В романе Генриха Сенкевича «Камо грядеши?», который посвящен жизни древних христиан в Римской империи, можно найти такой эпизод. Лигия, девушка-христианка, во время своего знакомства с римским патрицием Виницием рисует перед ним на песке рыбку. Виниций, который на тот момент был язычником, не обращает на этот рисунок никакого внимания. Поэтому Лигия отказывается с ним дальше общаться, а сам Виниций недоумевает — в чем была его ошибка. В недоумение впадает и читатель, не знакомый с тайными знаками древних христиан.
Христианство вплоть до начала четвертого века было в Римской империи запрещено. Причина этого состояла в том, что христиане, в отличие от представителей иных религий, не признавали божественного достоинства римского императора. В Римской империи религия являлась делом государственным, а не личным, как сейчас. Фигура императора, официально объявленного богом, должна была скреплять государство и на политическом, и на религиозном уровне. У римского императора имелся даже особый титул — «понтифекс максимус», то есть «верховный жрец». Таким образом, император в Риме являлся и главой государства, и религиозным лидером, и воплощением божества. Все, кто отказывался чтить императора именно в таком статусе, оказывались вне закона.
Христиане, проживавшие на территории империи, почитали и уважали императора в качестве главы государства. Но для них было абсолютно неприемлемо считать его богом. Потому христиане подвергались гонениям. Их преследовали, сажали в тюрьмы, заставляли приносить в честь императора жертвы. После отказа христиан казнили, обычно распиная на кресте. В результате христиане вынуждены были прятаться, скитаться, совершать богослужения по ночам. Для определения — кто свой, а кто чужой древние христиане разработали собственную систему символов, значение которых знали только они.
Таким символом стала, например, рыбка. По-гречески слово «рыба» звучит как «ихтис». Ихтис — это еще и аббревиатура. Расшифровывается она так. Первая буква И обозначает «Иисус», следующая Х — «Христос». Т расшифровывается как «тэу», то есть по-гречески «Божий». Следующая И значит также греческое слово «йос», которое переводится как «сын». Последняя буква С обозначает слово «спаситель», «сотир». Таким образом, ихтис расшифровывается так — Иисус Христос Сын Божий Спаситель.
Если вы попадете в римские катакомбы, подземные кладбища, где собирались древние христиане, то увидите, что изображение рыбы находится там в местах, где проходили христианские собрания и богослужения. Рыба в качестве орнаментального знака до сих пор используется при украшении православных храмов.
Упомянутая в начале нашего рассказа христианка Лигия, конечно же, специально нарисовала перед Виницием на песке рыбу. Виниций ей понравился и ей очень хотелось, чтобы он оказался христианином. Спросить напрямую об этом было невозможно. Потому она рассчитывала, что он правильно поймет значение рыбы-символа. В тот момент этого не произошло. Но впоследствии под влиянием Лигии Виниций принял христианство и стал ее мужем. Так что закончилось все хорошо.
«Сохранение семьи». Протоиерей Федор Бородин

Гостем программы «Семейный час» был протоиерей Фёдор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.
Разговор начался с размышлений о причинах разрушения семьи и привёл к рассуждению о том, как сохранить брак по-христиански. Отец Фёдор говорил, что любовь — это не чувство, а воля отдавать себя другому, и что именно труд, терпение и общая молитва позволяют супругам проходить трудности вместе.
Прозвучала мысль, что венчание — это не обряд, а начало пути, в котором каждый день — служение. Гость напомнил, что в браке важно не искать, кто прав, а уметь быть рядом, покрывать и прощать. Он привёл пример женщины, которая долгие годы ухаживала за парализованным мужем, и назвал её счастливой в служении. Сам он сказал: «Я приезжаю домой, как в рай», — так он видит свою семью после 33 лет брака.
Отец Фёдор говорил о заблуждениях, когда люди обращаются к психологии без Евангелия. Он подчеркнул, что в основе брака — молитва, любовь и работа над собой.
Этот выпуск — о пути супругов, о борьбе за единство и о том, как любовь становится делом всей жизни.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
«Воспитание и душевные травмы». Жанна Трифонова

В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
У нас в студии была Вице-президент Международной и Российской Макаренковской Ассоциации по международным отношениям Жанна Трифонова.
Разговор шел об ошибках родителей в воспитании, которые могут приводить к душевным травмам детей, как такие ошибки не допускать и как исправлять.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Западня

В далёкие времена жили-были и дружили Лиса, Олень и Ворона.
Каждый день на рассвете они отправлялись в разные стороны в поисках пропитания, а вечером снова собирались вместе и рассказывали друг другу, где чем можно поживиться.
Однажды Лисе не повезло: целый день искала она добычу, но ничего не нашла. Голодная, злая вернулась она на поляну, смотрит, а её друзья — Олень и Ворона— о чём-то весело беседуют. Позавидовала им Лиса: вот же кому везёт! Олень повсюду находил траву, и каждый день возвращается домой довольный. А Вороне — да много ли ей надо?
Задумала Лиса погубить Оленя и вступила в разговор:
— А я сегодня видела на краю леса отличное пастбище. Трава там вкусная-превкусная. Ступай-ка ты, Олень, завтра туда.
Поверил Олень и на завтрашний день пошёл искать пастбище на краю леса. Шёл он, шёл и пришёл в поле, где росла густая рожь. Обрадовался Олень, захотел полакомиться, и попал в поставленный стариком-крестьянином капкан.
Вечером Лиса и Ворона вернулись на поляну, а Оленя всё нет и нет. Забеспокоилась Ворона и спрашивает Лису:
— Куда это наш друг Олень запропастился?
— На дальнее пастбище с утра пошёл, — отвечает Лиса. — Наверное, так наелся вкусной травы, что встать не может, там и улёгся спать.
— Надо его разбудить, — сказала Ворона.
— Навряд ли ты его добудишься, — говорит Лиса. — Но если хочешь свежего мяса — лети, а я приду за тобой следом.
Полетела Ворона на ржаное поле, видит: Олень попал в западню. Рвётся из капкана, кровью истекает — уже чуть живой.
— Давай вот что сделаем: я полечу к хозяину поля, сяду на крышу его юрты и буду кричать: «Готовь верёвку, олень в западне», — говорит Ворона. — Старик тут же прибежит, а ты не шевелись. Он подумает, что ты уже не дышишь, освободит тебя из капкана. А когда сядет рядом отдышаться и достать мешок, ты вскакивай и беги что есть мочи.
Полетела Ворона к дому, где жил старик-крестьянин, и начала громко каркать: «Готовь верёвку, олень в западне!» Выскочил старик из юрты, в чём был, и бросился на поле. Видит: лежит прекрасный олень и не шелохнётся, словно мёртвый. Обрадовался старик хорошей добыче, открыл капкан, и присел после быстрого бега передохнуть. Тут Олень вскочил и пустился наутёк.
Старик снова настроил западню и пошёл домой ни с чем, ругая себя за ротозейство.
Догадался Олень, что коварная Лиса нарочно его на поле заманила, и решили они с Вороной подальше от неё поселиться, в другом месте жить.
Подождала Лиса, и тоже на дальнее пастбище побежала. Бежит она, по сторонам не смотрит, прикидывает про себя: может, заодно ей и Ворону схватить? Так с ходу и угодила в западню, которую крестьянин в другое место переставил.
Стала Лиса звать на помощь, да только кого?
Кто друзей предаёт, тому не на кого рассчитывать в беде.
Дружбой дорожить надо.
(по мотивам монгольской сказки)
Все выпуски программы Пересказки