Как-то раз Патриарху Кириллу позвонила одна его родственница, и, как бы между прочим, спросила, почему, выступая по телевидению, он всё время улыбается. В её словах читался явный упрёк: мол, не полагается Предстоятелю Церкви обращаться к народу с улыбкой! Об этом эпизоде, и о многих других сложившихся в обществе ложных стереотипах относительно Церкви, Патриарх Кирилл размышляет в книге под названием «Патриарх и молодёжь. Разговор без дипломатии».
Сборник объединил статьи и выступления Патриарха, связанные с проблематикой отношений современной молодёжи и Церкви. Кстати, упомянутый эпизод, который на страницах книги рассказывает сам Патриарх Кирилл, к этой теме имеет самое прямое отношение. Ведь, увы, не секрет, что некоторые верующие часто напускают на себя строгий и мрачный вид, от которого веет холодом и неприветливостью. И нетрудно угадать, какую реакцию у молодых людей, впервые пришедших в храм, может вызвать встреча с такими «братьями по вере».
Но в Евангельском ли духе подобное поведение? - размышляет Патриарх в одной из глав под названием «Радость христианина и благообразие фарисея» и призывает внимательнее вчитаться в слова Священного Писания, призывающего человека «всегда радоваться». Язык христианина – это язык любви и доброжелательности, и он куда более понятен людям, а тем более, молодёжи, чем напускная благопристойность, - делает вывод Предстоятель Русской Церкви.
С молодёжью вообще следует разговаривать с большим уважением и любовью, считает Патриарх, называя юное поколение потенциалом нашего будущего. Однако он не скрывает, что в нынешних непростых реалиях разговор этот должен быть по-взрослому серьёзным. В книге «Патриарх и молодёжь. Разговор без дипломатии» идёт речь о таких опасностях современного глобального общества, которые невооружённым взглядом порой можно и не заметить. Например, реклама, исподтишка уверенными темпами превращающая «человека разумного» в существо, живущее по зову инстинктов; колоссальный информационный поток, в котором всё труднее становится отделять зёрна от плевел… Патриарх Кирилл предлагает современным молодым людям честно взглянуть в лицо проблемам и найти выход с помощью вечной Евангельской мудрости.
Патриарх цитирует Канта, размышляет о философии постмодерна и духовной подоплёке экономического кризиса. И не проповедует, а ведёт доверительный разговор – без морализаторства и нотаций, открытый и искренний. «Разговор без дипломатии», показывающий, насколько интересный и естественный диалог способны вести Патриарх и молодёжь.
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.