«…Президиум областного Совета, выполняя волю революции, постановил: бывшего царя Николая Романова, виновного в бесчисленных кровавых преступлениях перед народом, – расстрелять!»
Доподлинно неизвестно зачитал ли эти слова чекист Яков Юровский в ночь на 17 июля 1918 года в подвале дома инженера Ипатьева, но официальный текст приговора был именно таков. В ту далёкую ночь в расстрельной комнате погибла вся семья последнего русского императора – он сам, супруга Александра Фёдоровна, царевич Алексей, Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, а также верные слуги царской семьи: доктор Боткин, лакей Трупп, горничная Демидова и повар Харитонов.
Сейчас эта комната находится в правом приделе Нижнего храма знаменитого екатеринбургского
Храма-на-крови, который одновременно является и памятником. Он возведён точно на месте «Дома особого назначения», которое некоторые теперь называют «уральской Голгофой».
Первая закладка камня в основание храма состоялась ещё в начале 90-х годов. Но лишь после освящения места строительства Патриархом Алексием II в сентябре 2000-го года, строительство начало продвигаться быстрыми темпами и было завершено в течение трёх лет. Построен храм в русско-византийском стиле. Интересный факт: 17 октября 2002 года на звонницу храма были водружены 11 колоколов. Средства на их изготовление были собраны в результате проведения благотворительной акции «Колокола покаяния».
Храм-на-Крови включает в себя два храма – нижний и верхний. Нижний является символом прошлого и того страшного события, которое здесь произошло. Это заупокойный храм памяти Романовых. Он выполнен в очень строгом спокойном стиле и включает в себя, в том числе, и расстрельную комнату с подлинными останками конструкции Ипатьевского дома.
Помимо молитвенной части, в Нижнем храме расположена и музейная. Именно здесь, к примеру, можно найти переписанное рукой Великой княжны Ольги стихотворение Бехтеева «Молитва», а также её знаменитое письмо из заключения, передающее последнюю волю императора: "Отец просит передать всем…, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь".
Верхний храм намного просторней и светлей. Он олицетворяет собой возрождение России. Именно здесь проходят богослужения. По замыслу архитекторов, как прошлое соединяется с будущим, так и Нижний храм соединяется с Верхним. Между Верхним и Нижним храмами существует двухсветное пронизывающее пространство. Из расстрельной комнаты вверх поднимается шатёр, выходящий в иконостас Верхнего храма, где сделан проём, через который можно сверху видеть место гибели Романовых.
Много сказано слов, много сломано копий вокруг расстрела последнего российского императора… Безусловно, на мой взгляд, одно: и его кончина, и уж тем более его семьи, была христианской и мученической. А значит, является не только печальной, но и святой страницей истории нашего города.
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.