«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается….» Как же это «не скоро»? Пять быстрых лет ушло на выпуск пяти основательных книг, наполненных письмами, фотографиями, воспоминаниями, картинами и картинками. И каждая – родная друг другу, как пальцы на руке.
И на каждой – это волшебное слово: Васнецов.
Который из них? – спросит слушатель.
А – тот, что ближе всех к нам: сказочный, пряничный, лубочный. Тот, что «Ладушки» и «Теремок», «Радуга-дуга» и «Краденое солнце», «Кошкин дом» и «Гуси-лебеди». Великий иллюстратор детского чтения. Даже так: чтения – детям.
Завершительная книга этой уникальной серии 2011–2015 годов – передо мною. На обложке – медведь с балалайкой глядит себе на солнышко.
«Семейный архив. Юрий Васнецов. Материалы к биографии великого художника». Рядом с фотографией семьи Васнецовых (Вятка, 1930-е) – статья писателя и журналиста Дмитрия Шеварова «Ладушкины дети». В эпиграфе – строка из акафиста Пресвятой Богородице в честь Ея иконы, именуемой «Умиление»: «Радуйся, милости море безбрежное…» Послушаем автора предисловия.
«…Кажется неслучайным, что именно Юрий Алексеевич Васнецов (заботливый сын своих родителей и нежный отец двух дочек) нашел изобразительный язык для общения с самыми маленькими читателями. Его звери, его ладушки и чикалочки не приторны и не забавны, они – простодушно-таинственны.
Васнецов говорил: “Нельзя все страшно досказывать, прорисовывать...” Он считал, что малышам, чья душа еще открыта небесному, ангельскому, не очень важны подробности плоти и детали пейзажа. Малыши тянутся к идеальным образам, круглым и бесплотным. Вот почему васнецовскому зайцу или васнецовскому медведю не нужны имена. Это просто Заяц и Медведь…»
Моя «Закладка» – всегда какой-то вопрос или сигнал самому себе. И таких прямых сигналов-размышлений нынче два. Первый: изумление перед усилиями дочерей художника – Елизаветы Юрьевны и Натальи Юрьевны – по хранению и сохранению семейного архива отца. То, что они сделали и делают – увы, не переносится на наследие многих других иллюстраторов детских книг. Издатели семейного архива Юрия Васнецова (проект псковичан Биговчих, московско-питерское издательство «Красный пароход») пишут верно: и рукописи горят и дело это – семейные архивы – сложное.
А вот Васнецовы – смогли, сохранили такое чудо.
…Кажется, именно эти книги и станут для меня напутствием к поиску захоронения моей прабабушки, у затерянной ныне могилы которой я бывал когда-то в младенчестве. Помню, помню засыпанный желтыми листьями холмик, помню березы над ним. Надо ехать. И ведь примерно знаю – куда.
И второе размышление. Сама тайна драматической судьбы великого художника, прикоснувшись к которой, помимо прочего, сознаёшь: детство никогда не кончалось. Память о нём жива, она дремала где-то там, в глубине, растворившись в твоём личном советском прошлом, а эти книги и картинки помогли ей воскреснуть и срифмоваться с памятью многих, и твоих родителей, и дедушек-бабушек.
«Картинки Васнецова стали событием души прежде всего для взрослых. Они были первой вестью о самоценности мира домашнего, духовного, сокровенного. “Наивный” Васнецов вдруг отразил сложность народного мироощущения, огромное стремление к созиданию не только заводов, плотин и космодромов, а своего дома, родного гнезда…»
Как хорошо, что писатель Дмитрий Шеваров, чей голос звучит сегодня в нашей «Закладке», поселил в своем предисловии к завершительному тому книг о Юрии Алексеевиче Васнецове – свою маленькую внучку Лизоньку. Ведь как и её дед когда-то, она возрастает сейчас с васнецовскими «Ладушками» в обнимку…
«Помощь в Курске». Ольга Нарыкова
Гостьей программы «Делатели» была координатор церковного центра помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям в Курске Ольга Нарыкова.
Разговор посвящён истории создания центра при Свято-Троицком монастыре в Курске. В первые дни самой главной задачей было накормить людей и дать им кров. Постепенно помощь стала более адресной: к продуктам и вещам добавились лекарства, медицинское сопровождение, юридические консультации, поддержка пожилых и работа с детьми.
Ольга Нарыкова делится опытом координации добровольцев и говорит о том, что сегодня особенно нужны помощники для одиноких стариков — просто прийти, помыть, приготовить, убрать. Даже несколько часов внимания могут стать настоящей поддержкой.
Отдельная тема беседы — сотрудничество с инклюзивным центром «Дышим вместе», где помогают детям с особенностями развития и дают мамам возможность немного передохнуть.
Ведущий напоминает, что присоединиться к помощи можно и через пожертвования, и через волонтёрство: каждый вклад становится важным делом милосердия.
Все выпуски программы Делатели
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM