Наиболее гонимой религией в мире в настоящие дни является христианство. Христиане различных конфессий в большом количестве гибнут в некоторых регионах Африки и Азии. Как показывают исследования, каждые пять минут в мире за веру умирает один христианин. Данное печальное положение дел, к сожалению, не является чем-то удивительным. С самого начала своей истории на территории Римской империи Христианская церковь была гонима. Насильственную смерть через казнь на кресте принял Иисус Христос. От рук гонителей погибли почти все ученики Спасителя - святые апостолы. До мучительной казни апостолам и многим другим христианам пришлось претерпеть множество лишений, побоев и пыток. Причиной всех этих испытаний была верность учению Спасителя. Обвинения, которые апостолам предъявлялись, были почти всегда надуманными. Единственной правдивой причиной, обречь христианина на казнь, было его нежелание почитать римского императора в качестве бога. Первым императором Рима, который был обожествлен, являлся Октавиан Август. Начиная со времени его правления следование культу императора стало обязательным. Неверие в божество правителя Рима рассматривалось государством как преступление, каравшееся смертной казнью. Данная норма действовала до начала четвертого века, когда ее упразднил святой император Константин Великий. До того многие христиане публично отказывались чтить императора как бога и за это сначала попадали в тюрьмы, а затем отправлялись на казнь. Среди погибших от рук язычников в те годы был апостол Павел, которому в Риме примерно в 68 году по приказу императора Нерона отрубили голову. Павел попал в Рим вынужденно - апостола этапировали туда по решению Иерусалимского суда. Павла ложно обвинили в том, что он приводит язычников в храм Соломона - главное святилище иудеев, куда неиудеям вход был строго запрещен. Видя, что добиться правды невозможно, апостол воспользовался правом римского гражданина и потребовал суда императора, поэтому и был направлен в столицу. Еще до упомянутых печальных событий апостол Павел направил христианам Рима послание, в котором как будто предчувствует горестные испытания:
Братья, 15.30 умоляю вас Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, 15.31 чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, 15.32 дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами. 15.33 Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.
Апостол Павел написал послание к христианам Рима в 58 году, находясь в Коринфе. Намереваясь отправиться в Иерусалим на праздник Пасхи, апостол предполагал, что в Палестине его ждет недобрый прием. Местные иудейские вожди буквально ненавидели Павла за проповедь христианства в еврейской среде. Своих гонителей апостол в послании к римлянам называет "неверующими в Иудее". Павел этим указывает, что иудеи, говоря о своей вере в Бога, на самом деле лукавили. Они, зная, что Иисус это Мессия, сознательным образом игнорировали исполнение во Христе ветхозаветных пророчеств и упорно не верили в Его божественное достоинство. Из текста послания видно, что Павел почти потерял надежду обратить иудейских вождей в христианство - но не потому, что это было тяжело, а из-за их упорных неверия и противления Христу. Завершается сегодняшний отрывок из послания к римлянам пожеланием апостола Павла прибыть в столицу империи и разделить радость общения с местными христианами. Желание Павла осуществилось, хотя и несколько иным образом, чем он планировал. Павел прибыл в столицу не сам, его туда привезли в кандалах, но тюремные оковы, и прочие горести, которые он перенес в Риме, не омрачили радости апостола от служения местным христианам.
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова