Иногда в небольшом лирическом стихотворении можно передать так много – даже библейские истории, которым уже не одна тысяча лет.
Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о праведной ветхозаветной жене Руфи и стихотворении Инны Лиснянской «Руфь».
В Ветхом Завете есть книга, дающая особое представление о повседневной жизни древних израильтян – «Книга Руфи».
Однажды в земле израильской случилась засуха, и некий Елимелех с женой Ноеминью и двумя сыновьями, спасаясь от голода, переселилились в землю Моавитскую. Там сыновья женились на моавитянках, одну из них звали Руфь.
Когда через десять лет в земле израильской настали урожайные годы, Ноеминь, к тому времени уже вдова, лишившаяся обоих сыновей, решила возвратиться на родину. Ее невестка Руфь захотела пойти вместе со свекровью, сказав: «Где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет твоим народом, и твой Бог будет моим Богом…»
Стихотворение Инны Лиснянской «Руфь» на ветхозаветный сюжет проникнуто удивительным сочувствием к моавитянке, которая по веления сердца отправилась в неизвестность.
Инна Лиснянская:
Следует долг за любовью,
Не сэкономлю слова, –
Твёрдо идет за свекровью
Руфь, молодая вдова.
Сладко ль идти на чужбину,
Знает лишь Бог да она,
Бьются пожитки о спину,
Ноют плечо и спина,
И образуется ранка, –
Груб сыромятный ремень,
Смуглая моавитянка
Жарит на ужин ячмень.
Женщины пришли в Вифлеем как раз во время жатвы ячменя. Чтобы прокормить себя и свою свекровь, Руфь стала собирать оставшиеся после жатвы колосья, как это позволялось беднякам по закону Моисееву.
Поле, на котором Руфь собирала колосья, принадлежало знатному и богатому человеку по имени Вооз, родственнику ее покойного свекра. И когда Руфь, по совету свекрови, напомнила ему о родстве, Вооз оказал иноземке особое внимание. А потом и вовсе по разрешению еврейских старейшин взял трудолюбивую, скромную моавитянку в жены.
От этого брака родился сын Овид, а от него родился Иессей – отец царя Давида. Таким образом, моавитянка Руфь стала прабабушкой царя Давида.
Иисус Христос тоже был из рода царя Давида – Он родится позже, тысячу с лишним лет спустя после того, как Руфь вместе со свекровью отправилась в Вифлеем.
После смерти мужа Руфь, как говорится в Библии, не захотела возвращаться к народу своему и к своим многочисленным богам. Оставив поклонение кумирам, она уверовала в Единого Истинного Бога, сотворившего небо и землю.
Инна Лиснянская:
А за спиною – кумиры
И дорогая родня.
Но милосердием мирры
Пахнет зерно ячменя.
До Вифлеема не близко,
Нет при дороге воды, –
Горсточка зерен да искра –
Искра грядущей звезды…
Искорка от костра, на котором Руфь в пути жарит ячменные зерна – и «искра грядущей звезды» - конечно же, Вифлеемской звезды, что через тысячу с лишним лет взойдет над землей, знаменуя рождение Иисуса Христа - в стихотворении Инны Лиснянской «Руфь» эти два огонька словно сигналят друг другу, преодолевая расстояние длиной в тысячу лет.
Время Ветхого и Нового Завета смыкается при помощи всего одной образной строки.
За свое поэтическое творчество русская поэтесса Инна Львовна Лиснянская удостоилась многих высоких наград. Премию Александра Солженицына ей вручили с формулировкой – «за прозрачную глубину русского слова и многолетне явленную в нем поэзию сострадания».
Поэзия сострадания Инны Лиснянской проявилась и во многих стихотворениях на библейские темы, в том числе о моавитянке Руфь, которую Православная церковь почитает в ряду святых ветхозаветных жен.
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Смоленская икона Божией Матери
Одигитрия в переводе с греческого означает Путеводительница. Так называется один из самых древних образов Божией Матери. Считается, что его написал апостол Лука ещё во время земной жизни Царицы Небесной. На протяжении столетий люди делали копии святого изображения. Один из списков был создан в Константинополе в одиннадцатом веке. По преданию, этой иконой Византийский император Константин Мономах благословил свою дочь на брак с русским князем Всеволодом Ярославичем.
Святыню унаследовал сын Всеволода, Владимир Мономах. Он перенёс фамильную реликвию из Чернигова, первого своего удела, в Смоленск. С тех пор древняя икона стала именоваться по названию этого города, Смоленской. Специально для святыни был построен Успенский собор, где она хранилась триста лет. По молитвам Богородице перед Её Смоленским образом совершались многочисленные чудеса.
В четырнадцатом столетии древняя реликвия впервые покинула Смоленск. Город был захвачен литовскими войсками, и благодатный образ, спасая от поругания, перенесли в Москву. Там он пребывал в Благовещенском соборе Кремля. В 1456 году Смоленский епископ Мисаил попросил московского князя Василия Третьего возвратить святыню. Просьба была исполнена, чудотворная икона вернулась в город, который подарил ей наименование.
В 1812 году, во время войны с Наполеоном, реликвия вновь покинула пределы Смоленска. Образ Царицы Небесной крестным ходом доставили в московский Успенский собор, где совершили торжественный молебен об избавлении от врага. Затем икону Пречистой Девы с молитвой пронесли вокруг столицы. Тысячи людей просили Богородицу о даровании победы русскому оружию. Сам полководец Михаил Кутузов преклонил колени перед Смоленской иконой. И молитвы были услышаны! После освобождения Русской земли святыня вновь вернулась в кафедральный собор Смоленска.
Советская власть в тридцатых годах двадцатого века устроила в храме Успения Богородицы антирелигиозный музей. Но Смоленскую икону безбожники не тронули. Она по-прежнему пребывала на своём, веками освящённом месте, и верующие посетители тайно возносили молитвы перед светлым Ликом Божией Матери.
Во время Великой Отечественной войны Смоленск захватили фашисты. При отступлении в 1943 году они вывезли из города многие ценности, и в их числе — Смоленскую икону. С тех пор о местонахождении чудотворного образа ничего не известно. Но остается надежда, что когда-нибудь Божия Матерь утешит жителей Смоленска возвращением святыни!
Все выпуски программы Небесная Заступница
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение