«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается….» Как же это «не скоро»? Пять быстрых лет ушло на выпуск пяти основательных книг, наполненных письмами, фотографиями, воспоминаниями, картинами и картинками. И каждая – родная друг другу, как пальцы на руке.
И на каждой – это волшебное слово: Васнецов.
Который из них? – спросит слушатель.
А – тот, что ближе всех к нам: сказочный, пряничный, лубочный. Тот, что «Ладушки» и «Теремок», «Радуга-дуга» и «Краденое солнце», «Кошкин дом» и «Гуси-лебеди». Великий иллюстратор детского чтения. Даже так: чтения – детям.
Завершительная книга этой уникальной серии 2011–2015 годов – передо мною. На обложке – медведь с балалайкой глядит себе на солнышко.
«Семейный архив. Юрий Васнецов. Материалы к биографии великого художника». Рядом с фотографией семьи Васнецовых (Вятка, 1930-е) – статья писателя и журналиста Дмитрия Шеварова «Ладушкины дети». В эпиграфе – строка из акафиста Пресвятой Богородице в честь Ея иконы, именуемой «Умиление»: «Радуйся, милости море безбрежное…» Послушаем автора предисловия.
«…Кажется неслучайным, что именно Юрий Алексеевич Васнецов (заботливый сын своих родителей и нежный отец двух дочек) нашел изобразительный язык для общения с самыми маленькими читателями. Его звери, его ладушки и чикалочки не приторны и не забавны, они – простодушно-таинственны.
Васнецов говорил: “Нельзя все страшно досказывать, прорисовывать...” Он считал, что малышам, чья душа еще открыта небесному, ангельскому, не очень важны подробности плоти и детали пейзажа. Малыши тянутся к идеальным образам, круглым и бесплотным. Вот почему васнецовскому зайцу или васнецовскому медведю не нужны имена. Это просто Заяц и Медведь…»
Моя «Закладка» – всегда какой-то вопрос или сигнал самому себе. И таких прямых сигналов-размышлений нынче два. Первый: изумление перед усилиями дочерей художника – Елизаветы Юрьевны и Натальи Юрьевны – по хранению и сохранению семейного архива отца. То, что они сделали и делают – увы, не переносится на наследие многих других иллюстраторов детских книг. Издатели семейного архива Юрия Васнецова (проект псковичан Биговчих, московско-питерское издательство «Красный пароход») пишут верно: и рукописи горят и дело это – семейные архивы – сложное.
А вот Васнецовы – смогли, сохранили такое чудо.
…Кажется, именно эти книги и станут для меня напутствием к поиску захоронения моей прабабушки, у затерянной ныне могилы которой я бывал когда-то в младенчестве. Помню, помню засыпанный желтыми листьями холмик, помню березы над ним. Надо ехать. И ведь примерно знаю – куда.
И второе размышление. Сама тайна драматической судьбы великого художника, прикоснувшись к которой, помимо прочего, сознаёшь: детство никогда не кончалось. Память о нём жива, она дремала где-то там, в глубине, растворившись в твоём личном советском прошлом, а эти книги и картинки помогли ей воскреснуть и срифмоваться с памятью многих, и твоих родителей, и дедушек-бабушек.
«Картинки Васнецова стали событием души прежде всего для взрослых. Они были первой вестью о самоценности мира домашнего, духовного, сокровенного. “Наивный” Васнецов вдруг отразил сложность народного мироощущения, огромное стремление к созиданию не только заводов, плотин и космодромов, а своего дома, родного гнезда…»
Как хорошо, что писатель Дмитрий Шеваров, чей голос звучит сегодня в нашей «Закладке», поселил в своем предисловии к завершительному тому книг о Юрии Алексеевиче Васнецове – свою маленькую внучку Лизоньку. Ведь как и её дед когда-то, она возрастает сейчас с васнецовскими «Ладушками» в обнимку…
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема