Летом тысяча девятьсот пятнадцатого года, в разгар Первой мировой войны, под городом Луцком, что на Волыни, шли бои. Гремели орудия, разрывались снаряды… Раненый в голову солдат, лёжа на земле, громко просил воды. Однако под шквальным вражеским огнём санитарам к нему было не подобраться. Бедняга истекал кровью, глаза его заволакивал туман… Но вдруг из этого тумана вышла женская фигура в светлом платье. Она склонилась над солдатом, прижала к его пересохшим губам флягу с водой. Напоив раненого, женщина осторожно перевязала ему рану. Пули свистели прямо над её головой, но дама, казалось, их не замечала. «Вы, наверное, мой ангел?» – спросил женщину раненый. Она улыбнулась: «Нет, я – твоя сестра».
Для баронессы, великосветской интеллектуалки, писательницы и переводчика Варвары Ивановны Икскуль фон Гильденбанд все титулы и звания оставались где-то бесконечно далеко от дымящихся полей сражений. Здесь для солдат она была просто сестрой – сестрой милосердия, готовой выносить раненых из-под пуль и, не смыкая глаз, ухаживать за ними в походном госпитале. Во время боёв под Луцком Варваре Ивановне было шестьдесят четыре года. Она возглавляла Кауфманскую общину сестёр милосердия.
Но и тогда, и несколькими годами ранее – на Балканах, куда баронесса выехала на фронт военных действий Болгарии против Османской империи –Варвара Ивановна предпочитала не руководить сёстрами, а вдохновлять их личным примером. В тысяча девятьсот шестнадцатом за самоотверженную работу на передовой она удостоилась Георгиевского креста.
«Женщина-загадка» – называли баронессу Икскуль фон Гильденбанд современники. Писатель и поэт Дмитрий Мережковский посвятил ей двенадцать своих стихотворений; художник Илья Репин запечатлел в знаменитом портрете «Дама в красном платье». Ею восхищались Чехов, Нестеров, Ходасевич, Мамин-Сибиряк. И дело было не в обычной женской привлекательности, хотя Варвара Ивановна действительно была очень красива. В ней ощущалась, прежде всего, красота внутренняя, душевная чистота, искренность, неравнодушие. Она любила людей. Люди это чувствовали и невольно откликались.
Любовь к людям побуждала Варвару Ивановну ехать туда, где более всего нуждались в помощи. В тысяча восемьсот девяносто втором году она отправилась в Казанскую губернию, охваченную голодом. С собой баронесса везла обоз с провизией. Переезжая из деревни в деревню, она устраивала народные столовые, сама стряпала и подавал еду голодающим. Не побоялась въехать и в село Нижняя Серда, в котором была эпидемия оспы. Ухаживая там за больными, Варвара Ивановна заразилась и едва не умерла.
В Петербурге баронесса Икскуль фон Гильденбанд организовывала всевозможные благотворительные акции – балы, музыкальные вечера, выставки и спектакли, вся выручка от которых шла в помощь нуждающимся: для поддержки неимущих студентов и учащихся, на пожертвования в сиротские приюты и дома призрения. Варвара Ивановна стояла у истоков создания Женского медицинского института при Петропавловской больнице в Петербурге. Совместно с известным издателем Иваном Сытиным баронесса выпустила несколько серий дешёвых книг специально для крестьян и малоимущих, познакомив их с произведениями Достоевского, Гоголя, Гаршина. Она активно помогала Красному Кресту в деле устройства школ для младшего медицинского персонала и создании сестринских общин. И, как логический итог, сама стала сестрой милосердия – бесстрашной, самоотверженной, готовой по-Евангельски положить жизнь свою за други своя.
Умерла баронесса Икскуль фон Гильденбанд в эмиграции, в Париже. Советская власть не оценила её трудов во имя ближних. Впрочем, Варвара Ивановна ни от кого и никогда не ждала признания. «Я живу, позабыв себя», – писала она одной из своих подруг. Другие до сих пор о ней помнят…
1 ноября. Об ответе Господа на смиренную просьбу и веру римского сотника
В 7-й главе Евангелия от Луки есть слова сотника, сказанные Христу: «Скажи слово, и выздоровеет слуга мой».
