С самого раннего времени своего существования христианство являлось религией общины. В первом веке немногочисленные еще последователи Спасителя, окруженные довольно агрессивной иудео-языческой средой, образовывали общины, в рамках которых поддерживали друг друга, искренне разделяя между собой радости и скорби. Именно в ту эпоху появились принципы современной благотворительности, поскольку ранние христиане укрепляли друг друга не только эмоционально, но и финансово. Кроме того, древние ученики Спасителя ежедневно собирались на богослужения, все вместе участвуя в таинстве Евхаристии. Благодаря такой интенсивности общинной духовной жизни еще в первом веке Христианская Церковь получила греческое именованное «экклесиа», что в переводе на русский язык означает «собрание». Главное богослужение христиан получило схожее название – Литургия - в переводе с греческого «общее дело». Общинность, проявлявшаяся и в богослужении, и вне его, стала отличительной особенностью христианской религии. Что, надо сказать, сильно отличало учеников Спасителя от языческого окружения. К примеру, у христиан не было принято отказываться от больных или старых родственников - в то время как язычники подчас изгоняли из своих домов тех домочадцев, кто по какой-то причине становился для семьи обузой. Безусловно, не следует абсолютизировать ситуацию. И в языческой среде имелись примеры благочестивой жизни, как, впрочем, и не все последователи Спасителя соответствовали высоким идеалам христианской жизни. Именно к таким членам Церкви обращается в своем послании к римским христианам апостол Павел. Отрывок из послания к римлянам читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 15.1 мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. 15.2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. 15.3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. 15.4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. 15.5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, 15.6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. 15.7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.
В прозвучавшем отрывке из послания к Римлянам апостол Павел кратко, но емко излагает принципы христианского благочестия. Павел буквально настаивает на том, чтобы последователи Спасителя, проживавшие в Риме в середине первого века, сохраняли свою общину. Апостол ясно осознавал, насколько трудно римским христианам было жить в соответствии с заповедями Христа. Столица империи была одновременно и столицей античного язычества. В Риме процветали многочисленные культы. Некоторые из них, например культ Венеры или Афродиты, были прямо связаны с развратным поведением. Единственным способом для христиан не поддаться искушениям и сохранить чистоту души апостол Павел видит общину, благодаря которой последователи Спасителя могли бы противостоять языческой среде не поодиночке, а сплотившись вместе. Что, впрочем, также было не просто. Павел понимает, что жизнь в общине подразумевает большое терпение, когда христианин частично отказывается от своих приоритетов в пользу ближнего. Поэтому для воодушевления читателей апостол Павел приводит в тексте послания пример Иисуса Христа, Который вовсе отказался от земного счастья ради счастья людей. Павел призывает своих читателей подражать Спасителю и говорит, что настоящая радость жизни дается Богом христианину только в том случае, если он (христианин) проявляет искренние заботу и любовь к окружающим его людям.
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM