- Мама, ты знаешь максимум одну десятую о моей жизни,- с пафосом заявил мне на днях мой 16-летний сын. Сказать по правде, мне очень хотелось ответить что-нибудь раздраженное или саркастичное, но я сдержалась (жаль, что так бывает не всегда!). "Вспомни себя в его возрасте!"- повторяла я про себя. И действительно: я вела себя в отношении мамы также, если не хуже. И теперь все мамины страдания возвращаются ко мне бумерангом... Естественно, видоизменившись, ведь современные подростки довольно сильно отличаются от нашего поколения.
Детей от 13 и старше сегодня не ругает только ленивый. Они ничего не читают, их словарный запас примерно равен словарю незабвенной Эллочки Щукиной из романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Им ничего не интересно, кроме их гаджетов, они не привыкли физически и умственно трудиться, не хотят учиться и работать... В школе от современного поколения стонут учителя, а дома заламывают руки родители.
Нередко я тоже поддаюсь искушению поворчать на своего 16-летнего оболтуса. Этот сутулый парень выше меня ростом давно уже живет своей собственной, неведомой мне жизнью. Меня огорчает его нежелание учить английский язык, привычка к комфорту и ничегонеделанию и то, что он лучше знает, как обработать фото для инстаграма (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), чем как сложить свои вещи в шкафу.
Возможно, я так строга к моему отпрыску от того, что перед глазами яркий пример сына моей подруги, старше моего на пару лет. Он закончил экстернатом 10-11 класс, теперь сидит дома и не желает продолжать учебу. Основной его аргумент: у Стива Джобса не было высшего образования. Его мать ждет повестки в армию как избавления, очень надеясь, что именно там ее ребенка смогут привести в чувство и вернуть в реальность.
Мне кажется, такое ожидание - это расписка в собственной педагогической беспомощности. Получается: я не смогла воспитать своего сына, пускай его воспитывает армия. Очень бы не хотелось попасть в подобную ситуацию через несколько лет...
Поэтому я стараюсь не ослаблять поводья: следить за тем, чтобы мой сын был все время чем-то занят, например, исправно посещал тренировки в бассейне. Но здесь таится другая опасность: я превращаюсь в невыносимую зануду, постоянно требующую выполнения самых элементарных вещей. Я знаю в теории, что необходимо постепенно отпускать подростка, давать ему больше самостоятельности, чтобы он почувствовал себя взрослым и ответственным за свои поступки. Хотя как это сделать при его вечной рассеянности и стремлении полениться, ума не приложу.
Психологи шутят, что в эти несколько лет, когда у подростка бушует гормональная революция, для родителей главная задача - просто выжить. Грубость и попытки все время взять над мамой верх - это еще ничего. Хуже, когда подростку просто неинтересно с родителями: ему не о чем с ними разговаривать. Авторитет родителей резко снижается, тинейджер полностью замыкается в себе, а родителей либо игнорирует, либо раздраженно терпит. Чтобы такого не произошло, я стараюсь искать то, что нас объединяет: например, ищу для совместного просмотра и обсуждения фильмы, которые нам обоим нравятся.
Самое горькое для меня, что мой сын демонстративно отказался ходить в церковь, объявив себя атеистом. Все, что я могу сделать в таком случае: усилить молитву за него - дома и в храме. Об этом я молюсь каждый день, вручая своего очень ершистого и очень незрелого старшего сына под Покров Пресвятой Богородицы: кто как ни Она понимает все тревоги и чаяния матери!
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема