Мой друг, новосел, который только что купил новую квартиру, рассказывает про своего соседа: «Ты знаешь, какой он вредный? Он никогда не здоровается со мной в подъезде! А ведь он мой новый сосед! Я спросил его, какие у него проблемы? Да, я купил квартиру по соседству, я что теперь – новый русский? Мне что, нельзя купить квартиру? Он говорит, дети шумят. Это потому что у него самого детей нет! И дверью хлопают, когда поздно приходят домой. И громко по ночам смотрят боевики по телевизору. Что нам, не жить что ли? А он не здоровается – и все тут. Что за человек…»
Плохие соседи – это проблема. Ведь с ними часто встречаешься в лифте. Они могут своей вредностью испортить настроение на целый день. Но в этом же доме живет очаровательная маленькая консьержка из Узбекистана. Там она оставила на бабушку четверых детей. И часто уезжает туда пожить. Но и здесь ей нравится: она украшает подъезд смешными картинами, пишет жильцам послания на праздники, населила палисадник у подъезда гномами и мягкими игрушками. Игрушки, правда, быстро сыреют и портятся. Но с ней сосед, действительно одинокий, разговаривает очень подолгу и с удовольствием. Невозможно иначе: веселушка узбечка расточает вокруг себя тепло привезенное видимо из своей более солнечной страны. И она искренне сокрушается, когда у соседа кашель. И когда он сломал палец на ноге, добыла у жильцов для него костыли. «Костыли – они же нужны только тогда, когда ты что-то сломаешь. Дальше их держать у себя вредно!» – объясняет она. Почему с одними людьми все пушисты и откровенны, а с другими – ну просто чудовища?
Помните чудесную песню Новеллы Матвеевой про то, что неудачно налепившая кукол и клоунов из пластилина девочка называет их дурехами и дураками, а два мудрых брата «подошли и говорят. Ты их лепишь плоховато, ты их любишь маловато – разве кукла виновата, разве клоун виноват?»
Очень забавно, что следующий пример располагающей стопроцентно к себе личности – уже не узбечка из дома друга, а наш приятель из Брюсселя, посол Люксембурга Ги де Мюзер. Этот огромного роста, красивый седой старик, который, по-моему, только и делает в свободное время, что занимается благотворительностью, имел дело всю жизнь с самыми знаменитыми и сильными мира сего. Так вот, когда ты, простой, в общем-то, смертный, разговариваешь с ним – ты вдруг понимаешь, НАСКОЛЬКО этому большому человеку ты интересен. Ты буквально растешь в собственных глазах – причем растешь как Алиса съевшая пирожок – мощно и стремительно. Ты так интересен ТАКОМУ человеку! Видишь, как он всей душой интересуется твоей жизнью. Как-то Ги пришел к нам в гости в Москве после высокого приема в каком-то пафосном месте. Я сидела дома с младенцем, к приезду Ги варила суп из картошки и горошка. Да да, у меня было убеждение, что все люди, даже послы, будут рады моему вегетарианскому супу из горошка. К тому же я почти не солила еду. Ну, здоровый образ жизни, к тому же – пост. Ги с живейшим интересом расспросил меня обо всем, чего он не знал, но видимо давно хотел узнать о младенцах, отведал моего супа и нашелся, как его похвалить. « Я так много ем всякой сложной странной еды на этих приемах – сказал посол. – Мой желудок просто отдыхает от вашего чудесного супчика. Однако передайте мне пожалуйста соль – в Библии ведь нигде не сказано, что соль есть нельзя?»
Есть люди, с которыми расцветают рядом все. Они могут быть и большими послами и маленькими консьержками. Главное – они растворяют агрессию этого мира в своей возвышенной и деликатной любви к людям. Как хочется встать на цыпочки и дотянуться до этих высоких людей!
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».