
...русский набег случился в один из прекрасных летних дней, под вечер, при совершенно тихом море...
Император Михаил отсутствовал со всем своим войском, так как двинулся против арабов, а спокойный и беспечный город вовсе не ожидал ничего чрезвычайного, как вдруг в проливе из Чёрного моря обозначилось что-то невиданное, которое скоро обернулось целым строем русских ладей. Весь город обезумел от страха...
После опустошения морских пристаней, руссы быстро окружили городские стены и стали насыпать возле них землю, намереваясь скорее перелезть в самый город...
Народ, лишённый всякой помощи и защиты, теперь помышлял только о молитве и наполнил все храмы. Повсюду всю ночь совершалась служба: с воздетыми руками воссылались усердные и слёзные моления о помиловании...
После этого, при стечении трепетавшего от ужаса народа, с горячей мольбой о спасении, из Влахернского храма была поднята риза Божией Матери и крестным ходом обнесена вокруг стен города и погружена в воду.
И Царица Небесная вняла мольбам своего грешного, но раскаявшегося народа, и во второй раз, подобно тому, как это было в 628 году, во время набега аваров и славян, Она явила Свою чудесную помощь и отвратила неминуемую гибель от города.
Так историк Александр Нечволодов около 100 лет назад описывал военный поход наших далёких предков — руссов на город Константинополь — столицу Византийской империи. Эти события произошли ещё до Крещения Руси, но оставили глубокий след не только в ратной истории нашего государства. Существует предание, что церковный праздник Покрова Пресвятой Богородицы был учреждён в память о явлении Матери Божией в Константинополе и Её помощи городу от нашествия руссов.
До наших дней дошли подробности этого чудесного явления. Во время осады Константинополя во Влахернской церкви вместе со всеми молился местный юродивый Андрей. Он происходил из славян, в молодости попал в плен и оказался в рабстве у одного из византийских вельмож.
Вдруг Андрей увидел, что свод храма словно раскрылся. В небесах шествовали Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов в окружении ангелов. Матерь Божия преклонила колени и со слезами молилась за христиан. Потом она сняла с головы покрывало — омофор и распростёрла его над всеми, кто был в храме. Она словно защищала христиан от видимых и невидимых врагов.
Андрей не поверил своим глазам и спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли ты Царицу всех?». «Вижу, отче святый, и ужасаюсь», — ответил Епифаний. В храме только они вдвоём стали свидетелями чуда. Вскоре пришла радостная весть — корабли захватчиков отчалили от берегов города. Молитвами горожан и заступничеством Пресвятой Богородицы Константинополь был спасён.
Андрей рассказал о видении своему духовнику, священнику храма Святой Софии. Тот записал это свидетельство, когда составлял житие блаженного Андрея. Подлинник жития не сохранился. Оно дошло до нас в списках и переводах, которые порой противоречат друг другу. В одних источниках ничего не говорится о нападении врагов. Согласно другим документам, Константинополь осадили арабы или как их называли в то время, сарацины. Широко распространена и третья версия, по которой на кораблях «из варяг в греки» приплыла дружина знаменитого «вещего» Олега. Киевские князья частенько нападали на северные границы Византийской империи и угрожали самому Константинополю, по славянски — Царьграду. Из исторических хроник известно, что примерно в это же время между Византией и Киевской Русью был подписан мирный договор.
Удивительно, но в Византии день чудесного спасения Константинополя от врагов, благодаря омофору Богородицы, не стал праздником. Возможно, это произошло из-за того, что очевидцем чуда был не грек, а раб-славянин. И хотя Константинопольская церковь со временем причислила Андрея Юродивого к лику святых, но праздника Покрова Пресвятой Богородицы она не знала.
Однако место, где стояла Влахернская церковь, сохранилось до сих пор. Сейчас здесь располагается небольшой храм Святой Марии. Он находится в черте города Стамбул.
Внуки тех, кто молился Пресвятой Богородице вместе с Андреем Юродивым во Влахернском храме, через восемьдесят лет отправились на Русь. Они принесли с собой письменность, книги и веру. А на Руси неудачный поход на Константинополь вскоре стал лишь историческим фоном дня Покрова Пресвятой Богородицы. Из поражения наших предков он превратился в один из любимых русских праздников. А вот как отвечает на вопрос, почему русские отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы — праздник победы греков над нашими предками — митрополит Иларион (Алфеев):
Покров Пресвятой Богородицы стали чтить на Руси с середины двенадцатого века. Заслуга в этом принадлежит князю Андрею Боголюбскому, особо почитавшему Богородицу. В 1164 году он предпринял большой поход на волжских булгар и одержал победу. Враг был очень силён, для русичей победа стала настоящим чудом. Вскоре по возвращении домой Андрей Боголюбский перечитывал житие Андрея Юродивого. Князь удивился, что чудесное видение подвижника не стало в Церкви особым праздничным днём. «Како страшное и милосердное видение бысть без празднества?!» - воскликнул Андрей Боголюбский, и продолжил: «Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая». Так в календаре Русской Православной Церкви появился новый праздник.
Несмотря на то, что инициатором его введения стал князь, день Покрова не воспринимался как навязанный «сверху». Ведь сам Андрей Боголюбский был искренне и глубоко верующим человеком. И его любовь к Божией Матери и упование на помощь и защиту Богородицы не расходились с церковным и народным сознанием. Поэтому праздник Покрова Пресвятой Богородицы быстро стал одним из любимейших в народе. Андрей Боголюбский словно дал ещё один повод и основание для прославления Девы Марии — в этот день Церковь стала молиться Богородице и славить Её как ходатаицу и защитницу всех православных христиан. А сам князь Андрей Боголюбский впоследствии был причислен к лику святых.
Греция вспомнила про Праздник Покрова Пресвятой Богородицы лишь во второй половине двадцатого века. Заступничество Пресвятой Богородицы помогло народу этой страны освободиться от фашистских завоевателей в ходе Второй Мировой войны. По решению Священного Синода Элладской Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуют в день освобождения Афин, двадцать восьмого октября.
В данной программе использованы материалы видео-портала «Яндекс.Видео», телеканала «ТВ Центр», «Первого канала».
Образ русской красавицы в красках Константина Маковского
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
На картине Константина Маковского «За прялкой» изображена дочь художника, Ольга. На этом полотне живописец создал образ русской красавицы: тихой, трудолюбивой, с умиротворенным взглядом и доброй улыбкой.

— Настенька. Это ты! Здравствуй! Тебя и не узнать, как ты выросла за лето. Давненько ты к нам в Третьяковскую галерею не заходила.
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Я и сама уже соскучилась по вам, и по живописи тоже! А мне в художественной школе как раз дали задание сделать доклад про русский колорит в живописи по одной из картин. Я обрадовалась — хороший повод к вам зайти. Как думаете, какую работу лучше взять для доклада?
— Хм... Может, что-то из Кустодиева... Или... Или вот! Прямо перед нами. Картина Константина Маковского «За прялкой». Художник написал её в начале 1900-х (тысяча девятисотых) годов. Кажется, это то, что нам нужно.
— Маргарита Константиновна, точно! Отлично подходит для доклада. На ней изображена девушка в роскошном сарафане и очень-очень красивом кокошнике! По плечам раскинулись косы, а на шее — бусы из крупных камней. Что это за камушки?
— Бусы, вероятно, сделаны из бирюзы и янтаря. Девушки на Руси носили украшения из этих камней ещё в домонгольское время. Барышня сидит на открытой веранде за прялкой — делает пряжу. Из волокон шерсти скручивает тонкую нить. Занятие — самое обыкновенное для наших прабабушек и всех русских девушек и женщин прошлых веков.
— Маргарита Константиновна, но, если это занятие вполне обыкновенное, почему же одеяние героини такое необычайно красивое?
— Настя, ты усмотрела суть этой работы. Константин Маковский создаёт в ней сказочный образ русской красавицы, он намеренно преувеличивает, приукрашает действительность. Художник добивается такого восприятия картины с помощью светового отблеска. Изображение будто сияет: золотое шитьё на изумрудно-зелёном сарафане, кокошник героини, украшенный поднизью из бисера и жемчугом.
— Поднизь — это золотистая сеточка, которая прикрывает лоб?
— Да, верно, Настя. И всё это перекликается с блеском листвы благоухающего сада, что раскинулся вокруг террасы. Ветви деревьев купаются в солнечных лучах... А светлые резные столбы и балясины, очертания прялки придают картине настоящий русский колорит, который был любим художником Константином Маковским.
— И правда — смотришь на картину «За прялкой» и будто попадаешь в сказочный терем, где Василиса Прекрасная поджидает своего супруга, Ивана Царевича. А лицо у героини такое умиротворённое, задумчивое... Кажется, что эта девица-красавица поёт какую-то тихую песню.
— И в самом деле, девушки на Руси часто пели во время прядения. Песни пели долгие, протяжные... Некоторые так и назывались прялочными. А если девушки собирались трудиться вместе — то и пели тоже в несколько голосов. Такие встречи назывались посиделками или вечорками. Каждая девица выполняла свою работу: шила одежду, вышивала или пряла.
— Конечно! Вместе ведь трудиться веселее. Вот только жаль, что почти никто из нас, современных девочек, не умеет прясть или вышивать. Я вот, например, не умею.
— Наверное, прясть сейчас трудно научиться, а вот вышивать нитками или бисером — вполне возможно. Ты могла бы своими руками вышить салфетку или носовой платочек. А может быть, воротник или подол платья.
— Как у девицы-красавицы на картине?
— Конечно. Почему бы и нет? Кстати, в качестве героини картины, Константин Маковский запечатлел свою дочь, Ольгу. Он довольно часто изображал в работах детей: сына Сергея, дочерей Елену, Марину, Ольгу... Девушки предстают в образах русских крестьянок, барышень и царевен... И независимо от статуса героини полотна — эти образы непременно яркие и запоминающиеся.
— И героиня картины Константина Маковского «За прялкой» мне тоже запомнится. Своим спокойным нравом, умиротворённым взглядом и доброй улыбкой.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Павел Плешанов «Христос у Марфы и Марии»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Вы замечали, Андрей Борисович, что во всех картинных галереях России есть полотна на Евангельские темы? И Ярославский художественный музей, в котором мы находимся — не исключение.
— Это не удивительно, Маргарита Константиновна! В девятнадцатом веке русские художники часто обращались к сюжетам Нового Завета. Вот перед нами одна из таких картин, она создана в 1854 году, называется «Христос у Марфы и Марии». Художник Павел Плешанов проиллюстрировал десятую главу Евангелия от Луки.
— Удивительная история! Две сестры принимают Спасителя в своём доме. Марфа трудится, чтобы накормить Христа, накрывает на стол. Мария сидит у Его ног и внимательно слушает. Первой трудно и досадно одной хлопотать по хозяйству, она говорит об этом Иисусу.
Андрей Борисович
— А Он отвечает: «Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё».
— Сюжет глубокий, сложный. Я много размышляла над ним, читала толкования. Но так и смогла понять — неужели молитвенное сосредоточение для человека предпочтительнее деятельного служения?
— Но выбор так и не должен стоять! И то и другое одинаково важно.
— Но как же? Христос подчеркнул, что Мария избрала благую часть, и упрекнул Марфу за излишние хлопоты.
— Не за хлопоты, Маргарита Константиновна — за суету. За то состояние, в котором человек — от усталости или по иным причинам, становится раздражительным. И ему кажется, что другие трудятся меньше, не стараются. Господь указал Марфе, что Мария не бездельничает. В её душе происходит работа, оценить которую может только Он, Сердцеведец.
— И вы хотите сказать, что труд Марфы при этом Христос не умалял?
— Конечно же нет! И Павел Плешанов подчеркнул это в своей картине. Взгляните, Марфа подаёт угощение на стол, и в руках её — ваза, наполненная фруктами — сливами, персиками... Так символически показано, что служение ближнему приносит богатые плоды.
— А облик Марии на полотне — олицетворение пламенной молитвы. Она вся обратилась в слух, внимая словам Спасителя. И алые одежды девушки говорят о том, что её душа горит любовью к Богу.
— При этом образы двух святых сестёр неразрывны! Недаром великая княгиня Елизавета Фёдоровна, учредив в 1909 году монашескую обитель, назвала её Марфо-Мариинской. Подобно Марии сёстры хранили сердечную устремлённость к Богу, а по примеру Марфы трудились ради других.
— Елизавета Фёдоровна неслучайно выбрала именно этих небесных покровительниц для своего монастыря. А вот интересно, почему Павел Плешанов сделал сюжет о Марфе и Марии темой своей картины?
— Возможно, художник искал в этом евангельском отрывке выход из внутреннего конфликта.
— Конфликта? Но какого?
— Павел Фёдорович родился в богатой купеческой семье, окончил коммерческое училище в Санкт-Петербурге. И должен был продолжить дело отца, посвятить себя торговле. Но он чувствовал призвание к живописи, считал, что это дар от Бога. И сделал выбор — поступил в Императорскую академию художеств.
— Но Плешанов мог заниматься искусством и жить безбедно за счёт родительского капитала.
— Наверное, мог бы! Однако, жизнь распорядилась иначе. Брат художника взял семейное дело в свои руки — и вскоре полностью разорился. Павел Фёдорович приютил его в своей казённой квартире при Академии художеств. И содержал большую семью, продавая картины и трудясь преподавателем.
— Сначала пример святой Марии вдохновил художника не размениваться на житейскую суету, а затем Марфа послужила для него образцом самоотверженной заботы о близких.
— Да, евангельская история стала для Павла Плешанова не только темой картины «Христос у Марфы и Марии». Она отразилась в его жизни.
Картину Павла Плешанова «Христос у Марфы и Марии», можно увидеть Ярославском художественном музее
Все выпуски программы: Краски России
Алексей Тыранов «Мальчик, пускающий мыльные пузыри»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Художник Алексей Тыранов. «Мальчик, пускающий мыльные пузыри». Паша, взгляни! Отрок лет двенадцати в холщовой домотканой рубахе сосредоточенно надувает щеки, пуская воздух через соломинку. Трудится над созданием маленького радужного чуда, забыв обо всем на свете. Тебе эта картина ничего не напоминает?
— Конечно, напоминает, дядя Андрей! Бабушка тогда очень огорчилась, узнав, что я весь её шампунь истратил на мыльные пузыри. Забавно, что эта история из детства настигла меня здесь, в Саранске, в музее изобразительных искусств.
— Тема мыльных пузырей в живописи очень распространена, племянник! Так что картины, ей посвящённые, ты можешь встретить во многих музеях мира!
— Правда?
— О, да! Художник Алексей Тыранов создал своё произведение в 1827 году. А прозрачные радужные шары из пены привлекли художников намного раньше. Первым мыльный пузырь изобразил голландский живописец Корнелис Кетель ещё во второй половине шестнадцатого века.
— И его идею подхватили?
— Да, в семнадцатом столетии она стала весьма востребованной.
— А ведь это непросто — изобразить летящую прозрачную сферу! Наверное, те, кому это удавалось, считались большими мастерами!
— Мыльный пузырь на картине, как знак качества — интересная мысль! И, в общем, верная. Но дело не только в этом. То, что сейчас мы знаем исключительно, как детскую забаву, в средние века служило символом скоротечности бытия. И на полотнах пузыри часто соседствовали с человеческими черепами.
— Вот как! Я удивлён! Картина «Мальчик, пускающий мыльные пузыри», мыслей о смерти не вызывает.
— У этого произведения иной смысл! Алексей Тыранов хотел вызвать у зрителя симпатию к герою картины. Художник стремился раскрыть внутренний мир крестьянского мальчика, показать его увлечённость творческой игрой, сосредоточенность. Для русской живописи начала девятнадцатого века это было весьма необычно и смело!
— Что ж тут смелого и необычного?
— Писать портреты простолюдинов в России долгое время было непринято. Одним из первых изображать крестьян стал Алексей Венецианов — помещик Тверской губернии, академик живописи. Он не только посвятил простым деревенским людям множество полотен, но ещё и создал в своем имении школу рисования для бедных.
— Для крестьян?
— Учениками Венециановской школы были не только крепостные крестьяне, но и малоимущие горожане. Как, например, Алексей Тыранов, автор картины «Мальчик, пускающий мыльные пузыри». Это от своего учителя он усвоил внимательное и бережное отношение к персонажу картины, какого бы он ни был сословия и возраста.
— Достойно уважения, правда?
— Безусловно! Каждая человеческая жизнь — чудо, сотворенное Богом. Вне зависимости, кому она принадлежит — монаршей особе или бедному крестьянину. Именно это хотел напомнить современникам Алексей Тыранов своей картиной «Мальчик, пускающий мыльные пузыри».
— Это и в наше время важно помнить.
Картину Алексея Тыранова «Мальчик, пускающий мыльные пузыри» можно увидеть в Саранске, Мордовском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России







