В детстве так легко было испытать глубокую и истинную радость! Достаточно получить от мамы 20 копеек, и я вприпрыжку бегу в магазин, покупаю вкуснейший пломбир в вафельном стаканчике, потом медленно-медленно иду домой, наслаждаясь каждым атомом сладкого лакомства. Очень хорошо помню это ощущение безоблачного счастья, когда впереди меня ждет лишь самое прекрасное и бесконечное лето, сулящее множество новых впечатлений и разнообразных возможностей.
И куда все подевалось? Почему-то теперь ни одно вкусное блюдо или путешествие, даже самое необыкновенное, не доставляет даже крупицы той безбрежной детской радости. Наоборотв каждом удовольствии ощущаешь горький привкусразочарования: всегда мы всем недовольны, во всем найдем недостатки и недочеты. Конечно, проще всего искать причину своей неспособности к детскому восприятию в пороках окружающего мира, а не в самом себе.
Возможно, так происходит еще и потому, что в детстве я была счастлива априори: безо всяких условий, выполненных задач и решенных проблем. Передо мной не стояло этого проклятого вопроса: для чего я живу? Помните, как у Маяковского:
«Четыре.
Тяжелые, как удар.
"Кесарево кесарю – богу богово".
А такому, как я, ткнуться куда?
Где мне уготовано логово?»
Наверное, подобная рефлексия - это проявление пресловутого кризиса среднего возраста. Когда человек останавливается вдруг в повседневной суете и спрашивает себя: "Кто я? Где я? Что я сделала в этой жизни? Кому принесла пользу, подарила радость, надежду, любовь?»
Всего лишь полтора века назад женщина тратила целых 4 дня, чтобы постирать смену белья на всю свою многочисленную семью. Большинство наших предков были заняты тяжелым физическим трудом почти всю свою сознательную жизнь. Сегодня за меня очень многое делает умная техника. На что же я трачу драгоценные высвободившиеся часы и минуты? Хотелось бы ответить: на добрые дела, на молитву и самосовершенствование. К сожалению, далеко не всегда.
Меня, по правде говоря, сильно пугает евангельская притча о талантах. Мне сложно подсчитать, сколько Господь даровал мне талантов. Много ли я знаю о себе, чтобы судить об этом? И поэтому меня всегда мучают вопросы: сколько талантов мне дал Господь и сколько я Ему возвращаю? Не закапываю ли я в землю то, чем Он меня наделил, и те дары, которые Он мне даровал? Может быть, мне пора отправляться на Дальний Восток спасать тюленей или в детский дом ухаживать за сиротами?
На эти вопросы я отвечаю по-разному: в зависимости от своего настроения и состояния духа. Невозможно ответить на них окончательно и успокоиться на этом ответе. Судить о том, как я применила и умножила ли дары, может только Тот, Кто мне эти таланты даровал. Однако нельзя успокаиваться и на своем незнании, ибо оно не является оправданием для моей лености и беспечности.
Так что же делать? Вечно мучиться сомнениями и недовольством собой и окружающим миром? Для себя я нашла такой простой ответ: нужно выполнять свои обязанности как можно лучше, именно там, куда поставил меня Бог, не занимаясь поисками каких-то особенных путей и занятий для самореализации. Есть очень хорошее древнее правило: «Делай что должно и будь что будет». Нужно просто не жаловаться и не унывать, а как следует делать свое простое дело, выполнять свои каждодневные обязанности,не жалея себя. Это только кажется, что это очень просто и скучно. На самом деле нет ничего сложнее этого. Мы все ищем спасения на стороне, а оно у нас под самым носом. Именно в самых простых обыденных вещах мы можем служить Богу и спасти свою душу.
Про принятие себя. Мария Чугреева
Святитель Феофан затворник сказал: «Первый предмет терпения — терпение себя. Терпеть себя — значит, когда видишь свои ошибки и недостатки, то не нужно расстраиваться или возмущаться, тем более, отчаиваться, ибо все это есть признак гордости».
Действительно, мы можем быть недовольными, возмущаться поступками другого человека, и это явно грешно, не по- христиански. Но разве мы задумываемся над тем, что непринятие себя, своей греховности — еще более страшное духовное явление.
Я сама часто говорю; «как я могла так сделать?», как бы, не давая, себе права на ошибку. Но в этом то и заключается духовная проблема — тебе кажется, что какие-то вещи ты уже не совершишь, потому, что чего-то достиг или достигла в духовной жизни!
Еще более страшно, когда вслед за ошибкой испытываешь отчаяние, наступает уныние. Вовсе уходит молитвенный дух, ты уже считаешь, что обращение к Богу бессмысленно, и он тебя, грешную, не услышит. Но «сила Божия в немощи совершается». Мы не можем без помощи Господа избавиться ни от одного греха, не может преодолеть искушение. А лукавый в момент ошибки, проступка затягивает нас в водоворот страшных мыслей: «все бесполезно, я не спасусь, Бог меня не слышит».
Эта ситуация принятия себя, своей греховности по-разному была пройдена апостолом Петром и Иудой, Оба предали Христа, Но Петр покаялся, был оправдан, а после и прославлен Господом, а Иуда не мог по гордости признать свое грехопадение. И попрал самый главный Божий дар — жизнь.
Так и мы, как мне кажется, впадая в отчаяние и «непринятие» себя уничтожаем в себе образ Божий, попираем его замысел, предаем Его. И отходим от Бога, вместо того, чтобы после какого-то «промаха», именно так, как известно, переводится с греческого слово «грех», встать и пойти дальше к цели. А у христиан она неизменна — спасение души!
Дай Бог нам находить силы не поддаваться гордыне, а молиться Богу об осознании того, что мы всего лишь грешные люди...
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Игоревская икона Божией Матери
Игоревский образ Божией Матери относится к иконографическому типу Елеуса, что в переводе с греческого означает Умиление. Изображение передаёт исполненное безграничной любви общение Пречистой Девы и Её Божественного Сына. Младенец Христос прижимается щекой к лику Матери, а Она с нежностью склонила к Нему голову.
Название иконы связано с именем святого страстотерпца Игоря, благоверного князя Черниговского. Он жил в двенадцатом веке. Это было время междоусобных войн за Киевский престол между двумя ветвями династии Рюриковичей. В 1138 году к власти в городе с помощью интриг и военных действий пришёл Черниговский князь Всеволод Ольгович. Он игнорировал интересы жителей и настроил их против себя. А умирая, завещал престол своему младшему брату Игорю.
Киевляне принесли присягу новому правителю, но при этом слукавили. Они тайно призвали на престол Переяславского князя Изяслава и помогли ему завладеть городом. Дружину Игоря разбили, а сам он был вынужден скрываться. Беглеца взяли в плен и заточили в сруб без окон и дверей, вкопанный в землю. Пленник тяжело заболел и попросил у Изяслава позволения принять иноческий постриг перед смертью. Тот проявил милосердие, Игорь стал насельником Киево-Печерской лавры и прожил там год. Он строго держал монашеские обеты, дни и ночи проводил в молитве перед иконой Божией Матери.
Игорь был уже далёк от политики. Но в Киеве нашлись люди, которые решили расправиться с князем-иноком. Они ворвались в храм, где Игорь молился, и жестоко убили его. Церковь прославила мученика в лике святых. Икона Божией Матери, перед которой он предстоял в свой последний час, стала называться Игоревской.
Реликвия долгое время хранилась в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. На протяжении веков по молитвам перед ней паломники получали от Богородицы утешение и помощь. Но во время фашистской оккупации в сороковые годы двадцатого века Игоревская икона бесследно исчезла, её местонахождение неизвестно до сих пор.
Однако в Москве, в Третьяковской галерее хранятся два списка чудотворного образа. Оба они выполнены в шестнадцатом веке по распоряжению митрополита Макария. Московский святитель благословил тогда сделать точные копии самых почитаемых на Руси икон. Игоревская была одной из них.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Почему Господь не сразу отвечает на молитвы. Мария Чугреева
Наверняка многие задаются вопросом: почему я прошу Господа, езжу по святым местам, и вроде бы даже, не совершаю больших грехов, но Бог не внимает моим молитвам? Я тоже столкнулась с подобной ситуацией, когда на протяжении долгого времени, ни года и не двух, Господь не отвечал на мои просьбы.
Мне казалось, то, о чем я молила было богоугодным. Я была уверена, что для всемогущего Господа ничего невозможного нет, уж тем более выполнить мою просьбу. Ну почему Он не слышит меня?
Я молилась дома наедине и в храме, приобщая свой голос к десяткам таких же как я, ездила в паломнические поездки, приходила за духовным советом ко многим священникам... И это все происходило с каким-то внутренним убеждением, что вот именно в этой моей настойчивости и заключается вера. Я молилась, но ничего не происходило.
В какой-то момент, показалось, что все это похоже на лабиринт, из которого нет выхода. Обиды на Бога не было, я просто не понимала, что делаю не так? Но потом в какой-то момент я сказала себе: «хорошо, на все воля Божия».
Как часто мы произносим в нашей жизни эту простую фразу, а внутренне не смиряемся. Но вдруг это со мной произошло. И появилось ощущение, напоминающее то, когда в детстве ложишься на воду, и течение несет тебя по реке, и ты не думаешь о том, что может произойти что-то плохое. Я смирилась, приняла ситуацию, склонила голову перед Богом и в этом внутреннем покое ощутила счастье. В этот самый момент Господь дал мне то, о чем я молила столько лет.
Вера проявилась как раз в принятии Божьего Промысла и отречении от своеволия. Это было чудо. Но удивительно другое! Счастье я почувствовала до того, как Господь дал мне просимое. Это было спокойствие от ощущения себя в руках Божиих. И такой духовный опыт невозможно забыть.
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение