В заповеди "Возлюби ближнего как самого себя" меня всегда интересовала вторая ее половина. "Возлюби как самого себя" - значит, изначально мы должны полюбить самих себя? Чтобы потом уже, по аналогии, полюбить тех, кто рядом - своих ближних. А как это - полюбить самого себя?- я давно задаюсь этим совершенно детским вопросом.
Есть у меня знакомая -- очень славная, симпатичная девушка: общительная, неглупая. Однажды она поразила меня случайным откровением: оказывается, она терпеть себя не может. Ненавидит свою внешность, свой характер, свой смех и привычки. Вот просто не переносит того человека, которого каждое утро видит в своём зеркале.
Мне кажется, что русский человек особенно склонен к самоедству и самобичеванию. Все эти вечно рефлексирующие раскольниковы, печорины и пьеры безуховы уже прочно укоренены в нашем подсознании, стали неотъемлимой частью нашего менталитета. А когда разбираешься в себе достаточно продолжительное время, заглядываешь в самые темные подвалы своего "я", очень часто начинаешь преувеличивать свои недостатки и с отвращением смотреть на себя.
Почему-то такое самоуничижение часто путают со смирением, свойственным святым. Хотя унижение себя, столь свойственное некоторым из нас, совершенно не равно истинному смирению. Истинное смирение -- это не надеяться на свои силы, а только на Божью милость. Сказать легко, а сделать очень трудно.
Ведь когда святой подвижник говорит о себе "я хуже всех", он говорит так от того, что он чувствует постоянное присутствие Божье. По сравнению с совершенным и сияющим как солнце Богом человек действительно ощущает себя гробом, набитым нечистотами. Но такой взгляд имеет смысл лишь тогда, когда милость Божья покрывает все наши грехи, когда мы чувствуем, что наши немощи взяты на Себя Тем, Кто за нас умер. Когда же мы только истязаем себя зрением своих недостатков - настоящих и мнимых -- единственное, чего мы можем достичь: распаления своих ран и впадения в отчаянье и уныние.
Так как же добиться адекватной и здоровой самооценки? Как пройти между самоунижением и самовлюбленностью?
Прежде всего, нужно понимать разницу между самобичеванием и покаянием. В идеале покаяние должно быть постоянным, как и молитва. В покаянии кроме осознания греха всегда есть надежда и вера, есть дерзание на Божью милость. В самобичевании же нет никаких светлых сторон, из него лишь один приемлемый выход -- переложить вину за свои недостатки на кого-нибудь другого: на папу с мамой или на злой быт, который заел. Из покаяния выход совсем другой -- в общение с Богом, через Его прощение, милость и любовь.
Мне кажется, возлюби самого себя -- такая же непростая заповедь, как и возлюби ближнего своего. Очень непросто любить в себе образ Божий, а не раздутое иллюзиями собственное эго. Мне очень нравится такая фраза: "Любить человека - это видеть его таким, каким он может быть, и делать все, чтобы он таким стал". В полной мере это определение можно отнести к верной и достойной любви к тому человеку, которым являюсь я сама.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема