Река Индигирка на северо-востоке Якутии – одно из суровейших мест на нашей планете. Именно здесь находится полюс холода Оймякон, где температура падает ниже минус семидесяти градусов. Холоднее бывает только в Антарктиде.
Неподалёку от места, где Индигирка впадает в Северный Ледовитый океан, стоит маленькая покосившаяся деревянная церковь. Надпись на табличке гласит: «Памятник архитектуры 18 века. Самая северная русская церковь. Люди, помните об этом и берегите её!». Вокруг заболоченная тундра. Ближайший лес можно найти в тысяче километров к югу.
Откуда же строители взяли дерево для церкви? Может, сплавили с верховьев Индигирки. Или год за годом собирали на берегу плавник – деревья, что приносит сама река. В любом случае, эта церковь – пример очень усердного отношения людей к своей вере.
Триста лет назад сибирские народы – якуты и юкагиры еще не знали христианства. Храм за Полярным кругом воздвигли русские. Эта местность, по главному посёлку, называется Русское Устье. Здешние жители – русскоустьинцы – особая группа русского народа.
Внешне многие русскоустьинцы ничем не отличаются от представителей других народов Севера. Основное их занятие – промысел песца и рыбалка. Но в отличие от якутов и юкагиров русскоустьинцы не занимаются оленеводством. Их верные спутники – ездовые лайки. Они помогают и охотиться и быстро передвигаться по тундре зимой.
Говор русскоустьинцев отличается от литературного русского языка и пестрит архаичными словами. Не случайно многие путешественники, оказавшись в этих краях, чувствовали себя так, словно перенеслись на несколько веков назад.
По местным преданиям самые первые (или как тут говорят «досельные») поселенцы появились в Русском Устье в конце 16 века. Ими были жители Новгородской земли, бежавшие от преследований Ивана Грозного. Действительно, у русскоустьинского говора есть много общего с говорами Поморья и севера Европейской России. А главной святыней здесь была почитаемая в Новгороде икона Божией Матери «Знамение».
К первопоселенцам стали присоединяться казаки и другие русские колонисты. В письменных источниках Русское Устье было впервые упомянуто в 1638 году. В это время отряд казаков под командованием Ивана Реброва пришел по морю к устью Индигирки. Затем на долгое время русская община у берегов Ледовитого океана оказалась отрезанной от остального мира и забытой. Старинные слова и обычаи законсервировались в здешнем холодном климате. В быту и в хозяйстве русские поселенцы многое переняли у народов Севера. С ними же они вступали в брачные отношения. Так сформировался особый, ни на что не похожий, уклад жизни.
Сохранив русское имя и самосознание, русскоустьинцы крепко держались за православную веру. Священник добирался на край света всего один раз в году или реже, но каждый день утром, вечером, и перед началом всякого дела, в здешних семьях обязательно молились Господу и Богородице.
Когда в 1930 году новые безбожные власти закрыли церковь и спилили с неё крест, это было воспринято как трагедия. Старый храм до сих пор стоит посреди тундры в местности Станчик. Новый храм в честь иконы «Знамение» в посёлке Русское Устье был построен в 2014 году при поддержке Правительства Новгородской области и Новгородской митрополии.
Научившись выживать в экстремальных климатических условиях, русские на берегах Индигирки никогда не забывают о своих истоках.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница