Читая в Библии о древних событиях, неизбежно задумываешься о современности, - такое открытие сделал для себя учёный-библеист, сотрудник института Востоковедения Российской Академии наук, переводчик, публицист и писатель Андрей Десницкий. Может быть, поэтому его книги, в которых он делится с читателями размышлениями на библейские темы, всегда написаны таким свежим, современным, доступным и понятным языком. Как, например, сборник очерков под названием «Сорок Библейских портретов» - книга, главная цель которой, по замыслу самого Андрея Десницкого – поближе познакомить читателя с людьми, о которых говорит Священное Писание.
Первыми на страницах книги мы встречаем, конечно, Адама и Еву. Но автор не просто пересказывает известные всем сюжеты о сотворении мира и человека, грехопадении и изгнании из Рая. Он рассуждает обо всём этом, давая читателю возможность погрузиться в глубочайший драматизм того, что случилось в Эдеме. Скрупулёзно поработав с текстом, в том числе, с оригиналами на древнееврейском, автор реконструирует события живо и многогранно; историю Адама и Евы воспринимаешь так, словно она только что произошла на твоих глазах.
При этом в своих «Сорока Библейских портретах» Андрей Десницкий не обязательно предельно концентрируется на личности того, о ком пишет. Иногда, чтобы раскрыть персонаж, требуется внимательно изучить его окружение или исторический срез времени, в котором он жил. Например, увидеть пророка Илию глазами бедной вдовы, в доме у которой он жил; Моисея – глазами народа, который он вывел из Египетского плена. Автор ещё в предисловии предупреждает о том, что некоторые его портреты получились парными – ведь просто невозможно представить себе, к примеру, Авраама без Сарры, Самуила без Саула.
Весьма любопытен и рассказ о личностях Нового Завета – Иоанне Крестителе, Деве Марии и Иосифе, апостолах. Знание евангельского текста позволяет автору порой делать весьма смелые предположения – например, о том, откуда евангелист Лука мог узнать эпизод из детства Христа, которого в других Евангелиях нет. Тот самый, когда маленький Иисус в праздник Пасхи остался в Иерусалимском храме, а Мария с Иосифом повсюду искали его.
Плавно и неспешно, от персонажа к персонажу, автор проводит нас через весь Ветхий и Новый Завет. Мы становимся свидетелями потрясающих событий, невероятных чудес, а главное – подлинных человеческих жизней, центром которых является Бог. И хотя с тех пор минуло много тысяч лет, ничего не изменилось - считает Андрей Десницкий. Бог всё так же рядом с нами. Это можно почувствовать, пристальней вглядевшись в «Сорок Библейских портретов».
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.