Об ответе Господа на смиренную просьбу и веру римского сотника — протоиерей Илья Кочуров.
Сотник, а это, сразу надо сказать, не иудей, не человек, живущий по закону Моисея, а язычник, который трудится и работает на Римскую империю. Он приходит ко Христу, чтобы просить его не за какого-нибудь своего близкого, родственника или друга.
Отрок, как здесь имеется в виду, — это слуга. Сотник, довольно высокопоставленный военный чиновник, обращается ко Христу, то есть он превозмогает свою гордыню, переступает через своё положение и идёт заботиться о слуге.
Это, конечно, для нас очень яркий пример того, как мы должны относиться ко всем своим ближним. Не только тот, кто нам близок или очень дорог, а любой человек, кто находится рядом с нами в данный момент, заслуживает нашего особого внимания и нашего милосердного участия.
И как мы видим в данном случае в Священном Писании, Господь тут же отвечает на веру сотника. Он действительно говорит лишь одно слово, и слуга тут же исцеляется.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 ноября. О помощи святого преподобного Иоанна Рыльского при молитвенном обращении к нему

Сегодня 1 ноября. Церковь празднует Перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского.
О помощи святого при молитвенном обращении к нему — священник Николай Конюхов.
К этому святому в своё время обращалось множество людей, у которых были дети вольны беснованием. И, как и многие древние подвижники, у него получалось с помощью молитвы, с помощью своей глубокой веры и подвижнической жизни исцелить их от этого недуга.
И пускай сейчас мы не всегда наблюдаем вот это такое страшное явление беснования открыто, хотя до сих пор в некоторых местах есть такие свидетельства. Тем не менее, даже просто в нашей повседневной жизни мы сами иногда заболеваем неким недугом, который со стороны выглядит как беснование. Когда мы в злобе кричим на детей, когда мы находимся в состоянии какой-то надменности и гордыни, когда у нас случаются какие-то греховные приступы, мы сами как одержимы злым духом.
И как важно иметь таких важных помощников, защитников, как преподобный Иоанн, которые могут нам в эту минуту помочь. И вспомним о том чудодейственном даре, которым обладал преподобный Иоанн, и попросим его о помощи, чтобы нам избавиться от этого злого одержания.
Есть надежда, что преподобный Иоанн поможет нам вместо продолжающегося беснования остановиться и, от сердца помолившись, очиститься от вот этого злого духа и проявить к ближним любовь, а не злобу.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 ноября. О благословении преподобного Сергия Радонежского на поминовение усопших воинов

Сегодня 1 ноября. Димитриевская родительская суббота.
О благословении преподобного Сергия Радонежского на поминовение усопших воинов — игумен Лука (Степанов).
После великой битвы на Куликовом поле князь Дмитрий Донской, получивший благословение самого преподобного Сергия на эту победоносную, важнейшую для нашего Отечества битву, велел поминать воинов, отдавших жизни свои за наше Отечество, церковным чином, поскольку не все имена погибших воинов были известны.
О тех, кто был поименован, возносились усердные молитвы, но общее церковное поминовение о всех вождях и воинах, на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положивших, было установлено совершать в субботу, накануне празднования Дня Ангела благоверного князя Дмитрия, Дня памяти великомученика Димитрия Солунского, мироточивого, образ которого предшествовал нашим войскам и благодатная помощь которого всегда исповедовалась самим нашим благоверным князем.
Так вот, в субботу, накануне Дня памяти великомученика Димитрия, установлено с тех времен совершать эту вселенскую панихиду, всеобщее поминовение усопших, в которой мы единодушно молимся об упокоении душ наших героев, в прежние века и в наше время отдавших жизни свои за други своя, защищая наше православное Отечество.
Все выпуски программы Актуальная тема








