Время от времени приходится слышать вопросы людей, испуганных тем, что некие враги наслали на них порчу. Люди считают, что их проблемы со здоровьем, работой и личной жизнью связаны именно с этим — и ищут, к каким церковным священнодействиям надо прибегнуть, чтобы отразить это нападение темных сил.
Люди спрашивают про какую-нибудь икону, какой-нибудь молебен, который бы поправил дело. Но так дело не поправишь; у Церкви нет «белой магии», которая бы нейтрализовала «черную». Это не факультет защиты от темных искусств. Церковь предлагает совсем другое. Да, и защиту тоже — но не совсем ту, которую люди ищут.
Духовные силы зла реальны, разного рода маги и колдуны имеют дело именно с ними, но их цель — совсем не в том, чтобы делать Вам мелкие гадости на работе и в личной жизни. Они охотно обеспечили бы Вам спокойную жизнь во всяческом достатке и удовольствиях, если бы могли достигнуть главного — погубить Вашу душу, навсегда отторгнуть ее от Бога.
Результатом греха, противления воле Божией часто являются и вполне земные, посюсторонние беды — но это эффект, который для сил зла является побочным, даже нежелательным. Их цель — не дать Вам встать на пусть спасения, или увести с этого пути, если Вы уже на него уже обратились.
Силы добра — Бог, Его святые и Ангелы, стремятся не к тому, чтобы избавить Вас от мелких гадостей, чинимых бесами, и дать Вам здоровье и достаток. Конечно, жизнь в послушании Божиим заповедям как правило будет более благополучной, мирной и безопасной — но не это главная цель.
Послание, которое возвещает Церковь гораздо больше того о чем мы смели бы подумать. Церковь говорит о том что Бог хочет даровать Вам - именно Вам - жизнь вечную и блаженную. Потому что Вы дороги в его очах и Он возлюбил Вас. Он хочет ввести Вас в Его дом и сделать вас членом Его семьи.
Это послание слишком огромно для нас, привыкших к мелким радостям и мелким огорчениям, и мы часто его не слышим, не понимаем, даже услышав, отходим от него - но оно остается истинным.
Представьте себе юного попрошайку, беспризорника, который выпрашивает мелочь у прохожих. Теперь представьте себе, что царь возлюбил его, пожелал сделать его членом царской семьи и наследником, ввести во дворец. Он зовет беспризорника - а тот не очень хочет слышать про усыновление и дворец. Он хочет получить что-то попроще. Пару монеток. Гамбургер. Банку пива. Избавление от других нищих, которые составляют конкуренцию. Еще что-то в этом роде, что немного улучшит его бродяжью жизнь. Но Царь хочет дать ему не это - он действительно хочет забрать его во дворец. Не улучшить эту жизнь — а дать совсем другую.
Человек часто оказывается в положении этого нищего, который хочет выпросить у Бога какую-нибудь мелочь. Что-то, что сделает его земную жизнь более комфортной - или, хотя бы, менее неприятной. Но Евангелие — о другом.
Мы призваны быть сынами Богу. Это нелегко — жизнь бродяги может быть тяжелой и унылой, но в ней нет дисциплины, послушания, учебы, которая есть в жизни наследного принца. Но Бог предлагает нам именно это — усыновление у Господа Вселенной.
И чтобы принять Его дар, мы должны отдать Ему наше сердце, вверить нашу жизнь — полностью. Не стоит ставить вопрос о том, «как мне побудить Бога решить мои проблемы». Речь идет о другом — как довериться и покориться Богу, как избавиться от глубоко въевшихся привычек бродяги к лжи, своеволию и противлению.
Когда мы решимся покориться Богу, мы увидим наши проблемы совсем по другому — вероятно, часть из них просто отвалится, а какие-то превратятся в те уроки, которые мы должны выучить в школе нашего небесного Отца.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема