повестей про своего страдающего героя (цитата): “между этими свечами и молебнами и его бедственным теперешним положением нет и не может быть никакой связи». В поисках ответов на эти мучительные вопросы Толстой построил свою религиозно-философскую систему, написал свое евангелие. Но это искусственное, надуманное учение не принесло никому счастья и спасения, и прежде всего - его создателю.
Как можно побороть страх смерти? Парадоксально, но это возможно, лишь постоянно думая о ней. Память смертная - одна из христианских добродетелей. Как сказано в книге Иисуса, сына Сирахова, цитата: "Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь". Если бы неизбежная смерть стала главным ориентиром в нашей жизни, мы бы очень многое делали по-другому. Ведь первые христиане даже жаждали смерти, как желанной встречи со Христом. Если мы будем осознавать ответственность за свою жизнь после смерти и будем готовы всецело положиться на Божье милосердие, тогда смертный страх будет нам неведом.
Для христианской смерти есть прекрасное слово - успение. Оно созвучно со словами "спелость", "успех". Мне же всегда слышится в нём слово "успеть". Человек успел на встречу с Богом, он как евангельская разумная дева, приобрёл за свою жизнь достаточное количество масла -- милосердия и любви -- для свечения своей души. У каждого из нас есть возможность обрести, как говорится в молитве, "христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну», и «добрый ответ на Страшнем Судищи Христове».
«Уныние, отчаяние, депрессия». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина. Разговор шел о чувстве богооставленности. Что делать, когда рушатся все надежды и нападает отчаяние, как не перепутать депрессию с чувством покаяния и как преодолеть грех уныния и научиться верить и доверять Богу.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.