В заповеди "Возлюби ближнего как самого себя" меня всегда интересовала вторая ее половина. "Возлюби как самого себя" - значит, изначально мы должны полюбить самих себя? Чтобы потом уже, по аналогии, полюбить тех, кто рядом - своих ближних. А как это - полюбить самого себя?- я давно задаюсь этим совершенно детским вопросом.
Есть у меня знакомая -- очень славная, симпатичная девушка: общительная, неглупая. Однажды она поразила меня случайным откровением: оказывается, она терпеть себя не может. Ненавидит свою внешность, свой характер, свой смех и привычки. Вот просто не переносит того человека, которого каждое утро видит в своём зеркале.
Мне кажется, что русский человек особенно склонен к самоедству и самобичеванию. Все эти вечно рефлексирующие раскольниковы, печорины и пьеры безуховы уже прочно укоренены в нашем подсознании, стали неотъемлимой частью нашего менталитета. А когда разбираешься в себе достаточно продолжительное время, заглядываешь в самые темные подвалы своего "я", очень часто начинаешь преувеличивать свои недостатки и с отвращением смотреть на себя.
Почему-то такое самоуничижение часто путают со смирением, свойственным святым. Хотя унижение себя, столь свойственное некоторым из нас, совершенно не равно истинному смирению. Истинное смирение -- это не надеяться на свои силы, а только на Божью милость. Сказать легко, а сделать очень трудно.
Ведь когда святой подвижник говорит о себе "я хуже всех", он говорит так от того, что он чувствует постоянное присутствие Божье. По сравнению с совершенным и сияющим как солнце Богом человек действительно ощущает себя гробом, набитым нечистотами. Но такой взгляд имеет смысл лишь тогда, когда милость Божья покрывает все наши грехи, когда мы чувствуем, что наши немощи взяты на Себя Тем, Кто за нас умер. Когда же мы только истязаем себя зрением своих недостатков - настоящих и мнимых -- единственное, чего мы можем достичь: распаления своих ран и впадения в отчаянье и уныние.
Так как же добиться адекватной и здоровой самооценки? Как пройти между самоунижением и самовлюбленностью?
Прежде всего, нужно понимать разницу между самобичеванием и покаянием. В идеале покаяние должно быть постоянным, как и молитва. В покаянии кроме осознания греха всегда есть надежда и вера, есть дерзание на Божью милость. В самобичевании же нет никаких светлых сторон, из него лишь один приемлемый выход -- переложить вину за свои недостатки на кого-нибудь другого: на папу с мамой или на злой быт, который заел. Из покаяния выход совсем другой -- в общение с Богом, через Его прощение, милость и любовь.
Мне кажется, возлюби самого себя -- такая же непростая заповедь, как и возлюби ближнего своего. Очень непросто любить в себе образ Божий, а не раздутое иллюзиями собственное эго. Мне очень нравится такая фраза: "Любить человека - это видеть его таким, каким он может быть, и делать все, чтобы он таким стал". В полной мере это определение можно отнести к верной и достойной любви к тому человеку, которым являюсь я сама.
«Доброму дому» и онкобольным детям нужна помощь

Среди тысяч гостиниц в Москве есть одна особенная. Её постояльцы не платят за проживание и более того, получают там помощь. Это «Добрый дом» — первая в России благотворительная гостиница для онкобольных детей, а также их близких. Одновременно в ней находятся десятки семей из разных регионов, у которых нет возможности снимать жильё в Москве на длительное время. Для них «Добрый дом» — островок спокойствия, где есть домашний уют, продукты, нужные вещи, и, главное, поддержка.
Среди тех, кто делает жизнь постояльцев «Доброго дома» радостнее — волонтёры. Например, шестнадцатилетний Феликс Оганов. Школьник узнал об этом проекте от своих родителей, и тоже захотел ему помогать. Он сам организует для онкобольных детей игры, праздники и увлекательные занятия, привозит для них полезные гостиницы. К волонтёрству Феликс приобщает и одноклассников. Недавно они провели в «Добром доме» предновогодний мастер-класс. Ребята вместе с детьми мастерили ёлочные игрушки, создавая праздничное настроение. Такие события дарят маленьким пациентам позитивные эмоции и отвлекают от тех неприятностей, которые доставляет болезнь.

«Волонтёрство — не подвиг, а норма», — считает молодой человек. Несмотря на учёбу и спорт, он находит время на помощь другим, подтверждая, что добро может стать частью повседневной жизни.
Если вы тоже хотите делиться теплом и радостью, присоединяйтесь к волонтёрам проекта «Добрый дом» и помогайте онкобольным детям своим личным участием. Также поддержать подопечных благотворительной гостиницы можно прямо сейчас, оставив любой денежный перевод на сайте «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Еда для Галины Фёдоровны и других нуждающихся в Омске
В городе Омске, при храме Рождества Христова, недавно открылась благотворительная столовая «Гостеприимный Авраам». Здесь волонтёры православной службы помощи «Милосердие — Крутая Горка» готовят для нуждающихся горячие и вкусные обеды — не менее 180 порций в день. Часть из них раздают в самой столовой, а остальное добровольцы отвозят в уличные пункты помощи, которые находятся в разных районах города.

Галина Фёдоровна регулярно приходит за горячим обедом в один из мобильных пунктов. Через полгода ей исполнится 80 лет. Из близких рядом никого не осталось, поэтому поддержка православных волонтёров для неё особенно важна. Бабушка берёт еду пять дней в неделю, но не только для себя. По мере сил она заботится и о соседке, которой трудно выходить на улицу.
Тех, кто как и Галина Фёдоровна оказался в непростой ситуации — много. И это не только пожилые люди, но и семьи с детьми, и те, кто лишился дома. Поддержите работу благотворительной кухни «Гостеприимный Авраам», чтобы у волонтёров была возможность кормить всех, кто приходит за помощью. Подарить людям тарелку горячего супа, а вместе с ней и надежду — просто. Для этого переходите на сайт православной службы помощи «Милосердие — Крутая Горка» и оставьте любой денежный перевод.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«28-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Кол.1:12-18) и Евангельского (Лк.17:12-19) чтений в двадцать восьмое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мучеников 62-х иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших, Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», святителя Иоасафа Белгородского, преподобного Даниила Столпника, святителя Спиридона Тримифунтского.
Все выпуски программы Седмица











