Ворота Хульды. В течении нескольких сотен лет у европейских археологов не было возможности сколь-нибудь серьёзно исследовать Храмовую гору, известную по Библии гак гора Мориа и расположенную в самом центре древнего Иерусалима. Связано это было с тем, что долгое время территория эта находилась под управлением мусульман. Лишь во второй половине 19-го века учёные смогли осмотреть гору и произвести ряд измерений. Более серьёзные исследования и раскопки у Южной стены Храмовой горы начались уже после 1968 года, когда эта территория оказалась в руках израильтян. Сразу несколько археологических групп начали работу на месте, святом для каждого иудея. Опускаясь все глубже и глубже в исторические пласты, археологи делали одно открытие за другим!
Комментарий эксперта:
В процессе раскопок нашим глазам открывались фрагменты мостовой, торговые лавки, бассейны для ритуального омовения. Порой складывалось впечатление, что римские воины только недавно покинули эти места. Одной из самых удивительных находок стали т.н. Ворота Хульды (названные так по имени древней пророчицы) и ступени, которые некогда вели в иерусалимский храм.
70 год нашей эры. Рассвирепевшие римские солдаты захватывают непокорный Иерусалим. В течение считанных дней город фактически стирается с лица земли. Под палящим солнцем воины непобедимой армады разрушают едва построенный храм. Только нечеловеческая ненависть могла дать силы сдвинуть многотонные каменные блоки, которые с шумом летят вниз, вдребезги разбивая мостовую. Остатки храма затем растащат на строительные материалы возводимого здесь города для отставных офицеров – Элия Капитолина. Впоследствии на месте величественного храма будет сначала помойка, потом стойбище, церковь, а затем и мусульманский храмовый комплекс. Все, что имело отношение к Иерусалимскому храму, на долгие столетия исчезнет под десяти метровым слоем мусора, земли, остатков лачуг и дворцов.
Комментарий эксперта:
Ворота Хульды были заложены во времена мусульманского владычества. Они состоят из двух и трех арок. В тройные ворота паломники входили а в двойные выходили. К воротам ведет лестница. Она не простая. Ступени специально находятся на разном расстоянии друг от друга. Поэтому по ней невозможно взбежать, а лишь медленно подняться. Мы ведь поднимаемся к самому святому месту на свете. И чтобы не делать этот подъём обыденным, даже ступени напоминали нам о святости этого места.
Ворота Хульды и ступени к ним были единственным входом в Храм. Иного способа войти в святыню не было. Открытие археологов при раскопках Храмовой Горы трудно переоценить. Учёным ещё предстоит дать исчерпывающий ответ на вопросы: где находится Комната тайной вечери, не известно, как долго не стихнут споры о месте Вознесения (Господа) и признании Храма Гроба Господня. Но отныне нет никаких сомнений, что именно на эти ступеньки в своё время ступала нога самого Иисуса.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема