По правде говоря, я очень боюсь смерти. И даже не из-за неизбежной физической боли и нежелания расставаться с этим прекрасным и удивительным миром, который так люблю. Скорее это такой же страх, какой испытывает студент перед экзаменом. Я боюсь того, что не буду подготовлена должным образом к сдаче этого важнейшего экзамена, не успею или не смогу достойно покаяться перед смертью. Господь говорит, что в чем застанет, в том и будет судить, вот я и страшусь, что Он застанет меня в совершенно неподходящий момент.
Святые отцы говорят, что смерть не свойственна человеческой природе, он стал смертным лишь после грехопадения, поэтому человеку так свойственно бояться смерти, возмущаться ею. Может поэтому у нас существует негласное табу на эту тему. В современном обществе потребления, где главный лозунг "живем один раз", запрещено говорить о таких неудобных темах, как кончина, или о том, что нас ждет после смерти. Мы словно бы идем спиной к смерти, не желая взглянуть ей прямо в лицо, признать ее существование и неотвратимость. При этом все прекрасно понимают, что есть две объективные истины: первая, что мы все умрем. И вторая - нам неизвестно, когда именно.
Для неверующего человека эта аксиома является настоящим камнем преткновения. Он задается вопросом: зачем жить, страдать и радоваться, к чему вся эта суета, если все в конце концов станет прахом, если меня самого не станет на белом свете? Достаток, семья, любимая работа, слава, все земные блага - ничто не в состоянии радовать человека, которого смерть заставила задаться страшным вопросом: зачем все это? Так и произошло с одним из величайших русских писателей и мыслителей, Львом Николаевичем Толстым.
От смертного страха человека может спасти живая вера, упование на милость Божью. Но, к сожалению, Толстой был далек от Церкви, как пишет он в одной из повестей про своего страдающего героя (цитата): “между этими свечами и молебнами и его бедственным теперешним положением нет и не может быть никакой связи». В поисках ответов на эти мучительные вопросы Толстой построил свою религиозно-философскую систему, написал свое евангелие. Но это искусственное, надуманное учение не принесло никому счастья и спасения, и прежде всего - его создателю.
Как можно побороть страх смерти? Парадоксально, но это возможно, лишь постоянно думая о ней. Память смертная - одна из христианских добродетелей. Как сказано в книге Иисуса, сына Сирахова, цитата: "Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь". Если бы неизбежная смерть стала главным ориентиром в нашей жизни, мы бы очень многое делали по-другому. Ведь первые христиане даже жаждали смерти, как желанной встречи со Христом. Если мы будем осознавать ответственность за свою жизнь после смерти и будем готовы всецело положиться на Божье милосердие, тогда смертный страх будет нам неведом.
Для христианской смерти есть прекрасное слово - успение. Оно созвучно со словами "спелость", "успех". Мне же всегда слышится в нём слово "успеть". Человек успел на встречу с Богом, он как евангельская разумная дева, приобрёл за свою жизнь достаточное количество масла -- милосердия и любви -- для свечения своей души. У каждого из нас есть возможность обрести, как говорится в молитве, "христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну», и «добрый ответ на Страшнем Судищи Христове».
«Мученица Татьяна Гримблит». Священник Анатолий Правдолюбов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о разных примерах подвига новомучеников, в частности о служении мученицы Татьяны Гримблит, посвятившей себя помощи заключенным.
Отец Анатолий приводит воспоминания Марии Николаевны Красноцветовой о Москве конца 1920-х годов, в которой привычные святыни исчезали, а город менялся на глазах. Вспоминается судьба священника Александра Тетюева и слова его дочери, передающие страх той эпохи и верность, которой жили их семьи.
Гость говорит о времени «первой безбожной пятилетки», о закрытии храмов и о результатах переписи 1937 года, неожиданно подтвердившей сохранение веры в народе.
Главная часть беседы посвящена мученице Татьяне Николаевне Гримблит. Отец Анатолий рассказывает о её юности, помощи заключённым и ссыльным, о её стойкости в ссылках, о словах о нательном кресте и о последних днях перед расстрелом на Бутовском полигоне. В завершение звучит напоминание о том, что её жизнь стала исполнением заповеди о любви к ближнему, которую она не откладывала ни при каких обстоятельствах.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
17 декабря. О богословском труде «Точное изложение православной веры»

Сегодня 17 декабря. День памяти преподобного Иоанна Дамаскина, жившего в восьмом веке.
О его богословском труде «Точное изложение православной веры» — священник Захарий Савельев.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 декабря. О духовном смысле молитвы апостола Павла

В 4-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!».
О духовном смысле молитвы апостола Павла — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема











