О том, что наблюдения некоторых родителей за своими подрастающими детьми могут стать частью литературы, мы знаем: достаточно вспомнить исследование Корнея Чуковского «От двух до пяти» – великую книгу, созданную во славу ребёнка и его души; книгу, в которой звучат голоса детей многих поколений. В начале жизни дети осваивают и тут же создают свой родной язык, обживают наш «взрослый» мир, и незаметно меняют нас самих: мы становимся добрее, тоньше, внимательнее.
«В шутку предложил Даше, в случае готовности, выполнить моё указание – брать под козырёк (прикладывать руку к голове) и отвечать: “Есть, товарищ командир”!
Дочке предложение понравилось, а я оценил, как она подловила меня на желании покомандовать – с первого раза охотно откозыряла и отрапортовала:
– Нету, товарищ командир!..»
Это был голос писателя Николая Заикина, автора поэтических книг «Промежутки бытия», «Пределы смысла» и «Обстоятельства жизни», а в данном случае – и небольших томиков «Даша» и «Настя», созданных в жанре, обозначенном как «детские рассказики для взрослых». Две маленьких дочки появились в жизни Николая Петровича тогда, когда иные уже обзаводятся внуками. Тем, наверное, удивительнее их встреча: немолодого уже отца – с малыми детьми, душа к душе.
Книги, названные именами дочерей – наполнены их голосами, мечтами, думами.
«…У детей бывает удивительная деликатность и, как ни странно, одновременно чёткость выражения мысли.
У нас побывал гость. Настя его видела в первый раз. Потом спрашиваю дочку:
– Ну как он тебе? Понравился?
– Когда я его увидела, то подумала, что это не к нам.
Конечно, задавать дополнительные вопросы никакой надобности не было.
* * *
– Раньше было красиво. Правда, Коля? Цари были…
* * *
Удивительны детские озарения:
– Папа, значит, ты мальчиком родился?
Насте, вероятно, ещё трудно представить меня в таком качестве – слишком уж большая дистанция между мной сегодняшним (63-летним) и мальчиком, которым я, конечно, когда-то был…»
Обе книжки Николая Заикина – и «Даша» и «Настя» – завершаются стихами отца, главный мотив которых – благодарение и изумление перед Божьим Промыслом, открывшим человеку во второй половине жизни – новое, неизведанное чудо любви и гармонии. «Пока за ними поспеваю. / На волю Божью уповаю, / Что поживу ещё, а там – / Он всё расставит по местам».
«Завтра Даше два года десять месяцев. Она с удовольствием преобразовывает слова, но некоторые неполадки здесь пока присутствуют.
Сегодня за завтраком она прочитала мне короткую лекцию на всегда актуальную тему. Звучало это примерно так:
– Когда убираешь за собой игрушки, вовремя укладываешь куколок спать, хорошо кушаешь, не мешаешь маме, когда она занята на кухне или отдыхает, заботишься о папе, не расстраиваешь его – это и есть лювбя!
Я подтвердил, что Даша абсолютно права, не обратив её внимания на новое для меня слово, которым закончилось повествование».
…Мне так хочется, чтобы читатель оценил не только труд Николая Заикина, решившегося записывать за своими дочками (и самим собою), но и – доверие к нам, читателям. Я, например, это очень почувствовал, – уже при своей встрече с Дашей и Настей – на страницах двух славных книг, названных их именами.
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема